Актуальные аспекты подготовки специалистов в области киберпсихологии
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки специалистов в области киберпсихологии. Анализируется история и современное состояние обозначенной проблемы в различных странах. Отмечается расширение требований к профессорско-преподавательскому составу, ведущему подготовку указанной категории специалистов, детерминируемое взаимосвязью киберпсихологии с различными отраслями научного знания. Акцентируется внимание на недостаточном количестве учебников и учебных пособий, а также быстроте старения представленной в них информации. Указывается на целесообразность выделения в качестве перспективного направления исследования в рассматриваемой области психологических особенностей киберсоциализация личности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2023 |
Страницы | 93-109 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_93 |
Цифровые информационно-телекоммуникационные технологии прочно закрепились в нашей повседневной жизни. Смартфоны с выходом в сеть Интернет и разнообразными приложениями стали атрибутом людей всех возрастов, а претерпевающее каждый день существенные изменения цифровое пространство начало предъявлять к психике личности требования, с которым она не всегда может справиться. Указанные тенденции детерминировали запрос общества на специалистов, деятельность которых может быть реализована в цифровых средах. К специалистам такого рода, активизация интереса к подготовке которых отмечается с начала нового тысячелетия, следует отнести и киберпсихологов.
Исторический анализ практики подготовки специалистов в области киберпсихологии, проведенный А. Е. Войскунским, свидетельствует о том, что еще в начале 2000-х существовал единственный в мире центр обучения представителей указанного направления профессиональной деятельности, а именно институт Дан Лири (Dun Laoghaire Institute of Art, Design and Technology, сокращенно IADT) (г. Дублин, Ирландия). К концу 20-х годов, в соответствии с результатами исследования автора, программ обучения рассматриваемой категории специалистов появилось существенно больше, прежде всего за счет британских университетов. Автор акцентирует внимание на том, что Великобритания с большим отрывом от других стран лидировала в подготовке киберпсихологов. В то же время автор отмечает тот факт, что Ирландия и Великобритания — это страны, в которых не только активно ведется подготовка киберпсихологов, но и функционируют профессиональные ассоциации, объединяющие преподавателей и исследователей в области киберпсихологии [8]. Результаты более детального анализа данной проблемы свидетельствуют о том, что на постсоветском пространстве вопросы подготовки специалистов в области киберпсихологии находятся только на начальной стадии.
В то же время исторический анализ развития киберпсихологии в СССР свидетельствует об изначально быстром ее старте. Так, в сентябре 1975 года в Тбилиси состоялась Четвертая международная научно-практическая конференция по проблемам искусственного интеллекта, на которой была дана оценка состояния работ в рассматриваемой области и их отношения к психологической науке. Особое внимание на конференции было уделено понятийной структуре человеческого мышления, а также выстраиванию процесса коммуникации личности с ЭВМ.
В контексте исторического анализа рассматриваемой проблемы интерес представляет опубликованная издательством «Наука» (г. Москва) в 1976 году книга «Искусственный интеллект и психология», в которой описывалась специфика интеллекта личности по отношению к функционированию систем искусственного интеллекта, освещались проблемы оптимизации взаимодействия в системе «человек — ЭВМ» и т. д. В указанной публикации были представлены результаты исследования, проведенного сотрудниками лаборатории «Психологические проблемы автоматизации умственного труда» и являющегося своего рода ответом на призыв академика А. И. Берга начать рассмотрение психологических аспектов «искусственного интеллекта» (запрос был сформулирован на заседании Ученого совета Института психологии АН СССР). Указанные материалы отражали первый этап реализации программы «Психологические проблемы создания и использования “искусственного интеллекта”», организованной Научным советом по проблеме «искусственный интеллект» Комитета по системному анализу при президиуме Академии наук СССР [11].
Начатое столь бурное развитие киберпсихологии в 70-х годах в СССР не было продолжительным. Распад СССР повлиял на закрытие широкого перечня проектов в данном направлении.