Дата публикации: 01.07.2023

Логичность рассуждений взрослых: краткосрочные и долгосрочные эффекты интернет-влияния

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирических проверок гипотез о различных эффектах интернет-влияния на мышление взрослого человека. Инструментом определения состояния мышления выступила методика «Существенные признаки» С. Я. Рубинштейн. Краткосрочные эффекты оценивались в интраиндивидуальном квазиэксперименте, обнаружившем у статистического большинства значимый рост ошибок рассуждений в условиях онлайн-поиска по сравнению с условием печатного чтения (р < 0,01). Долгосрочные эффекты изучались посредством комбинации поперечного среза и эксперимента ex post facto. Выявлено, что логичность рассуждений взрослых, отказавшихся от печатного чтения в пользу интернет-практик, существенно хуже, чем взрослых читателей (р < 0,01) и молодых людей (р < 0,05), не отказывающихся от печатного чтения, за счет появления конкретно-чувственных связей.




Интернет за два десятилетия своего активного распространения буквально разделил современную социокультурную ситуацию на две эпохи — доцифровую и цифровую. Произошедшие изменения внешних условий жизнедеятельности человека обусловливают и его психологические трансформации. Последователи культурно-исторической психологии следом за О. К. Тихомировым, считавшим компьютер средством опосредования уже сложившихся ранее психических функций, все чаще называют Интернет новым средством переопосредования [12; 25 и др.]. В. А. Емелин указывает на появление «информационно-опосредованных высших психических функций» [5, с. 209]. О. В. Рубцова полагает, что в силу многофункциональности цифровых устройств уже фактически невозможно разделить их роль в опосредовании: это роль культурного знака (как средства воздействия на другого) или роль культурного знака (как средства воздействия на самого себя) [11, с. 122].

С учетом сложностей фиксации тонкостей механизмов опосредования и переопосредования представляется возможной и постановка вопроса, основанная на простом здравом смысле, а именно оценка нового по сравнению с прежним, традиционным. Таким традиционным (во временном контексте) можно считать практику печатного чтения, поскольку именно человек читающий является высшим культурным достижением доцифровой эпохи [8 и др.]. Новым, соответственно, является разнообразный опыт интернет-практик, в котором формируются новые поколения (недаром они и называются соответствующим образом — поколение Z или Google [2; 16], поколение Alpha [23] и др.), а также переформируются благодаря новому средству переопосредования представители старших поколений.

В фокусе настоящего исследования находится мышление взрослых, которые довольно редко попадают в поле внимания исследователей проблем психологии Интернета. Вероятно, это связано с определенной традицией понимания взрослости как «периода окаменелости», сложившейся с легкой руки Э. Клапареда и продолжающей присутствовать в современных исследованиях [7, с. 46]. Фактическое отсутствие данных о состоянии мышления взрослого в разных условиях и принципиальная нейтральность интернет-технологии оставляют самое широкое поле для конструирования гипотез, среди которых могут быть и гипотезы о существовании разных — краткосрочных и долгосрочных — эффектов влияния Интернета на мышление взрослого пользователя, а именно:

— гипотеза 1 — мышление взрослого может быть таким же сенситивным к интернет-воздействию, как и познавательные процессы представителей младших поколений;

— гипотеза 2 — эти краткосрочные эффекты постепенно аккумулируются и приводят к долгосрочным последствиям.

Список литературы

1. 11. Рубцова О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) / О. В. Рубцова // Культурно-историческая психология. — 2019. — Т. 15, № 3. — С. 117–124.
2. Rubtsova O. V. Tsifrovye tekhnologii kak novoe sredstvo oposredovaniya (Chast’ pervaya) / O. V. Rubtsova // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2019. — T. 15, № 3. — S. 117–124.
3. 12. Фаликман М. В. Цифровое опосредование: новые рубежи культурно-исторического подхода / М. В. Фаликман // Вопросы психологии. — 2020. — Т. 6, № 2. — С. 3–14.
4. Falikman M. V. Tsifrovoe oposredovanie: novye rubezhi kul’turno-istoricheskogo podkhoda / M. V. Falikman // Voprosy psikhologii. — 2020. — T. 6, № 2. — S. 3–14.
5. 13. APA Dictionary of Psychology [Electronic resourse]. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> dictionary.apa. org (date of the application: 10.12.2022).
6. 14. Blair C.The measurement of executive function in early childhood / C. Blair, Р.Zelazo, M. T. Greenberg // Developmental Neuropsichology. — 2005. — No. 28. — Р. 561–571. — DOI: 10.1207/s153269-42dn2802_1
7. 15. Bowler L. A taxonomy of adolescent metacognitive knowledge during the information search process / L. Bowler // Library & Information Science Research. — 2010. — Vol. 32, No. 1. — P. 27–42. — DOI: 10.2016/I.LISR.2009.04.005
8. 16. Brain health consequences of digital technology use / G. Small, A. Kaufman, J. Lee, J. Jalil // Dialogues in clinical Neuroscience. — 2020. — Vol. 22, No. 2. — P. 179–187. — DOI: 10.31887/DCNS.2020.22.2/gsmall
9. 17. Brand-Gruwel S. A descriptive model of information problem solving white using internet / S. Brand-Gruwel, I. Wopereis, A. Walraven // Computer in Human Behavior. — 2009. — Vol. 53, No. 4. — P. 1207–1217. — DOI: 10.1016/j.compedu.2009.06.004
10. 18. Сhapin F. S. Experimental design in sociological research / F. S. Сhapin. — New York : Harper, 1955. — P. 99–124.
11. 19. Clinton V. Reading from paper compared to screens: a systematic review and metaanalysis / V. Clinton // Journal of Research in Reading. — 2019. — Vol. 42, No. 2. — P. 288– 324. — DOI: 10.1111/1467-9817-12269
12. 20. Diamond A. Executive function / A. Diamond // Annual Review of Psychology. — 2013. — No. 64. — P. 135–168. — DOI: 10.114/annurev-psych-113011-143750
13. 21. Dillon A. Reading from paper versus screens: A critical review of the empirical literature / A. Dillon // Ergonomics. — 1992. — Vol. 35, No. 10. — Р. 1297–1326. — DOI: 10.1080/00140139208967394
14. 22. Hou J. Cognitive map or medium materiality? Reading on paper and screen / J. Hou, J. Rashid, K. M. Lee // Computers in Human Behavior. — 2017. — Vol. 67. — P. 84–94. — DOI: 10.1016/j.chb.2016.10.014
15. 23. McCrindle M. Understanding Generation Alpha [Electronic resourse] / M. McCrindle, А. Fell. — URL: <a href="https://generationalpha.com/wp-content/uploads/2020/02/Understanding-Generation-Alpha-McCrindle.pdf" target="_blank">https://generationalpha.com/wp-content/uploads/2020/02/Understanding-Generation-Alpha-McCrindle.pdf</a> (date of the application: 15.02.2023).
16. 24. Posner M. T. Attention and Cognitive Control / M. T. Posner, C. R. R. Snyder // Information Processing and Cognition: ed. R. L. Solso. — New York : Eribaum, 1990. — P. 55–85.
17. 25. Rȕckriem G. Digital technology and mediation — a challenge to activity theory / G. Rȕckriem // Культурно-историческая психология. — 2010. — № 4. — С. 30–38.
18. 26. The “online brain”: how the Internet may be changing our cognition/ J.Firth, J.Torous, J. A. Firth, B. Stubbs // World Psychiatry. — 2019. — Vol. 18. — P. 119–129. — DOI: 10.1002/ wps.20617
19. 27. The relationship of (perceived) epistemic cognition to interaction with resources on the internet / S. Knight, B. Rienties, M. R. Mitsui, K. Littleton // Computer in Human Behavior. — 2017. — Vol. 73. — P. 507–518. — DOI: 10.1016/j.chb.2017.04.014
20. 28. Zhou M. Metacognitive scaffolding for online information search in K-12 and higher education settings: A systematic review / M. Zhou, K. Lam // Education Tech Research. — 2019. — Vol. 67. — P. 1353–1384. — DOI: 10.1007/S11423-019-09646-7
21. 1. Беларусь в цифрах — 2020: статистический справочник. — Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2021. — 71 с.
22. Belarus’ v tsifrakh — 2020: statisticheskii spravochnik. — Minsk : Natsional’nyi statisticheskii komitet Respubliki Belarus’, 2021. — 71 s.
23. 2. Богачева Н. В. Мифы о «поколении Z» / Н. В. Богачева, Е. В. Сивак. — Москва : НИУ ВШЭ, 2019. — 64 с.
24. Bogacheva N. V. Mify o «pokolenii Z» / N. V. Bogacheva, E. V. Sivak. — Moskva : NIU VShE, 2019. — 64 s.
25. 3. Войскунский А. Е. Влияние свойств электронного текста на эффективность и результативность чтения. Литературный обзор / А. Е. Войскунский, М. Ю. Солодов // Психология человека в образовании. — 2020. — Т. 2, № 2. — С. 134–142. — DOI: 10.33910/2686-9527-2
26. Voiskunskii A. E. Vliyanie svoistv elektronnogo teksta na effektivnost’ i rezul’tativnost’ chteniya. Literaturnyi obzor / A.E.Voiskunskii, M.Yu. Solodov// Psikhologiya cheloveka v obrazovanii. — 2020. — T. 2, № 2. — S. 134–142. — DOI: 10.33910/2686-9527-2
27. 4. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч : в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. — Москва : Педагогика, 1982. — С. 168–174.
28. Vy`gotskij L. S. Psikhologiya i uchenie o lokalizatsii psikhicheskikh funktsii / L. S. Vy`gotskij // Sobr. soch : v 6 t. T. 1. Voprosy teorii i istorii psikhologii. — Moskva : Pedagogika, 1982. — S. 168–174.
29. 5. Емелин В. А. Трансформация высших психических функций в условиях цифровых технологий / В. А. Емелин // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме : коллектив. монография ; под ред. Т. Д. Марцинковской, В. С. Орестовой, О. В. Гавриченко. — Мос
30. Emelin V.A.Transformatsiya vysshikh psikhicheskikh funktsii v usloviyakh tsifrovykh tekhnologii / V. A. Emelin // Tsifrovoe obshchestvo v kul’turno-istoricheskoi paradigme : kollektiv. monografiya ; pod red. T. D. Martsinkovskoi, V. S. Orestovoi, O. V. Ga
31. 6. Зинченко В. П. Шепот раньше губ, или Что предшествует эксплозии детского языка / В. П. Зинченко // Культурно-историческая психология. — 2008. — Т. 4, № 2. — С. 2–18.
32. Zinchenko V. P. Shepot ran’she gub, ili Chto predshestvuet eksplozii detskogo yazyka / V. P. Zinchenko // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2008. — T. 4, № 2. — S. 2–18.
33. 7. Ильин Е. П. Динамика характеристик эмоциональной сферы и агрессивности на протяжении периода от юности до старости / Е. П. Ильин, А. Н. Липина // Вестник практической психологии образования. — 2007. — Т. 4, № 4. — С. 42–46.
34. Il’in E. P. Dinamika kharakteristik emotsional’noi sfery i agressivnosti na protyazhenii perioda ot yunosti do starosti / E. P. Il’in, A. N. Lipina // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. — 2007. — T. 4, № 4. — S. 42–46.
35. 8. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека: пер. с англ. / М. Маклюэн. — Москва : Жуковский : КАНОН-пресс-Ц : Кучково поле, 2003. — 464 с.
36. Maklyuen M. Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka: per. s angl. / M. Maklyuen. — Moskva : Zhukovskii : KANON-press-Ts : Kuchkovo pole, 2003. — 464 s.
37. 9. Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, А. Е. Вишнева и др. — Москва : Акрополь, 2022. — 356 с.
38. Rozhdennye tsifrovymi: semeinyi kontekst i kognitivnoe razvitie / G. U. Soldatova, E. I. Rasskazova, A. E. Vishneva i dr. — Moskva : Akropol’, 2022. — 356 s.
39. 10. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство) / С. Я. Рубинштейн. — Москва : Апрель-Пресс : Ин-т психотерапии, 2004. — 224 с.
40. Rubinshtein S. Ya. Eksperimental’nye metodiki patopsikhologii i opyt primeneniya ikh v klinike (Prakticheskoe rukovodstvo) / S. Ya. Rubinshtein. — Moskva : Aprel’-Press : In-t psikhoterapii, 2004. — 224 s.

Остальные статьи