Дата публикации: 01.07.2023

Клиповая культура и состояния потока в учебной деятельности студентов

Аннотация

В статье показано влияние клиповой культуры на изменение когнитивных схем современной молодежи. По результатам контент-анализа письменных работ студентов определены образовательные условия, влияющие на состояние потока в учебной деятельности студентов. Это составляло цель работы. Современная образовательная среда имеет признаки гипертекста. В этих условиях для молодежи значимо быть самим «автором» текста, управлять процессом своего профессионального становления. В числе других потребностей выделены потребность в индивидуализации, в эмоциональном компоненте учебного процесса, в изменении его темпоритма. Маркер «привязка знаний к практике» выступает в качестве фильтра в условиях большого количества информации, поступающей по разным каналам. Исследование представляет интерес для широкого круга специалистов: психологов, социологов, культурологов, педагогов.




Понятие «клиповая культура» введено Э. Тоффлером [18]. Он связывал возникновение клиповой культуры с переходом от индустриального к информационному обществу. Индустриальное общество отличалось системностью информации, размеренным темпом ее подачи, преобладанием массовых образов. Развитие СМИ привело к распаду  культуры на аудитории («демассификация»), что увеличило количество производимой информации и сформировало потребность в новых способах ее подачи и обработки. В новой культуре информация передается в скоротечной форме: кусочками «клипа», модульными вспышками (рекламой, обрывками новостей, усеченными фрагментами). Человек должен сам создать свою модель реальности из разорванного материала и постоянно ее форматировать. Эту новую культуру информационного общества Э. Тоффлер назвал клиповой. Яркие продукты клиповой культуры — кинематограф, видеоклип, реклама, ТВ-шоу, Интернет. Они же порождают и стимулируют дальнейший тренд развития этого типа культуры.

Социальные признаки клиповости можно найти во многих сферах жизни, но наиболее иллюстративна медиасфера. Видеоряд ТВ-шоу, фильмов, новостей и прочего становится все более ярким и динамичным. Активно используются спецэффекты и компьютерная графика, задействуются множество каналов передачи информации. Например, в новостях зрителю одновременно предъявляются голос ведущего, кадры с места события, бегущая строка, чаты и пр. Зритель воспринимает множество сигналов и сам организует процесс их прочтения (гипертекстовость). В фильмах становятся популярны «блуждающие» сюжеты: сиквелы, приквелы, ремейки, спин-оффы (формульность повествования). Сериалы привлекают узнаваемостью образов, отсутствием необходимости каждый раз заново улавливать синопсис. При этом в сериалах наблюдается уменьшение времени серий.

Ярким проявлением клиповости на уровне социального взаимодействия является гипертекст как нелинейность повествования, где адресат сам выбирает последовательность «прочтения». Это способ организации коммуникации, при котором основной текст содержит ссылки на другие тексты, последовательность прочтения фрагментов по ссылкам можно менять. Пример такой организации текста — Интернет [1].

Изменение подачи информации происходит даже в современных книгах, в современном искусстве (например, кинофестиваль «Короче!»). Среди молодежи популярны комиксы (яркие японские манга), так как они способны передать большое количество информации за короткое время. На смену «Живому журналу» с большими объемами текста приходит TikTok с короткими, эмоционально заряженными роликами.

Трансформация культуры неизбежно влечет за собой изменение психических механизмов запоминания и воспроизведения, обработки информации в новых информационно-коммуникативных условиях.

Список литературы

1. Леонтьев Д. А. Качество мотивации и качество переживаний как характеристики учебной деятельности / Д. А. Леонтьев, К. Г. Клейн // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2018. — № 4. — C. 106–119.
2. Small G. iBrain: Surviving the Technological Alteration of the Modern Mind / G. Small, G. Vorgan. — New York, NY : Harper Collins, 2009. — P. 256.
3. Fong C. J. The challenge — skill balance and antecedents of flow: A meta-analytic investigation / C. J. Fong, D. J. Zaleski, J. K. Leach // Journal of Positive Psychology. — 2015. — Vol. 10, № 5. — P. 425–446.
4. Csikszentmihalyi M. Applications of Flow in Human Development and Education. The Collected Works of Mihaly Csikszentmihalyi. — New York, London : Springer, 2014. — 500 p.
5. Черчес Т. Е. Психологические особенности восприятия содержания устно-речевого сообщения при его совмещении с видеорядом в научно-познавательных фильмах / Т. Е. Черчес // Актуальные проблемы современной российской психологии : материалы Междунар. форум
6. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер ; пер. с англ. С. Барабанова, К. Бурмистрова, Л. Бурмистровой и др. — Москва : ACT, 2004. — 781 с.
7. Старицына О. А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? / О. А. Старицына // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7, № 2 (23). — С. 270–274.
8. Солдатова Г. У. Медиамногозадачность: стоит ли беспокоиться? / Г. У. Солдатова, А. В. Трифонова // Дети в информационном обществе. — 2017. — № 38. — С. 26–37.
9. Солдатова Г. У. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? / Г. У. Солдатова, А. В. Вишнева // Консультативная психология и психотерапия. — 2019. — Т. 27, № 3. — С. 97–118. — DOI: 10.17759/cpp
10. Семеновских Т. В. «Клиповое мышление» — феномен современности [Электронный ресурс] / Т. В. Семеновских // Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественных связней РГГУ. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> jar
11. Савельева Д. И. Обратная связь как одно из условий состояния «потока» в учебной деятельности / Д. И. Савельева // Акмеология. — 2016. — № 4. — С. 215–218.
12. Панкова С. Н. Нелинейные образовательные практики студентов российских вузов в условиях социальной неопределенности / С. Н. Панкова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2021. — Т. 27, № 2
13. Авдеева А. П. Универсальные характеристики клиповой культуры / А. П. Авдеева, Ю. А. Сафонова // Вестник Университета. — 2023. — № 6. — С. 186–194.
14. Кузнецова Е. В. Клиповое мышление как фактор изменения образовательных технологий в высшей школе / Е. В. Кузнецова, Т. М. Резер // Акмеология профессионального образования : материалы 14-й Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 14–15 марта 2018 г.)
15. Изард C. E. Теория эмоций и исследования / C. E. Изард // Ежегодный обзор психологии. — 2009. — № 60. — С. 1–25.
16. Dokuka S. V. Klipovoe myshlenie kak fenomen informatsionnogo obshchestva / S. V. Dokuka // Obshchestvennye nauki i sovremennost’. — 2013. — № 2. — S. 169–176.
17. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества / С. В. Докука // Общественные науки и современность. — 2013. — № 2. — С. 169–176.
18. Горобец Т.Н.«Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти/ Т.Н.Горобец, В.В.Ковалев// Мир психологии.
19. Волк М. И. Соотношение опыта «потока» с особенностями внутренней мотивации и индивидуально-личностными чертами студентов / М. И. Волк, Д. И. Савельева // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2017. — Т. 14, № 4. — С. 427–439.
20. Вегнер Д. Как Интернет меняет наш мозг / Д. Вегнер, А. Уорд // В мире науки. — 2014. — № 2. — С. 98–102.
21. Берман Н. Д. Образование и эмоции: значение эмоций в нашей жизни и в обучении [Электронный ресурс] / Н. Д. Берман // Russian Journal of Education and Psychology. — 2019. — № 4. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-emotsiiznachenie-emo" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-emotsiiznachenie-emo</a>
22. Александрова Л. А. Концепция «потока» в свете зарубежной и отечественной психологии: история возникновения, современное состояние и перспективы развития теории / Л. А. Александрова // Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 152–16
23. Акулова О. В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде [Электронный ресурс] / О. В. Акулова // Человек и образование. — 2005. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/problema-postroeniya-nelineynogoprotsessa-obuc" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/problema-postroeniya-nelineynogoprotsessa-obuc</a>

Остальные статьи