Дата публикации: 01.07.2023

Самооценка пригодности и профессиональная направленность старшеклассников при выборе профессии

Аннотация

Статья посвящена исследованию актуальной и современной проблемы профессионального самоопределения старшеклассников. В качестве критерия профессиональной направленности выбраны самооценки пригодности: черт характера, способностей и склонностей, физических данных и состояния здоровья старшеклассников при выборе профессии. Методом сравнительного анализа исследованы самооценки пригодности и профессиональной направленности в период 2012–2019 годов.




Введение

Изучение самооценки пригодности и профессиональной направленности старшеклассников при выборе профессии является актуальной проблемой в отечественной педагогической психологии. Для каждого выпускника школы важно найти свое место в обществе, выбрать конкретную профессию.

Проблема личностного развития старшеклассников в условиях профессионального самоопределения обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление профессиональной сферы и образовательных систем, осуществляющих подготовку будущих специалистов [19]. В юношеском возрасте очень важной становится проблема выбора профессии, анализ самооценки: профессиональной пригодности, черт характера, способностей и склонностей, физических данных, состояния здоровья, мотивации, способов развития профессиональной направленности старшеклассников.

Цель исследования: уточнить понятие «профессиональная направленность» личности в юношеском возрасте в рамках исследования, изучить самооценку пригодности и профессиональную направленность старшеклассников при выборе профессии.

Задачи исследования

Список литературы

1. 12. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. — Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2002. — 248 с.
2. Mitina L. M. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoi lichnosti / L. M. Mitina. — Moskva : Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta ; Voronezh : MODEK, 2002. — 248 s.
3. 13. Мордовская А. В. Формирование профинтересов школьников в процессе факультативных занятий : дис. … канд. пед. наук / А. В. Мордовская. — Москва, 1990. — 284 с.
4. Mordovskaya A.V.Formirovanie profinteresov shkol’nikov v protsesse fakul’tativnykh zanyatii : dis. … kand. ped. nauk / A. V. Mordovskaya. — Moskva, 1990. — 284 s.
5. 14. Павлютенков Е. М. Управление профориентацией в образовательной школе : учеб. пособие / Е. М. Павлютенков. — Владивосток, 1990. — 148 с.
6. Pavlyutenkov E. M. Upravlenie proforientatsiei v obrazovatel’noi shkole : ucheb. posobie / E. M. Pavlyutenkov. — Vladivostok, 1990. — 148 s.
7. 15. Пальянов М. П. Формирование профессиональной направленности школьников : учеб. пособие / М. П. Пальянов [и др.]. — Томск : Изд-во Томского пединститута, 1988. — 240 с.
8. Pal’yanov M. P. Formirovanie professional’noi napravlennosti shkol’nikov : ucheb. posobie / M. P. Pal’yanov [i dr.]. — Tomsk : Izd-vo Tomskogo pedinstituta, 1988. — 240 s.
9. 16. Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — Москва : Наука, 1986. — 198 с.
10. Platonov K. K. Struktura i razvitie lichnosti / K. K. Platonov. — Moskva : Nauka, 1986. — 198 s.
11. 17. Покровская С. Е. Личность в процессе профессионального самоопределения / С.Е. Покровская // Материалы международ. науч.-практ. конф. молодых исследователей: в 2 ч. (Барановичи, 16–17 декабря 2003 г.). — Барановичи: БГВПК, 2003. — Ч. 2. — С. 77–79.
12. Pokrovskaya S. E. Lichnost’ v protsesse professional’nogo samoopredeleniya / S. E. Pokrovskaya // Materialy mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. molodykh issledovatelei : v 2 ch. (Baranovichi, 16–17 dekabrya 2003 g.). — Baranovichi : BGVPK, 2003. — Ch. 2. — S
13. 18. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников. — Москва, 2002. — 190 с.
14. Pryazhnikov N. S. Metody aktivizatsii professional’nogo i lichnostnogo samoopredeleniya : ucheb.-metod. posobie / N. S. Pryazhnikov. — Moskva, 2002. — 190 s.
15. 19. Рогов М. Г. Социально-психологические основы гуманизации системы непрерывного профессионального образования / М. Г. Рогов. — Казань : Изд-во КГТУ, 2001. — 230 с.
16. Rogov M. G. Sotsial’no-psikhologicheskie osnovy gumanizatsii sistemy nepreryvnogo professional’nogo obrazovaniya / M. G. Rogov. — Kazan’ : Izd-vo KGTU, 2001. — 230 s.
17. 20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — Москва, 1989. — Т. 1. — 320 с.
18. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii : v 2 t. / S. L. Rubinshtein. — Moskva, 1989. — T. 1. — 320 s.
19. 21. Саймон Б. Общество и образование / Б. Саймон. — Москва : Прогресс, 1989. — 130 с.
20. Saimon B. Obshchestvo i obrazovanie / B. Saimon. — Moskva : Progress, 1989. — 130 s.
21. 1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 т. — Москва : Педагогика, 1980. — Т. 1. — С. 25–41.
22. Anan’ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya / B. G. Anan’ev // Izbrannye psikhologicheskie trudy : v 2 t. — Moskva : Pedagogika, 1980. — T. 1. — S. 25–41.
23. 2. Асмолов А. Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 236 с.
24. Asmolov A. G. Deyatel’nost’ i ustanovka / A. G. Asmolov. — Moskva : Izd-vo Mosk. un-ta, 1979. — 236 s.
25. 3. Бережной Н. М. Человек и его потребности / Н. М. Бережной. — Москва : Форум, 2000. — 64 с.
26. Berezhnoi N. M. Chelovek i ego potrebnosti / N. M. Berezhnoi. — Moskva : Forum, 2000. — 64 s.
27. 4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — Москва : Просвещение, 1968. — 212 с.
28. Bozhovich L. I. Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste / L. I. Bozhovich. — Moskva : Prosveshchenie, 1968. — 212 s.
29. 5. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект : автореф. дис. … д-ра психол. наук / Е. М. Борисова. — Москва, 1995. — 21 с.
30. Borisova E. M. Professional’noe samoopredelenie: lichnostnyi aspekt : avtoref. dis. … d-ra psikhol. nauk / E. M. Borisova. — Moskva, 1995. — 21 s.
31. 6. Булгакова Н. Ф. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению в процессе их учебной и трудовой деятельности : дис. … канд. пед. наук / Н. Ф. Булгакова. — Москва, 1984. — 136 с.
32. Bulgakova N. F. Podgotovka shkol’nikov k professional’nomu samoopredeleniyu v protsesse ikh uchebnoi i trudovoi deyatel’nosti : dis. … kand. ped. nauk / N. F. Bulgakova. — Moskva, 1984. — 136 s.
33. 7. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — Москва : Эксмо-Пресс, 2002. — 1008 с.
34. Vy`gotskij L.S.Psikhologiya/ L.S.Vy`gotskij. — Moskva : Eksmo-Press, 2002. — 1008s.
35. 8. Йовайша Л. А. Основы подготовки учащихся к выбору профессии : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Л. А. Йовайша. — Вильнюс, 1971. — 40 с.
36. Iovaisha L. A. Osnovy podgotovki uchashchikhsya k vyboru professii : avtoref. dis. … d-ra ped. nauk / L. A. Iovaisha. — Vil’nyus, 1971. — 40 s.
37. 9. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов. — Москва : Знание, 1983. — 96 с.
38. Klimov E. A. Psikhologo-pedagogicheskie problemy professional’noi konsul’tatsii / E. A. Klimov. — Moskva : Znanie, 1983. — 96 s.
39. 10. Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов / С. П. Крягжде. — Вильнюс : Мокслас, 1981. — 96 с.
40. Kryagzhde S. P. Psikhologiya formirovaniya professional’nykh interesov / S. P. Kryagzhde. — Vil’nyus : Mokslas, 1981. — 96 s.
41. 11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1975. — 290 с.
42. Leont’ev A. N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ / A. N. Leont’ev. — Moskva : Politizdat, 1975. — 290 s.

Остальные статьи