Клиповая культура и состояния потока в учебной деятельности студентов
Аннотация
В статье показано влияние клиповой культуры на изменение когнитивных схем современной молодежи. По результатам контент-анализа письменных работ студентов определены образовательные условия, влияющие на состояние потока в учебной деятельности студентов. Это составляло цель работы. Современная образовательная среда имеет признаки гипертекста. В этих условиях для молодежи значимо быть самим «автором» текста, управлять процессом своего профессионального становления. В числе других потребностей выделены потребность в индивидуализации, в эмоциональном компоненте учебного процесса, в изменении его темпоритма. Маркер «привязка знаний к практике» выступает в качестве фильтра в условиях большого количества информации, поступающей по разным каналам. Исследование представляет интерес для широкого круга специалистов: психологов, социологов, культурологов, педагогов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2023 |
Страницы | 140-151 |
УДК | 159.99 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_3_140 |
Понятие «клиповая культура» введено Э. Тоффлером [18]. Он связывал возникновение клиповой культуры с переходом от индустриального к информационному обществу. Индустриальное общество отличалось системностью информации, размеренным темпом ее подачи, преобладанием массовых образов. Развитие СМИ привело к распаду культуры на аудитории («демассификация»), что увеличило количество производимой информации и сформировало потребность в новых способах ее подачи и обработки. В новой культуре информация передается в скоротечной форме: кусочками «клипа», модульными вспышками (рекламой, обрывками новостей, усеченными фрагментами). Человек должен сам создать свою модель реальности из разорванного материала и постоянно ее форматировать. Эту новую культуру информационного общества Э. Тоффлер назвал клиповой. Яркие продукты клиповой культуры — кинематограф, видеоклип, реклама, ТВ-шоу, Интернет. Они же порождают и стимулируют дальнейший тренд развития этого типа культуры.
Социальные признаки клиповости можно найти во многих сферах жизни, но наиболее иллюстративна медиасфера. Видеоряд ТВ-шоу, фильмов, новостей и прочего становится все более ярким и динамичным. Активно используются спецэффекты и компьютерная графика, задействуются множество каналов передачи информации. Например, в новостях зрителю одновременно предъявляются голос ведущего, кадры с места события, бегущая строка, чаты и пр. Зритель воспринимает множество сигналов и сам организует процесс их прочтения (гипертекстовость). В фильмах становятся популярны «блуждающие» сюжеты: сиквелы, приквелы, ремейки, спин-оффы (формульность повествования). Сериалы привлекают узнаваемостью образов, отсутствием необходимости каждый раз заново улавливать синопсис. При этом в сериалах наблюдается уменьшение времени серий.
Ярким проявлением клиповости на уровне социального взаимодействия является гипертекст как нелинейность повествования, где адресат сам выбирает последовательность «прочтения». Это способ организации коммуникации, при котором основной текст содержит ссылки на другие тексты, последовательность прочтения фрагментов по ссылкам можно менять. Пример такой организации текста — Интернет [1].
Изменение подачи информации происходит даже в современных книгах, в современном искусстве (например, кинофестиваль «Короче!»). Среди молодежи популярны комиксы (яркие японские манга), так как они способны передать большое количество информации за короткое время. На смену «Живому журналу» с большими объемами текста приходит TikTok с короткими, эмоционально заряженными роликами.
Трансформация культуры неизбежно влечет за собой изменение психических механизмов запоминания и воспроизведения, обработки информации в новых информационно-коммуникативных условиях.