Гармонизация представлений о воспитании и профессиональной ориентации
Аннотация
«Вызов конвергенции» в сочетании с необходимостью реализации ряда государственных инициатив выступает тем фактором, который делает ключевым условием развития образования гармонизацию представлений о воспитании и о ряде видов научно-практической деятельности, с которыми оно тесно связано. Авторы статьи показывают возможный ход согласования позиций, вовлечения специалистов и практиков в неконфликтное разномыслие на примере профессиональной ориентации, предпринимают попытку выстроить параллель между «профориентационным плюрализмом» и его аналогиями в областях знания и практики, в большей мере связанных непосредственно с воспитанием. Для этого они предлагают способ проведения «разметки» поля такой гармонизации, описывая потенциальные участки и способы ее реализации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2022 |
Страницы | 108-123 |
УДК | 377 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_3_108 |
Дискуссия о взаимосвязи воспитания и профессиональной ориентации как у практиков, так и у экспертного сообщества провоцирует ряд наиболее типичных разногласий, которые целесообразно дифференцировать по основаниям для гармонизации и по ее потенциальным участкам, собрав в некий навигационный инструмент для практиков и исследователей. Гранями такой гармонизации могут стать согласование ключевых позиций, компенсация разногласий и, в особенности, дружелюбное, неконфликтное, «позитивное» разномыслие. Без нее окажется невозможна реализация целого ряда государственных инициатив в части образования.
Такую попытку, на наш взгляд, целесообразно предпринять не только с целью демонстрации способов согласования позиций между специалистами разных направлений. Профессиональная ориентация демонстрирует потенциал взаимосвязи гармонизации с воспитанием и другими системами научно-практической деятельности, что актуально для выполнения целого ряда задач, определенных стратегическими документами федерального уровня.
Использование профессиональной ориентации как удачного примера оказывается возможным в силу значительной степени взаимопроникновения воспитательных и профориентационных проблем, рассмотрения в едином ключе тематики общего и профессионального образования, высокой востребованности интеграции усилий педагогов, субъектов управления и институциональных провайдеров. Также свою роль играют исторически сложившаяся комбинация воздействующих и поддерживающих технологий и, наконец, одновременная работа с балансом личных конкурентных претензий человека на успех и признание, с одной стороны, и осознание им многочисленных ограничений свободы выбора — с другой. Помимо этого как в воспитании, так и в сопровождении профессионального самоопределения все более актуальной становится тема одновременного обеспечения консервации прошлого, прагматизации в решении текущих задач и «прорыва в будущее».
Необходимо уточнить, что под профессиональной ориентацией мы подразумеваем систему научно-практической и научно-методической деятельности различных государственных, корпоративных и общественных институтов, а под сопровождением самоопределения — деятельность на тех или иных уровнях управления, ориентированную на повышение его качества и результативности. Профессиональное самоопределение, в свою очередь, предусматривает сочетание содержательно-смысловой и инструментальной сторон выявления и утверждения позиции человека в профессиональной сфере [2].
В силу растущего разнообразия концептуальных взглядов особо следует отметить, что, на наш взгляд, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, в свою очередь, также характеризуется целостностью и системностью научно-практической и научно-методической деятельности. Однако эта деятельность по своей сути не тождественна и не альтернативна профессиональной ориентации. Также она не находится с ней в отношениях какой-либо хронологической преемственности или взаимоподчиненности.