Взаимосвязь возраста и стажа работы с эмоциональным выгоранием работников сферы образования
Аннотация
Проведен теоретический анализ психологической литературы по взаимосвязи социально-демографических факторов возраста и стажа с феноменом «эмоциональное выгорание» работников сферы образования. Проведенные теоретические исследования показали неоднозначную взаимосвязь социально-демографических факторов возраста и стажа с феноменом «эмоциональное выгорание».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2023 |
Страницы | 161-169 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_161 |
С возрастанием требований Министерства образования и науки к профессиональным обязанностям работников образовательной сферы проблема психологического соответствия работника своей профессии в настоящее время является одной из наиболее актуальных в педагогической психологии. В этой связи востребованным становится изучение социально-психологических факторов, оказывающих негативное воздействие на специалистов, работающих в сфере образования. Среди детерминантов, оказывающих наиболее существенное влияние на возникновение эмоционального выгорания у работника образовательной сферы, большинство исследователей определяет социально-демографические факторы.
Из всех социально-демографических характеристик возраст и трудовой стаж педагога многими исследователями признаются наиболее значимыми для формирования личности как профессионала, приобретения знаний и опыта, выработки индивидуального стиля в процессе профессиональной деятельности. Наряду с перечисленными положительными приобретениями в профессиональной деятельности с увеличением стажа и возраста у работника со временем истощаются умственные, физические и эмоциональные ресурсы, исчерпанность которых в дальнейшем может спровоцировать возникновение синдрома «эмоциональное выгорание».
Целью статьи является изучение теоретических источников влияния социально-демографических факторов возраста и трудового стажа на степень эмоционального выгорания людей, работающих в сфере образования.
Анализ зарубежных и отечественных теоретических и эмпирических исследований феномена эмоционального выгорания показывает, что профессия педагога является одной из тех немногих, которая больше всего подвержена риску формирования синдрома выгорания, поскольку труд педагога характеризуется высокой эмоциональной и психофизической нагрузкой. В нынешних непростых условиях, в которых приходится трудиться работникам образования, труд педагога можно назвать в прямом смысле деятельностью, специально созданной для эмоционального выгорания. Индивидуально-личностные особенности, высокая загруженность на работе, сложные межличностные отношения с коллегами, условия рабочей среды, специфика трудовой деятельности, негативные последствия трудового стажа и возраста работника со временем приводят к формированию синдрома выгорания. Негативные последствия выгорания чаще всего выражаются в неудовлетворенности собой и своей работой, близким окружением, в эмоционально-нравственной дезориентации, снижении профессиональной ответственности, а также в нарушении функции сердечно-сосудистой системы и других важных органов человеческого организма.
О сложном характере воздействия феномена выгорания на личность работника говорит и тот факт, что ученые разных стран по-разному трактуют характер проявления симптомов выгорания.