О построении системной модели субъекта патриотизма
Аннотация
В статье рассмотрено понятие патриотизма в целях развития научного знания о его теоретико-методологических основах. Предложена совокупность его частей, образующих состав патриотизма: объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Представлена системная модель субъекта патриотизма, включающая личностный и социальный компоненты, в каждый из которых входит ряд элементов, а также связи между ними.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2023 |
Страницы | 170-184 |
УДК | 159.9:37.015.3 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_3_170 |
Безопасность и прогресс государства зависят прежде всего от патриотизма его граждан, что признавалось как в прошлом (например, вывод сделан Х. Спурелом на основе анализа литературных источников в 1914 году [19]), так и в настоящем (в условиях глобализации, современных рисков, вызовов, угроз [4]) фактором первостепенной важности.
Патриотизм стал объектом исследования науки на определенной стадии развития общества. В психологии данное понятие рассматривается как личностное образование, составная часть структуры личности, отношение [5]. По мнению С. В. Мещеряковой, патриотизм включает в себя ценностные ориентации и личностные смыслы, патриотическую направленность, мотивацию и чувства, патриотическое поведение, сознание и отношение [12].
В научных исследованиях подход к изучению вышеуказанного понятия и его содержания конкретизируется, как правило, в зависимости от позиции ученого. Например, А. В. Потемкин рассматривал патриотизм как свойство личности. Ученый разработал тест, раскрывающий его структуру, — «Патриограмма» [17]. В нем патриотизм рассматривается в дихотомии восьми шкал, каждая из которых включает в себя две переменные. В основе разработки была диспозиционная концепция свойств личности и индивидуальности А. И. Крупнова [7].
В контексте проводимого анализа весьма значима работа С. И. Кудинова. В ней патриотизм анализируется как интегративное социальнопсихологическое образование, а патриотичность — как свойство личности субъекта. Выделены виды направленности патриотического поведения, прослеживается взаимосвязь с педагогикой в части, касающейся рассмотрения качеств личности [8].
Значимый вклад в изучение и развитие патриотизма внесли работы В. А. Кольцова и В. А. Соснина. Ученые выделяют два уровня патриотизма: отдельного человека (личностная подструктура) и макросоциума (общественное сознание) [6].