Дата публикации: 01.07.2023

Взаимосвязь возраста и стажа работы с эмоциональным выгоранием работников сферы образования

Аннотация

Проведен теоретический анализ психологической литературы по взаимосвязи социально-демографических факторов возраста и стажа с феноменом «эмоциональное выгорание» работников сферы образования. Проведенные теоретические исследования показали неоднозначную взаимосвязь социально-демографических факторов возраста и стажа с феноменом «эмоциональное выгорание».




С возрастанием требований Министерства образования и науки к профессиональным обязанностям работников образовательной сферы проблема психологического соответствия работника своей профессии в настоящее время является одной из наиболее актуальных в педагогической психологии. В этой связи востребованным становится изучение социально-психологических факторов, оказывающих негативное воздействие на специалистов, работающих в сфере образования. Среди детерминантов, оказывающих наиболее существенное влияние на возникновение эмоционального выгорания у работника образовательной сферы, большинство исследователей определяет социально-демографические факторы.

Из всех социально-демографических характеристик возраст и трудовой стаж педагога многими исследователями признаются наиболее значимыми для формирования личности как профессионала, приобретения знаний и опыта, выработки индивидуального стиля в процессе профессиональной деятельности. Наряду с перечисленными положительными приобретениями в профессиональной деятельности с увеличением стажа и возраста у работника со временем истощаются умственные, физические и эмоциональные ресурсы, исчерпанность которых в дальнейшем может спровоцировать возникновение синдрома «эмоциональное выгорание».

Целью статьи является изучение теоретических источников влияния социально-демографических факторов возраста и трудового стажа на степень эмоционального выгорания людей, работающих в сфере образования.

Анализ зарубежных и отечественных теоретических и эмпирических исследований феномена эмоционального выгорания показывает, что профессия педагога является одной из тех немногих, которая больше всего подвержена риску формирования синдрома выгорания, поскольку труд педагога характеризуется высокой эмоциональной и психофизической нагрузкой. В нынешних непростых условиях, в которых приходится трудиться работникам образования, труд педагога можно назвать в прямом смысле деятельностью, специально созданной для эмоционального выгорания. Индивидуально-личностные особенности, высокая загруженность на работе, сложные межличностные отношения с коллегами, условия рабочей среды, специфика трудовой деятельности, негативные последствия трудового стажа и возраста работника со временем приводят к формированию синдрома выгорания. Негативные последствия выгорания чаще всего выражаются в неудовлетворенности собой и своей работой, близким окружением, в эмоционально-нравственной дезориентации, снижении профессиональной ответственности, а также в нарушении функции сердечно-сосудистой системы и других важных органов человеческого организма.

О сложном характере воздействия феномена выгорания на личность работника говорит и тот факт, что ученые разных стран по-разному трактуют характер проявления симптомов выгорания.

Список литературы

1. Лукьянова Н. А. Профессиональное самосознание педагога и синдром эмоционального выгорания / Н. А. Лукьянова // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 4. — С. 72–74.
2. Шафикова Г. Р. Личностные факторы эмоционального выгорания современных педагогов / Г. Р. Шафикова, З. В. Псянчина // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 4. — С. 213–219.
3. Хетагурова А. К. Социально-демографические и психологические факторы, влияющие на уход из профессии медицинских сестер на современном этапе / А. К. Хетагурова, Н. А. Касимовская // Экономика здравоохранения. — 2007. — №2–3 (112). — С. 25–29.
4. Самоукина Н. В. Синдром профессионального выгорания / Н. В. Самоукина // Медицинская газета. — 2005. — № 43. — С. 13–18.
5. Рукавишников А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов : дис. … канд. психол. наук / А. А. Рукавишников. — Ярославль, 2001. — 158 с.
6. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. — 2002.
7. Покровская С. Е. Синдром эмоционального выгорания педагогов с разным стажем профессиональной деятельности / С. Е. Покровская, П. С. Суравьева // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. — Мо
8. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования/ В.Е.Орел// Практическая психология и психоанализ. — 2001. — №9. — С.30–35.
9. Ожогова Е. Г. Типологические особенности педагогов с различным уровнем выраженности синдрома «психического выгорания» / Е. Г. Ожогова // Инновации в образовании. — 2009. — № 3. — С. 43–47.
10. Молчанова Л. Н. Профиль деятельности и состояние психического выгорания у учителей городских и сельских общеобразовательных школ / Л. Н. Молчанова // Известия Саратовского университета. — 2011.
11. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва, 1996. — 308 с.
12. Мальцева Н. В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы : автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. В. Мальцева. — Казань, 2005. — 24 с.
13. Майстренко В. И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей / В. И. Майстренко // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 1. — С. 21–29.
14. Акименко Н. К. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы в школе [Электронный ресурс] / Н. К. Акименко. — URL: <a href="https://elibrary.ru/download/elibrary_24312974_89110848.pdf" target="_blank">https://elibrary.ru/download/elibrary_24312974_89110848.pdf</a> (дата обращения: 18.08.2017)
15. Кондратьева С. В. Понимание учителем личности ученика / С. В. Кондратьева // Вопросы психологии. — 1980. — № 5. — С. 46–59.
16. Капичникова О. Б. Проблемы профессионального выгорания преподавателей современного вуза / О. Б. Капичникова, Е. А. Падалка // Мир педагогики и психологии. — 2017. — № 11 (16). — С. 142–148.
17. Жеглова К. Ю. Динамики формирования психического выгорания в профессии оператора телекоммуникационной связи : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / К. Ю. Жеглова. — Ярославль, 2007. — 26 с.
18. Гроза И. В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание [Электронный ресурс] / И. В. Гроза // Современные наукоемкие технологии. — URL: <a href="http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=25757" target="_blank">http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=25757</a> (дата обращения: 23.08.2022).
19. Грабе М. Синдром выгорания — болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять / М. Грабе ; пер. с нем. — Санкт-Петербург : Речь, 2008.
20. Галюк Н. А. Особенности эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности / Н. А. Галюк, М. В. Зуева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 338–342. — URL: <a href="https://moluch.ru/" target="_blank">https://moluch.ru/</a> archive/456
21. Гайдар К. М. Профессиональное выгорание преподавателя вуза в условиях модернизации высшей школы / К. М. Гайдар, О. П. Малютина // Сб. материалов научнопрактической конференции «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организацио
22. Водопьянова Н. Е. Синдром эмоционального выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 258 с.
23. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Борисова // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С. 96–105.
24. Бойко В. В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2004.
25. Анциферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л. И. Анциферова. — Москва : ИП РАН, 2006. — 512 с.

Остальные статьи