Содержание социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста
Аннотация
В статье определен вектор социально-личностного воспитания дошкольников. Описаны содержательные основы социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста. Уточнено, что совместные усилия педагогов, родителей и администрации дошкольной образовательной организации должны быть направлены на формирование социально одобряемых качеств личности ребенка-дошкольника.
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2022 |
Страницы | 124-126 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_3_124 |
В настоящее время особо острое значение приобретают исследования, направленные на разработку теоретических и методических основ социального становления личности дошкольника, воспитания осознанного отношения к разным сторонам общественного окружения и поведения, соответствующего требованиям современного общества. Данная проблема также отражена в работах авторов данной статьи [1; 3; 5].
Подход к решению задач социально-личностного воспитания ребенка дошкольного возраста требует изменения направленности воздействий взрослого, разработки средств и методов, позволяющих представить дошкольнику социальные нормы через его личностное восприятие. Результатом воздействий педагога должно стать развитие у дошкольника социальных чувств (удовлетворение, собственное достоинство, недовольство собой, стыд и др.), оценки себя с позиции «Я среди людей», «Я для людей», «Я вместе с людьми».
Решению задач социального становления способствует организация педагогического процесса на основе личностно ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.
В практике дошкольного воспитания большое внимание уделяется формированию социальной культуры детей дошкольного возраста. Созданы и внедрены в практику дошкольного образования программы: «Детство», «Я — человек», «Детский сад — Дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Сообщество», «Дорогою добра» и др. Это находит отражение во ФГОС ДО и представлено образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие».
Анализ имеющихся программ по патриотическому, нравственному, социально-коммуникативному развитию позволяет успешно решать задачи адаптации детей к социуму.