Дата публикации: 01.07.2023

Культурно-ценностные ориентации специалистов помогающей сферы деятельности

Аннотация

В статье рассмотрены культурно-ценностные ориентации специалистов помогающей сферы деятельности. Затронуты аспекты культурного интеллекта. Понятие культуры рассматривается как система ценностей, которая формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. Особенно актуальным это видится у специалистов помогающей сферы деятельности. Проведен анализ различий общего уровня культурного интеллекта и культурно-ценностных ориентаций специалистов помогающей сферы деятельности.




Кризисы в жизни, чрезвычайно быстрые перемены, неопределенные ситуации и нестабильность в социальной сфере могут не только менять привычную социальную среду человека, но и нарушить ценностные параметры жизнедеятельности, которые ведут к искажению жизненной картины мира. Особенно это сказывается на специалистах, которые в своей профессиональной деятельности взаимодействуют с людьми. Возрастают требования со стороны общества к представителям профессии «человек — человек», которые зачастую приводят к переосмыслению, переоценке ценностей. Необходимо подчеркнуть, что профессии со взаимодействием «человек — человек» являются социально важными, так как на их представителей ложится большая ответственность не только за то, как человек (пациент), доверивший ему свою жизнь, чувствует себя в соматическом плане (специалисты  сферы здравоохранения), но и за его психическое, ментальное здоровье (клиент, пациент), социально-психологическую адаптацию (педагогипсихологи, социальные педагоги). Особенно важным аспектом видится культура внутри определенной сферы (здравоохранение, образование), конкретной организации, которая оказывает влияние на ценности, гибкость сотрудников. В каждой организации имеется корпоративная культура, которая не всегда осознается ни медработниками, ни работниками сферы образования. В связи с этим становятся актуальными исследования в сфере культурно-ценностных ориентаций специалистов помогающих профессий.

Интерпретацию ценностям дает психологический словарь, в котором говорится, что ценностями являются не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и важные для человека конкретные материальные блага. В другом понимании — духовные идеи, которые закреплены в понятиях, имеющих высокую степень обобщения [11, c. 869]. С. Л. Рубинштейн говорил: «…наличие ценностей выражается в том, что человек не проявляет безразличия по отношению к миру другого человека, другой жизни» [12, с. 166]. При этом Э. Шпрангер отмечал, что «в основе личности человека лежат ценностные ориентации, благодаря которым личность может познать окружающий ее мир» [3, c. 248].

Становление, развитие, изменение психологических ценностей личности находятся в фокусе внимания и отечественных ученых (Бубнова С. С. [4], Карпушина Л. В. [6], Лебедева Н. М. [8], Леонтьев Д. А. [9], Серый А. В. [13], Тихомандрицкая О. А. [14], Яницкий М. С. [15]) [5, с. 5], и зарубежных (например, Schwartz S. [18]).

Таким образом, актуальной становится тема культурных ценностей специалистов помогающей сферы деятельности в связи с тем, что они играют важную роль в обеспечении регуляции отношений и поведения личности в различных сферах жизнедеятельности. Культура является частью общественной жизни, неотъемлемой частью не только определенного этноса, народности, но и определенной социальной среды, коллектива, места, где человек проводит большую часть своего времени.

В связи с этим следует обратить внимание, что культура формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации и выступает как система ценностей [5, с. 5].

Список литературы

1. Психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич. — Минск : Современное слово, 2006. — 928 с.
2. Sub-Dimensions of the Four Factor Model of Cultural Intelligence: Expanding the Conceptualization and Measurement of Cultural Intelligence / Linn Van Dyne, Soon Ang, Kok Yee Ng, Thomas Rockstuh // Social and Personality Psychology Compass. — 2012. — V
3. Sternberg R. J. Intelligence in its cultural context // In M. J. Gelfand, C.-Y. Chiu, Y.-Y. Hong (Eds.), Advances in culture andpsychology. — New York : Oxford University Press, 2012. — Vol. 2. — Р. 205–248.
4. Schwartz S. Identifying culture specifics in the content and structure of values / S. Schwartz, L. Sagiv // Journal of Cross-Cultural Psychology. — 1995. — Vol. 26. — Р. 92–116.
5. Kroeber A. L. Culture: A critical review of concepts and definitions / A. L. Kroeber, C. Kluckholm. — Cambrigt : MA : Peabody Museam, 1952. — Vol. 47, No. 1. — Р. 128–138.
6. Earley P. C. Redefining interactions across cultures and organizations: Moving forward with cultural intelligence / P. C. Earley // Research in Organizational Behavior. — 2002. — Vol. 24. — P. 271–299.
7. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
8. Тихомандрицкая О. А. Ценности и самоотношение на этапе юношеской социализации : дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / О. А. Тихомандрицкая. — Москва, 2000. — 201 с.
9. Серый А. В. Ценностно-смысловая сфера личности : учеб. пособие / А. В. Серый, М. С. Яницкий. — Кемерово : Кем. гос. ун-т, 2012. — 92 с.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / сост., авт. коммент. и послесл. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 720 с.
11. Белая Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации : учеб. пособие / Е. Н. Белая. — Москва : Форум, 2011. — 208 с. — (Высшее образование).
12. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур : методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности : учеб. пособие. — Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2007. — 281 с.
13. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2003. — 487 с.
14. Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. — 2001. — № 3. — С. 26–36.
15. Культурология. Исторический мир культуры : учеб. пособие для вузов / А. Н. Маркова, Л. А. Никитич, Н. С. Кривцова [и др.]; под ред. проф. А. Н. Марковой. — Москва : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. — 221 c.
16. Карпушина Л. В. Психология ценностей российской молодежи / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов : монография. — Самара : Изд-во «СНЦ РАН». — 2009. — 352 с.
17. Горькая Ж. В. Психология ценностей : учеб. пособие / Ж. В. Горькая. — Самара : Изд-во «Самарский университет», 2014. — 92 с.
18. Бубнова С. С. Ценностные ориентации как многомерная нелинейная система / С. С. Бубнова // Психологический журнал. — 2007. — Т. 20, № 5.
19. Богачева И. Г. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности/ И.Г.Богачева// Известия РГПУ им. А.И.Герцена. — 2009. — №98. — С.247–252.
20. Беловол Е. В. Адаптация опросника «Шкала культурного интеллекта» К. Эрли и С. Анга на русскоязычной выборке / Е. В. Беловол, К. А. Шкварило, Е. М. Хворова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2012. — № 4. — С. 5–14.

Остальные статьи