Дата публикации: 01.07.2023

Взаимосвязь возраста и стажа работы с эмоциональным выгоранием работников сферы образования

Аннотация

Проведен теоретический анализ психологической литературы по взаимосвязи социально-демографических факторов возраста и стажа с феноменом «эмоциональное выгорание» работников сферы образования. Проведенные теоретические исследования показали неоднозначную взаимосвязь социально-демографических факторов возраста и стажа с феноменом «эмоциональное выгорание».




С возрастанием требований Министерства образования и науки к профессиональным обязанностям работников образовательной сферы проблема психологического соответствия работника своей профессии в настоящее время является одной из наиболее актуальных в педагогической психологии. В этой связи востребованным становится изучение социально-психологических факторов, оказывающих негативное воздействие на специалистов, работающих в сфере образования. Среди детерминантов, оказывающих наиболее существенное влияние на возникновение эмоционального выгорания у работника образовательной сферы, большинство исследователей определяет социально-демографические факторы.

Из всех социально-демографических характеристик возраст и трудовой стаж педагога многими исследователями признаются наиболее значимыми для формирования личности как профессионала, приобретения знаний и опыта, выработки индивидуального стиля в процессе профессиональной деятельности. Наряду с перечисленными положительными приобретениями в профессиональной деятельности с увеличением стажа и возраста у работника со временем истощаются умственные, физические и эмоциональные ресурсы, исчерпанность которых в дальнейшем может спровоцировать возникновение синдрома «эмоциональное выгорание».

Целью статьи является изучение теоретических источников влияния социально-демографических факторов возраста и трудового стажа на степень эмоционального выгорания людей, работающих в сфере образования.

Анализ зарубежных и отечественных теоретических и эмпирических исследований феномена эмоционального выгорания показывает, что профессия педагога является одной из тех немногих, которая больше всего подвержена риску формирования синдрома выгорания, поскольку труд педагога характеризуется высокой эмоциональной и психофизической нагрузкой. В нынешних непростых условиях, в которых приходится трудиться работникам образования, труд педагога можно назвать в прямом смысле деятельностью, специально созданной для эмоционального выгорания. Индивидуально-личностные особенности, высокая загруженность на работе, сложные межличностные отношения с коллегами, условия рабочей среды, специфика трудовой деятельности, негативные последствия трудового стажа и возраста работника со временем приводят к формированию синдрома выгорания. Негативные последствия выгорания чаще всего выражаются в неудовлетворенности собой и своей работой, близким окружением, в эмоционально-нравственной дезориентации, снижении профессиональной ответственности, а также в нарушении функции сердечно-сосудистой системы и других важных органов человеческого организма.

О сложном характере воздействия феномена выгорания на личность работника говорит и тот факт, что ученые разных стран по-разному трактуют характер проявления симптомов выгорания.

Список литературы

1. 14. Майстренко В. И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей / В. И. Майстренко // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 1. — С. 21–29.
2. Maistrenko V. I. Vzaimosvyaz’ sindroma emotsional’nogo vygoraniya i stepeni udovletvorennosti professional’nykh potrebnostei uchitelei / V. I. Maistrenko // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2010. — № 1. — S. 21–29.
3. 15. Мальцева Н. В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы : автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. В. Мальцева. — Казань, 2005. — 24 с.
4. Mal’tseva N. V. Proyavleniya sindroma psikhicheskogo vygoraniya v protsesse professionalizatsii uchitelya v zavisimosti ot vozrasta i stazha raboty : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk / N. V. Mal’tseva. — Kazan’, 2005. — 24 s.
5. 16. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва, 1996. — 308 с.
6. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma / A. K. Markova. — Moskva, 1996. — 308 s.
7. 17. Молчанова Л. Н. Профиль деятельности и состояние психического выгорания у учителей городских и сельских общеобразовательных школ / Л. Н. Молчанова // Известия Саратовского университета. — 2011.
8. Molchanova L. N. Profil’ deyatel’nosti i sostoyanie psikhicheskogo vygoraniya u uchitelei gorodskikh i sel’skikh obshcheobrazovatel’nykh shkol / L. N. Molchanova // Izvestiya Saratovskogo universiteta. — 2011.
9. 18. Ожогова Е. Г. Типологические особенности педагогов с различным уровнем выраженности синдрома «психического выгорания» / Е. Г. Ожогова // Инновации в образовании. — 2009. — № 3. — С. 43–47.
10. Ozhogova E. G. Tipologicheskie osobennosti pedagogov s razlichnym urovnem vyrazhennosti sindroma «psikhicheskogo vygoraniya» / E. G. Ozhogova // Innovatsii v obrazovanii. — 2009. — № 3. — S. 43–47.
11. 19. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования/ В.Е.Орел// Практическая психология и психоанализ. — 2001. — №9. — С.30–35.
12. Orel V. E. Fenomen «vygoraniya» v zarubezhnoi psikhologii: empiricheskie issledovaniya/ V.E.Orel// Prakticheskaya psikhologiya i psikhoanaliz. — 2001. — №9. — S.30–35.
13. 20. Покровская С. Е. Синдром эмоционального выгорания педагогов с разным стажем профессиональной деятельности / С. Е. Покровская, П. С. Суравьева // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. — Мо
14. Pokrovskaya S. E. Sindrom emotsional’nogo vygoraniya pedagogov s raznym stazhem professional’noi deyatel’nosti / S. E. Pokrovskaya, P. S. Surav’eva // Novaya psikhologiya professional’nogo truda pedagoga: ot nestabil’noi real’nosti k ustoichivomu razvitiy
15. 21. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. — 2002.
16. Ronginskaya T. I. Sindrom vygoraniya v sotsial’nykh professiyakh / T. I. Ronginskaya // Psikhologicheskii zhurnal. — 2002.
17. 22. Рукавишников А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов : дис. … канд. психол. наук / А. А. Рукавишников. — Ярославль, 2001. — 158 с.
18. Rukavishnikov A. A. Lichnostnye determinanty i organizatsionnye faktory genezisa psikhicheskogo vygoraniya u pedagogov : dis. … kand. psikhol. nauk / A. A. Rukavishnikov. — Yaroslavl’, 2001. — 158 s.
19. 23. Самоукина Н. В. Синдром профессионального выгорания / Н. В. Самоукина // Медицинская газета. — 2005. — № 43. — С. 13–18.
20. Samoukina N. V. Sindrom professional’nogo vygoraniya / N. V. Samoukina // Meditsinskaya gazeta. — 2005. — № 43. — S. 13–18.
21. 24. Хетагурова А. К. Социально-демографические и психологические факторы, влияющие на уход из профессии медицинских сестер на современном этапе / А. К. Хетагурова, Н. А. Касимовская // Экономика здравоохранения. — 2007. — №2–3 (112). — С. 25–29.
22. Khetagurova A. K. Sotsial’no-demograficheskie i psikhologicheskie faktory, vliyayushchie na ukhod iz professii meditsinskikh sester na sovremennom etape / A. K. Khetagurova, N. A. Kasimovskaya // Ekonomika zdravookhraneniya. — 2007. — № 2–3 (112). — S. 25
23. 25. Шафикова Г. Р. Личностные факторы эмоционального выгорания современных педагогов / Г. Р. Шафикова, З. В. Псянчина // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 4. — С. 213–219.
24. Shafikova G. R. Lichnostnye faktory emotsional’nogo vygoraniya sovremennykh pedagogov / G. R. Shafikova, Z. V. Psyanchina // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. — 2021. — № 4. — S. 213–219.
25. 1. Акименко Н. К. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы в школе [Электронный ресурс] / Н. К. Акименко. — URL: <a href="https://elibrary.ru/download/elibrary_24312974_89110848.pdf" target="_blank">https://elibrary.ru/download/elibrary_24312974_89110848.pdf</a> (дата обращения: 18.08.2017)
26. Akimenko N. K. Osobennosti proyavleniya sindroma emotsional’nogo vygoraniya u pedagogov s razlichnym stazhem raboty v shkole [Elektronnyi resurs] / N. K. Akimenko. — URL: <a href="https://elibrary.ru/download/elibrary_24312974_89110848.pdf" target="_blank">https://elibrary.ru/download/elibrary_24312974_89110848.pdf</a> (data obrashcheniya: 18.
27. 2. Анциферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л. И. Анциферова. — Москва : ИП РАН, 2006. — 512 с.
28. Antsiferova L. I. Razvitie lichnosti i problemy gerontopsikhologii / L. I. Antsiferova. — Moskva : IP RAN, 2006. — 512 s.
29. 3. Бойко В. В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2004.
30. Boiko V. V. Energiya emotsii / V. V. Boiko. — 2-e izd. — Sankt-Peterburg : Piter, 2004.
31. 4. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Борисова // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С. 96–105.
32. Borisova M. V. Psikhologicheskie determinanty fenomena emotsional’nogo vygoraniya u pedagogov / M. V. Borisova // Voprosy psikhologii. — 2005. — № 2. — S. 96–105.
33. 5. Водопьянова Н. Е. Синдром эмоционального выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 258 с.
34. Vodop’yanova N. E. Sindrom emotsional’nogo vygoraniya: diagnostika i profilaktika / N. E. Vodop’yanova, E. S. Starchenkova. — 2-e izd. — Sankt-Peterburg : Piter, 2008. — 258 s.
35. 6. Гайдар К. М. Профессиональное выгорание преподавателя вуза в условиях модернизации высшей школы / К. М. Гайдар, О. П. Малютина // Сб. материалов научнопрактической конференции «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организацио
36. Gaidar K. M. Professional’noe vygoranie prepodavatelya vuza v usloviyakh modernizatsii vysshei shkoly / K. M. Gaidar, O. P. Malyutina // Sb. materialov nauchnoprakticheskoi konferentsii «Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya psikhologii truda i o
37. 7. Галюк Н. А. Особенности эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности / Н. А. Галюк, М. В. Зуева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 338–342. — URL: <a href="https://moluch.ru/" target="_blank">https://moluch.ru/</a> archive/456
38. Galyuk N. A. Osobennosti emotsional’nogo vygoraniya u pedagogov s raznym stazhem professional’noi deyatel’nosti / N. A. Galyuk, M. V. Zueva. — Tekst: neposredstvennyi // Molodoi uchenyi. — 2023. — № 9 (456). — S. 338–342. — URL: <a href="https://moluch.ru/" target="_blank">https://moluch.ru/</a> archive
39. 8. Грабе М. Синдром выгорания — болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять / М. Грабе ; пер. с нем. — Санкт-Петербург : Речь, 2008.
40. Grabe M. Sindrom vygoraniya — bolezn’ nashego vremeni. Pochemu lyudi vygorayut i chto mozhno protiv etogo predprinyat’ / M. Grabe ; per. s nem. — Sankt-Peterburg : Rech’, 2008.
41. 9. Гроза И. В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание [Электронный ресурс] / И. В. Гроза // Современные наукоемкие технологии. — URL: <a href="http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=25757" target="_blank">http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=25757</a> (дата обращения: 23.08.2022).
42. Groza I. V. Vliyanie vozrasta i stazha pedagoga na emotsional’noe vygoranie [Elektronnyi resurs] / I. V. Groza // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=25757 (data obrashcheniya: 23.08.2022).
43. 10. Жеглова К. Ю. Динамики формирования психического выгорания в профессии оператора телекоммуникационной связи : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / К. Ю. Жеглова. — Ярославль, 2007. — 26 с.
44. Zheglova K. Yu. Dinamiki formirovaniya psikhicheskogo vygoraniya v professii operatora telekommunikatsionnoi svyazi : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.03 / K. Yu. Zheglova. — Yaroslavl’, 2007. — 26 s.
45. 11. Капичникова О. Б. Проблемы профессионального выгорания преподавателей современного вуза / О. Б. Капичникова, Е. А. Падалка // Мир педагогики и психологии. — 2017. — № 11 (16). — С. 142–148.
46. Kapichnikova O. B. Problemy professional’nogo vygoraniya prepodavatelei sovremennogo vuza / O. B. Kapichnikova, E. A. Padalka // Mir pedagogiki i psikhologii. — 2017. — № 11 (16). — S. 142–148.
47. 12. Кондратьева С. В. Понимание учителем личности ученика / С. В. Кондратьева // Вопросы психологии. — 1980. — № 5. — С. 46–59.
48. Kondrat’eva S. V. Ponimanie uchitelem lichnosti uchenika / S. V. Kondrat’eva // Voprosy psikhologii. — 1980. — № 5. — S. 46–59.
49. 13. Лукьянова Н. А. Профессиональное самосознание педагога и синдром эмоционального выгорания / Н. А. Лукьянова // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 4. — С. 72–74.
50. Luk’yanova N. A. Professional’noe samosoznanie pedagoga i sindrom emotsional’nogo vygoraniya/ N.A.Luk’yanova// Nachal’naya shkola plyus do i posle. — 2012. — №4. — S.72–74.

Остальные статьи