Дата публикации: 01.07.2022

Содержание социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста

Аннотация

В статье определен вектор социально-личностного воспитания дошкольников. Описаны содержательные основы социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста. Уточнено, что совместные усилия педагогов, родителей и администрации дошкольной образовательной организации должны быть направлены на формирование социально одобряемых качеств личности ребенка-дошкольника.




В настоящее время особо острое значение приобретают исследования, направленные на разработку теоретических и методических основ социального становления личности дошкольника, воспитания осознанного отношения к разным сторонам общественного окружения и поведения, соответствующего требованиям современного общества. Данная проблема также отражена в работах авторов данной статьи [1; 3; 5].

Подход к решению задач социально-личностного воспитания ребенка дошкольного возраста требует изменения направленности воздействий взрослого, разработки средств и методов, позволяющих представить дошкольнику социальные нормы через его личностное восприятие. Результатом воздействий педагога должно стать развитие у дошкольника социальных чувств (удовлетворение, собственное достоинство, недовольство собой, стыд и др.), оценки себя с позиции «Я среди людей», «Я для людей», «Я вместе с людьми».

Решению задач социального становления способствует организация педагогического процесса на основе личностно ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.

В практике дошкольного воспитания большое внимание уделяется формированию социальной культуры детей дошкольного возраста. Созданы и внедрены в практику дошкольного образования программы: «Детство», «Я — человек», «Детский сад — Дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Сообщество», «Дорогою добра» и др. Это находит отражение во ФГОС ДО и представлено образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие».

Анализ имеющихся программ по патриотическому, нравственному, социально-коммуникативному развитию позволяет успешно решать задачи адаптации детей к социуму.

Список литературы

1. 1. Данилова С.С.Проблема реализации воспитательного потенциала семьи/ С.С.Данилова, Е.М.Корж// Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2019. — №3. — С.167–170.
2. 2. Коломийченко Л. В. Дорогою добра: концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л. В. Коломийченко. — М. : Сфера, 2015. — 160 с.
3. 3. Корж Е. М. Взаимосвязь коммуникативных способностей и самооценки старших дошкольников / Е. М. Корж, С. А. Новикова // Актуальные проблемы социализации и профессионализации личности в современных условиях : матер. межвуз. науч.-практ. конф. (Москва, 27
4. 4. «От рождения до школы» : Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы [и др.]. — Изд. пятое (инновационное), испр. и доп. — М. : Мозаикасинтез, 2019. — 336 с.
5. 5. Чужинова О. А. Взаимосвязь сформированности игровых навыков и социальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста / О. А. Чужинова, Е. М. Корж // Актуальные направления социально-психологических исследований личности в онтогенезе : сб. ма

Остальные статьи