Дата публикации: 01.07.2023

Соотношение внутренней позиции школьника и школьной ситуации обучающихся восьмых-десятых классов

Аннотация

В структуре социальной ситуации развития школьников в обучении выделены внешняя сторона (школьная ситуация) и внутренняя сторона (внутренняя позиция школьника). В исследовании с участием 27 учащихся 8-го, 63 — 9-го и 19 — 10-го классов были применены опросники «Школьная ситуация» В. К. Зарецкого и А. Б. Холмогоровой, «Внутренняя позиция школьника» Д. В. Лубовского и опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд. Выявлены особенности социальной ситуации развития в обучении школьников 8, 9 и 10-го классов, проанализированы связи показателей школьной ситуации, внутренней позиции школьников и социально-психологической адаптации.




Введение

Проблема изменений внутренней позиции школьников в период от окончания основной школы до сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) актуальна как для психологии развития, так и для практической психологии образования. Исследования изменений внутренней позиции имеют большое практическое значение для содействия формированию профессиональной идентичности, психолого-педагогической поддержки подготовки к сдаче ЕГЭ в 11-м классе. В связи с этим необходимы современные данные о динамике внутренней позиции современных школьников, обучающихся в 8–10-х классах.

Важной фундаментальной проблемой психологии образования и психологи развития была, начиная с Л. С. Выготского, организация таких условий обучения школьников, которые действительно содействуют их развитию в обучении [5]. В современных исследованиях эта проблематика интенсивно разрабатывается. Так, А. А. Марголис, анализируя понятие «скаффолдинг», выделяет как важнейший содержательный аспект данного понятия направленность действий учителя на развитие самостоятельности школьника путем оказания ему необходимой помощи, адаптированной под уровень его развития [14]. Правомерна постановка вопроса о содержательных характеристиках социальной ситуации развития школьника в обучении. Данная проблема изучается с точки зрения безопасности в образовании, профилактики школьного буллинга, психологического благополучия школьников [1; 4; 17]. Вместе с тем связь социальной ситуации развития школьника в обучении и его внутренней позиции остается пока недостаточно изученной.

Теоретической основой нашего исследования стали положения об обучении как всеобщей форме развития, предложенные в работах В. В. Давыдова [7], о субъектности школьника [6], а также представления о социальной ситуации развития, предложенные в работах О. А. Карабановой [9] и примененные ею к проблеме психологического благополучия школьников [10]. На основе предложенной ею теоретической схемы мы выделяем внешнюю и внутреннюю стороны социальной ситуации развития школьника в обучении. К внешней стороне мы, вслед за О. А. Карабановой, относим ту сторону отношений школьника с окружающими людьми, которая связана с его школьным обучением, то есть его взаимоотношения со сверстниками, учителями и родителями в контексте школьного обучения; к внутренней стороне — внутреннюю позицию школьника, выступающую личностной предпосылкой учебной деятельности. Рассмотрение внутренней позиции обучающегося как внутренней стороны его социальной ситуации развития правомерно, поскольку, по Л. И. Божович, сущностью кризиса семи лет и его разрешения благодаря возникновению внутренней позиции является осознание себя как субъекта в системе человеческих отношений [3], а само понятие внутренней позиции стало обозначением субъектности во взаимоотношениях с социальным окружением [19].

Вместе с тем внутренняя позиция выпускников основной школы и старшеклассников остается пока изученной недостаточно. В психологии развития и образования понятие внутренней позиции широко используется для характеристики младшего школьного возраста [18], в исследованиях взросления в ранней юности («внутренняя позиция взрослого») [2], однако исследований внутренней позиции старшеклассников в учебной деятельности сравнительно мало [12]. Проблемой для многих исследователей остается неясность данного понятия, показанная, например, Т. А. Нежновой [15]. Несмотря на многочисленные современные публикации о содержании данного понятия и о методиках исследования внутренней позиции, для многих авторов оно остается неясным до сих пор. Примером такой неясности, чрезмерно широкого толкования, обесценивающего данное понятие, а заодно и отсутствия логики, может быть следующее высказывание: «Внутренняя позиция школьника выражает облик учащегося, ход обучения и всего, что связано с обучением, школы как цельного субъекта, сформировавшегося в сознании учащегося, который уже включен в учебную деятельность. Следовательно, по тому, каково отношение школьника к учебным занятиям, можно сказать о позиции школьника как сформированной или же несформированной» [21].

Список литературы

1. 12. Лубовский Д. В. Опросник внутренней позиции обучающихся: особенности субъектности старшеклассников / Д. В. Лубовский // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 3 (56). — С. 161–168. — DOI: 10.51944/2073-8544_2021_3_161
2. Lubovskii D. V. Oprosnik vnutrennei pozitsii obuchayushchikhsya: osobennosti sub»ektnosti starsheklassnikov / D. V. Lubovskii // Aktual’nye problemy psikhologicheskogo znaniya. — 2021. — № 3 (56). — S. 161–168. — DOI: 10.51944/2073-8544_2021_3_161
3. 13. Лубовский Д. В. Соотношение учебной мотивации и внутренней позиции обучающихся четвертых классов / Д. В. Лубовский, Е. В.Юрчак // Актуальные проблемы психологического знания. — 2022. — №3(60). — С.60–69. — DOI: 10.51944/20738544_2022_3_60
4. Lubovskii D. V. Sootnoshenie uchebnoi motivatsii i vnutrennei pozitsii obuchayushchikhsya chetvertykh klassov / D. V. Lubovskii, E. V. Yurchak // Aktual’nye problemy psikhologicheskogo znaniya. — 2022. — № 3 (60). — S. 60–69. — DOI: 10.51944/20738544_2022
5. 14. Марголис А. А. Зона ближайшего развития (ЗБР) и организация учебной деятельности учащихся / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. — 2020. — Т. 25, № 4. — С. 6–27. — DOI: 10.17759/pse.2020250402
6. Margolis A. A. Zona blizhaishego razvitiya (ZBR) i organizatsiya uchebnoi deyatel’nosti uchashchikhsya / A. A. Margolis // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2020. — T. 25, № 4. — S. 6–27. — DOI: 10.17759/pse.2020250402
7. 15. Нежнова Т. А. «Внутренняя позиция школьника»: понятие и проблема / Т. А. Нежнова // Журнал практического психолога. — 2008. — № 5. — С. 143–156.
8. Nezhnova T. A. «Vnutrennyaya pozitsiya shkol’nika»: ponyatie i problema / T. A. Nezhnova // Zhurnal prakticheskogo psikhologa. — 2008. — № 5. — S. 143–156.
9. 16. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А. К. Осницкий // Психология и школа. — 2004. — № 1. — С. 43–56.
10. Osnitskii A. K. Opredelenie kharakteristik sotsial’noi adaptatsii / A. K. Osnitskii // Psikhologiya i shkola. — 2004. — № 1. — S. 43–56.
11. 17. Приходько А. А.Школьный буллинг: системность и противодействие / А. А. Приходько, И. Ю. Суворова // Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11, № 4. — С. 136–144. — DOI: 10.17759/jmfp.2022110412
12. Prikhod’ko A. A. Shkol’nyi bulling: sistemnost’ i protivodeistvie / A. A. Prikhod’ko, I. Yu. Suvorova // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. — 2022. — T. 11, № 4. — S. 136– 144. — DOI: 10.17759/jmfp.2022110412
13. 18. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для вузов / З. И. Айгумова [и др.] ; под общ. ред. А. С. Обухова. — Москва : Юрайт, 2023. — 424 с.
14. Psikhologiya detei mladshego shkol’nogo vozrasta : uchebnik i praktikum dlya vuzov / Z. I. Aigumova [i dr.] ; pod obshch. red. A. S. Obukhova. — Moskva : Yurait, 2023. — 424 s.
15. 19. Толстых Н. Н. Возможность свободы / Н. Н. Толстых // Культурно-историческая психология. — 2007. — Т. 3, № 1. — С. 19–28.
16. Tolstykh N. N. Vozmozhnost’ svobody / N. N. Tolstykh // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2007. — T. 3, № 1. — S. 19–28.
17. 20. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? / В. К. Зарецкий и др. — Москва : Форум, 2011. — 204 с.
18. Tri glavnye problemy podrostka s deviantnym povedeniem. Pochemu voznikayut? Kak pomoch’? / V. K. Zaretskii i dr. — Moskva : Forum, 2011. — 204 s.
19. 21. Филиппова А. Э. Понятие «Внутренняя позиция школьника» в психологии [Электронный ресурс] / А. Э. Филиппова // Психология, социология и педагогика. — 2016. — № 10. — URL: <a href="https://psychology.snauka.ru/2016/10/7200" target="_blank">https://psychology.snauka.ru/2016/10/7200</a> (дата обращения: 01.09.2023).
20. Filippova A. E. Ponyatie «Vnutrennyaya pozitsiya shkol’nika» v psikhologii [Elektronnyi resurs] / A. E. Filippova // Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika. — 2016. — № 10. — URL: <a href="https://psychology.snauka.ru/2016/10/7200" target="_blank">https://psychology.snauka.ru/2016/10/7200</a> (data obrashcheniya: 01.09.2023)
21. 22. Шейнов В. П. Взаимосвязи ассертивности с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности / В. П. Шейнов // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2018. — Т. 15, № 2. — С. 147–161. — DOI: 10.22363/2
22. Sheinov V. P. Vzaimosvyazi assertivnosti s psikhologicheskimi i sotsial’nopsikhologicheskimi kharakteristikami lichnosti / V. P. Sheinov // Vestnik Ros. un-ta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika. — 2018. — T. 15, № 2. — S. 147–161. — DOI: 1
23. 1. Адаскина А. А. Психолого-педагогическое сопровождение школьников в системе образования Финляндии / А. А. Адаскина // Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 8–16. — DOI: 10.17759/jmfp.2022110301
24. Adaskina A. A. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie shkol’nikov v sisteme obrazovaniya Finlyandii / A. A. Adaskina // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. — 2022. — T. 11, № 3. — S. 8–16. — DOI: 10.17759/jmfp.2022110301
25. 2. Андреева А. Д. Особенности внутренней позиции взрослого у современных учащихся раннего юношеского возраста / А. Д. Андреева, Л. А. Бегунова, А. Г. Лисичкина // Психологическая наука и образование. — 2023. — Т. 28, № 2. — С. 58–69. — DOI: 10.17759/ pse.
26. Andreeva A. D. Osobennosti vnutrennei pozitsii vzroslogo u sovremennykh uchashchikhsya rannego yunosheskogo vozrasta / A. D. Andreeva, L. A. Begunova, A. G. Lisichkina // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2023. — T. 28, № 2. — S. 58– 69. — DOI: 10
27. 3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 400 с.
28. Bozhovich L. I. Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste / L. I. Bozhovich. — Sankt-Peterburg : Piter, 2008. — 400 s.
29. 4. Волкова Е. Н. Программы профилактики подросткового буллинга в деятельности педагога-психолога / Е. Н. Волкова // Вестник практической психологии образования. — 2021. — Т. 18, № 3. — С. 90–97. — DOI: 10.17759/bppe.2021180308
30. Volkova E. N. Programmy profilaktiki podrostkovogo bullinga v deyatel’nosti pedagoga-psikhologa / E. N. Volkova // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. — 2021. — T. 18, № 3. — S. 90–97. — DOI: 10.17759/bppe.2021180308
31. 5. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения : сб. статей / Л. С. Выготский. — Москва ; Ленинград : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935. — 133 с.
32. Vy`gotskij L. S. Umstvennoe razvitie detei v protsesse obucheniya : sb. statei / L. S. Vy`gotskij. — Moskva
33. 6. Давыдов В.В.Младший школьник как субъект учебной деятельности/ В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман// Вопросы психологии. — 1992. — №3–4. — С.11–19.
34. Davydov V. V. Mladshii shkol’nik kak sub»ekt uchebnoi deyatel’nosti / V. V. Davydov, V. I. Slobodchikov, G. A. Tsukerman // Voprosy psikhologii. — 1992. — № 3–4. — S. 11–19.
35. 7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва : ИНТОР, 1996. — 544 с.
36. Davydov V. V. Teoriya razvivayushchego obucheniya / V. V. Davydov. — Moskva : INTOR, 1996. — 544 s.
37. 8. Зарецкий Ю. В. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов / Ю. В. Зарецкий, В. К. Зарецкий, И. Ю. Кулагина // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 19, № 1. — С. 98–109. — EDN: SCYATL.
38. Zaretskii Yu. V. Metodika issledovaniya sub»ektnoi pozitsii uchashchikhsya raznykh vozrastov / Yu. V. Zaretskii, V. K. Zaretskii, I. Yu. Kulagina // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2014. — T. 19, № 1. — S. 98–109. — EDN: SCYATL.
39. 9. Карабанова О. А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции : дис. … д-ра психол. наук: 19.00.13 / О. А. Карабанова. — Москва, 2002. — 379 с.
40. Karabanova O. A. Sotsial’naya situatsiya razvitiya rebenka: struktura, dinamika, printsipy korrektsii : dis. … d-ra psikhol. nauk: 19.00.13 / O. A. Karabanova. — Moskva, 2002. — 379 s.
41. 10. Карабанова О. А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников / О. А. Карабанова // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 5. — С. 16–26. — DOI: 10.17759/pse.2019240502
42. Karabanova O. A. Rol’ sem’i i shkoly v obespechenii psikhologicheskogo blagopoluchiya mladshikh shkol’nikov / O. A. Karabanova // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2019. — T. 24, № 5. — S. 16–26. — DOI: 10.17759/pse.2019240502
43. 11. Кон И. С. Психология старшеклассника : пособие для учителей / И. С. Кон. — Москва : Просвещение, 1980. — 192 с.
44. Kon I. S. Psikhologiya starsheklassnika : posobie dlya uchitelei / I. S. Kon. — Moskva : Prosveshchenie, 1980. — 192 s.

Остальные статьи