Дата публикации: 01.07.2023

Актуальные аспекты подготовки специалистов в области киберпсихологии

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки специалистов в области киберпсихологии. Анализируется история и современное состояние обозначенной проблемы в различных странах. Отмечается расширение требований к профессорско-преподавательскому составу, ведущему подготовку указанной категории специалистов, детерминируемое взаимосвязью киберпсихологии с различными отраслями научного знания. Акцентируется внимание на недостаточном количестве учебников и учебных пособий, а также быстроте старения представленной в них информации. Указывается на целесообразность выделения в качестве перспективного направления исследования в рассматриваемой области психологических особенностей киберсоциализация личности.




Цифровые информационно-телекоммуникационные технологии прочно закрепились в нашей повседневной жизни. Смартфоны с выходом в сеть Интернет и разнообразными приложениями стали атрибутом людей всех возрастов, а претерпевающее каждый день существенные изменения цифровое пространство начало предъявлять к психике личности требования, с которым она не всегда может справиться. Указанные тенденции детерминировали запрос общества на специалистов, деятельность которых может быть реализована в цифровых средах. К специалистам такого рода, активизация интереса к подготовке которых отмечается с начала нового тысячелетия, следует отнести и киберпсихологов.

Исторический анализ практики подготовки специалистов в области киберпсихологии, проведенный А. Е. Войскунским, свидетельствует о том, что еще в начале 2000-х существовал единственный в мире центр обучения представителей указанного направления профессиональной деятельности, а именно институт Дан Лири (Dun Laoghaire Institute of Art, Design and Technology, сокращенно IADT) (г. Дублин, Ирландия). К концу 20-х годов, в соответствии с результатами исследования автора, программ обучения рассматриваемой категории специалистов появилось существенно больше, прежде всего за счет британских университетов. Автор акцентирует внимание на том, что Великобритания с большим отрывом от других стран лидировала в подготовке киберпсихологов. В то же время автор отмечает тот факт, что Ирландия и Великобритания — это страны, в которых не только активно ведется подготовка киберпсихологов, но и функционируют профессиональные ассоциации, объединяющие преподавателей и исследователей в области киберпсихологии [8]. Результаты более детального анализа данной проблемы свидетельствуют о том, что на постсоветском пространстве вопросы подготовки специалистов в области киберпсихологии находятся только на начальной стадии.

В то же время исторический анализ развития киберпсихологии в СССР свидетельствует об изначально быстром ее старте. Так, в сентябре 1975 года в Тбилиси состоялась Четвертая международная научно-практическая конференция по проблемам искусственного интеллекта, на которой была дана оценка состояния работ в рассматриваемой области и их отношения к психологической науке. Особое внимание на конференции было уделено понятийной структуре человеческого мышления, а также выстраиванию процесса коммуникации личности с ЭВМ.

В контексте исторического анализа рассматриваемой проблемы интерес представляет опубликованная издательством «Наука» (г. Москва) в 1976 году книга «Искусственный интеллект и психология», в которой описывалась специфика интеллекта личности по отношению к функционированию систем искусственного интеллекта, освещались проблемы оптимизации взаимодействия в системе «человек — ЭВМ» и т. д. В указанной публикации были представлены результаты исследования, проведенного сотрудниками лаборатории «Психологические проблемы автоматизации умственного труда» и являющегося своего рода ответом на призыв академика А. И. Берга начать рассмотрение психологических аспектов «искусственного интеллекта» (запрос был сформулирован на заседании Ученого совета Института психологии АН СССР). Указанные материалы отражали первый этап реализации программы «Психологические проблемы создания и использования “искусственного интеллекта”», организованной Научным советом по проблеме «искусственный интеллект» Комитета по системному анализу при президиуме Академии наук СССР [11].

Начатое столь бурное развитие киберпсихологии в 70-х годах в СССР не было продолжительным. Распад СССР повлиял на закрытие широкого перечня проектов в данном направлении.

Список литературы

1. Киберпсихология (информационно-психологическая безопасность личности в цифровом мире) [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.sgu.ru/structure/fps/courses/" target="_blank">https://www.sgu.ru/structure/fps/courses/</a> master-kiberpsihologiyainformacionno-psihologicheskaya (дата обращения: 15.05.2023).
2. Шлыкова Т. Ю. Язык телодвижения как система знаний в подготовке вебпсихологов / Т. Ю. Шлыкова, Е. И. Бараева, Н. С. Грибанова // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки (вып. 20, ч. 4: Психо
3. Степанов В. А. Рабочая учебная программа спецкурса «Интернет-психология» [Электронный ресурс] / В. А. Степанов. — URL: <a href="https://elib.bsu.by/handle/123456789/16" target="_blank">https://elib.bsu.by/handle/123456789/16</a> 756?mode=full (дата обращения: 10.03.2023).
4. Рахуба О. А. Киберпсихология: возникновение и становление / О. А. Рахуба, С. В. Ковыршина // Экономика и социум. — 2018. — № 12 (55). — С. 1771–1773.
5. Плешаков В. А. Киберпсихология: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] / В. А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2023. — № 1 (4). — URL: <a href="http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2023" target="_blank">http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2023</a> (дата обращения: 20.
6. Плескачева Н. М. Веб-пространство как признак социальной ситуации развития поколения Z / Н. М. Плескачева // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки (вып. 19, ч. 4: Психологические науки). —
7. Переподготовка руководящих работников и специалистов [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://ipk.brsu.by" target="_blank">https://ipk.brsu.by</a> (дата обращения: 15.05.2023).
8. Николаева А. Б. Киберпсихология в России: направления, исследователи и исследования / А. Б. Николаева // Актуальные вопросы современной науки и инноватики : сб. науч. статей по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 21 февраля 2023 г.). — Уфа
9. Магистерская программа «Киберпсихология» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://psy.msu.ru/educat/magistr/cyberpsychology.html" target="_blank">http://psy.msu.ru/educat/magistr/cyberpsychology.html</a> (дата обращения: 15.05.2023).
10. Лучинкина А. И. Специфика интернета как института социализации / А. И. Лучинкина // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. — 2019. — Т. 5, № 1. — С. 59–69.
11. Лебедева Л. М. Интернет-психология. Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-23 01 08 Журналистика (по направлениям), направление специальности 1-23 01 08-03 Журналистика (вебжурналистика) [Электронны
12. Курасова О. В. Эмпатия как профессионально значимое качество личности современного блогера / О. В. Курасова, М. В. Ионцева // Вестник университета. — 2020. — № 10. — С. 173–179.
13. Климушко Е. И. Исследование характера деятельности студенческой молодежи в веб-пространстве / Е. И. Климушко // Вышэйшая школа. — 2022. — № 4. — С. 28–32.
14. Бараева Е. И. Интерактивные технологии в условиях дистанционного обучения при подготовке веб-психологов / Е. И. Бараева, Т. Ю. Шлыкова, А. В. Галецкий // Научные труды Республиканского института высшей школы: исторические и психологопедагогические наук
15. Карпова Л. А. Методика выявления клипового мышления и условий его формирования / Л. А. Карпова // Актуальные вопросы современной науки и инноватики : сб. науч. статей I Междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 21 февраля 2023 г.). — Уфа : НИЦ Вестник науки,
16. «Искусственный интеллект» и психология / отв. ред. О. К. Тихомиров. — Москва : Наука, 1976. — 344 с.
17. Гришина М. В. Киберпсихология социальных сетей / М. В. Гришина // Наука, инновации, образование: актуальные вопросы и современные аспекты / Е. А. Амосов [и др.] ; под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. — Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2021. — С.
18. Все о поступлении [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://rgsu.by/abitur/" target="_blank">https://rgsu.by/abitur/</a> admission (дата обращения: 15.05.2023).
19. Войскунский А. Е. Киберпсихология: современный этап развития / А. Е. Войскунский // Южно-российский журнал социальных наук. — 2019. — Т. 20, № 4. — С. 21–39.
20. Вишневская В. П. Манипуляции в информационном пространстве — психологическая проблема социализации, профессионализации личности и межпоколенческих отношений / В. П. Вишневская // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в
21. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] / А. А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2019. — № 1 (6). — URL: <a href="http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_" target="_blank">http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_</a> AA_1_2019 (дата об
22. Веб-психология : учеб. пособие / А. Н. Сизанов [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Сизанова. — 2-е изд. — Минск : РИВШ, 2023. — 230 с.
23. Богдановская И. М. Психологические факторы доверия к популярным видеоблогерам у современной молодежи / И. М. Богдановская, Н. Н. Королева, А. Б. Углова // Психология. Журнал Высшей школы экономики = Psychology. The journal of the higher school of econo
24. Богданович Н. В. Цифровые компетенции психологов в области профилактики девиантного поведения / Н. В. Богданович, В. В. Делибалт // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022) : сб. статей III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.
25. Бовть О. Б. О необходимости профессиональной подготовки кадров в области киберпсихологии и кибервиктимологии / О. Б. Бовть // Актуальные вопросы современной науки и образования : сб. науч. статей по материалам XХ Международ. науч.-практ. конф. (Киров,

Остальные статьи