Логичность рассуждений взрослых: краткосрочные и долгосрочные эффекты интернет-влияния
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирических проверок гипотез о различных эффектах интернет-влияния на мышление взрослого человека. Инструментом определения состояния мышления выступила методика «Существенные признаки» С. Я. Рубинштейн. Краткосрочные эффекты оценивались в интраиндивидуальном квазиэксперименте, обнаружившем у статистического большинства значимый рост ошибок рассуждений в условиях онлайн-поиска по сравнению с условием печатного чтения (р < 0,01). Долгосрочные эффекты изучались посредством комбинации поперечного среза и эксперимента ex post facto. Выявлено, что логичность рассуждений взрослых, отказавшихся от печатного чтения в пользу интернет-практик, существенно хуже, чем взрослых читателей (р < 0,01) и молодых людей (р < 0,05), не отказывающихся от печатного чтения, за счет появления конкретно-чувственных связей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 03/2023 |
Страницы | 69-84 |
УДК | 159.95 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_69 |
Интернет за два десятилетия своего активного распространения буквально разделил современную социокультурную ситуацию на две эпохи — доцифровую и цифровую. Произошедшие изменения внешних условий жизнедеятельности человека обусловливают и его психологические трансформации. Последователи культурно-исторической психологии следом за О. К. Тихомировым, считавшим компьютер средством опосредования уже сложившихся ранее психических функций, все чаще называют Интернет новым средством переопосредования [12; 25 и др.]. В. А. Емелин указывает на появление «информационно-опосредованных высших психических функций» [5, с. 209]. О. В. Рубцова полагает, что в силу многофункциональности цифровых устройств уже фактически невозможно разделить их роль в опосредовании: это роль культурного знака (как средства воздействия на другого) или роль культурного знака (как средства воздействия на самого себя) [11, с. 122].
С учетом сложностей фиксации тонкостей механизмов опосредования и переопосредования представляется возможной и постановка вопроса, основанная на простом здравом смысле, а именно оценка нового по сравнению с прежним, традиционным. Таким традиционным (во временном контексте) можно считать практику печатного чтения, поскольку именно человек читающий является высшим культурным достижением доцифровой эпохи [8 и др.]. Новым, соответственно, является разнообразный опыт интернет-практик, в котором формируются новые поколения (недаром они и называются соответствующим образом — поколение Z или Google [2; 16], поколение Alpha [23] и др.), а также переформируются благодаря новому средству переопосредования представители старших поколений.
В фокусе настоящего исследования находится мышление взрослых, которые довольно редко попадают в поле внимания исследователей проблем психологии Интернета. Вероятно, это связано с определенной традицией понимания взрослости как «периода окаменелости», сложившейся с легкой руки Э. Клапареда и продолжающей присутствовать в современных исследованиях [7, с. 46]. Фактическое отсутствие данных о состоянии мышления взрослого в разных условиях и принципиальная нейтральность интернет-технологии оставляют самое широкое поле для конструирования гипотез, среди которых могут быть и гипотезы о существовании разных — краткосрочных и долгосрочных — эффектов влияния Интернета на мышление взрослого пользователя, а именно:
— гипотеза 1 — мышление взрослого может быть таким же сенситивным к интернет-воздействию, как и познавательные процессы представителей младших поколений;
— гипотеза 2 — эти краткосрочные эффекты постепенно аккумулируются и приводят к долгосрочным последствиям.