Культурно-ценностные ориентации специалистов помогающей сферы деятельности
Аннотация
В статье рассмотрены культурно-ценностные ориентации специалистов помогающей сферы деятельности. Затронуты аспекты культурного интеллекта. Понятие культуры рассматривается как система ценностей, которая формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. Особенно актуальным это видится у специалистов помогающей сферы деятельности. Проведен анализ различий общего уровня культурного интеллекта и культурно-ценностных ориентаций специалистов помогающей сферы деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2023 |
Страницы | 85-93 |
УДК | 159.99 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_3_85 |
Кризисы в жизни, чрезвычайно быстрые перемены, неопределенные ситуации и нестабильность в социальной сфере могут не только менять привычную социальную среду человека, но и нарушить ценностные параметры жизнедеятельности, которые ведут к искажению жизненной картины мира. Особенно это сказывается на специалистах, которые в своей профессиональной деятельности взаимодействуют с людьми. Возрастают требования со стороны общества к представителям профессии «человек — человек», которые зачастую приводят к переосмыслению, переоценке ценностей. Необходимо подчеркнуть, что профессии со взаимодействием «человек — человек» являются социально важными, так как на их представителей ложится большая ответственность не только за то, как человек (пациент), доверивший ему свою жизнь, чувствует себя в соматическом плане (специалисты сферы здравоохранения), но и за его психическое, ментальное здоровье (клиент, пациент), социально-психологическую адаптацию (педагогипсихологи, социальные педагоги). Особенно важным аспектом видится культура внутри определенной сферы (здравоохранение, образование), конкретной организации, которая оказывает влияние на ценности, гибкость сотрудников. В каждой организации имеется корпоративная культура, которая не всегда осознается ни медработниками, ни работниками сферы образования. В связи с этим становятся актуальными исследования в сфере культурно-ценностных ориентаций специалистов помогающих профессий.
Интерпретацию ценностям дает психологический словарь, в котором говорится, что ценностями являются не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и важные для человека конкретные материальные блага. В другом понимании — духовные идеи, которые закреплены в понятиях, имеющих высокую степень обобщения [11, c. 869]. С. Л. Рубинштейн говорил: «…наличие ценностей выражается в том, что человек не проявляет безразличия по отношению к миру другого человека, другой жизни» [12, с. 166]. При этом Э. Шпрангер отмечал, что «в основе личности человека лежат ценностные ориентации, благодаря которым личность может познать окружающий ее мир» [3, c. 248].
Становление, развитие, изменение психологических ценностей личности находятся в фокусе внимания и отечественных ученых (Бубнова С. С. [4], Карпушина Л. В. [6], Лебедева Н. М. [8], Леонтьев Д. А. [9], Серый А. В. [13], Тихомандрицкая О. А. [14], Яницкий М. С. [15]) [5, с. 5], и зарубежных (например, Schwartz S. [18]).
Таким образом, актуальной становится тема культурных ценностей специалистов помогающей сферы деятельности в связи с тем, что они играют важную роль в обеспечении регуляции отношений и поведения личности в различных сферах жизнедеятельности. Культура является частью общественной жизни, неотъемлемой частью не только определенного этноса, народности, но и определенной социальной среды, коллектива, места, где человек проводит большую часть своего времени.
В связи с этим следует обратить внимание, что культура формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации и выступает как система ценностей [5, с. 5].