Дата публикации: 01.04.2024

Рефлексия готовности будущих педагогов к работе в условиях образовательной инклюзии

Аннотация

В статье представлена образовательная среда современного педагогического университета как ресурс осознания студентами необходимости овладеть определенными компетенциями, которые составляют готовность будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях инклюзии. Представлен краткий анализ отдельных научных позиций в области исследования образовательной среды и параметров готовности педагога к работе в этой среде.




Введение в проблему. Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзии является одной из актуальных проблем высшего образования в России. Стратегическим направлением в реализации поставленной задачи является формирование их профессиональной готовности к инклюзии в условиях образовательной среды вуза.

Цель и методы исследования. Цель исследования состояла в определении и систематизации понятия «образовательная среда» как фактора формирования готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Методы исследования — анализ и синтез научных исследований по проблеме формирования готовности педагогов к работе в условиях инклюзии и роли образовательной среды в становлении педагога инклюзивного образования.

Результаты теоретического исследования. Семантика многомерного понятия «образовательная среда» состоит в раскрытии всего спектра необходимых и достаточных условий, позволяющих создать оптимальность получения образования [13; 19]. При этом учеными авторитетно заявляется взаимовлияние и взаимоизменение образовательной среды и обучающихся независимо от уровня образования. Дополнительно отметим, что для образовательной среды также характерно взаимодействие различных образовательных систем и их отдельных элементов, самого учебного материала и участников образовательного процесса, реализуемого в определенный момент времени [8, c. 91].

Трактовки понятия «образовательная среда» чрезвычайно разнообразны и отражают многообразие авторских подходов: социокультурное пространство или его часть, задающие рамки процессу развития личности обучающегося [11, c. 545; 13]; фактор одновременно реализуемых процессов (образования и развития личности), средство и условие социализации личности, ее воспитания и жизнедеятельности учебно-воспитательного процесса [9]; сопоставление и тесное взаимодействие личностных процессов развития и условий внешнего воздействия, обеспечивающих устойчивую положительную динамику развития и профессионального становления [2; 3; 14]; совокупность упорядоченных компонентов, взаимопроникновение и взаимозависимость которых обеспечивает образовательной организации готовность максимально полно реализовывать условия потенциала среды с целью воздействия и развития личности всех участников образовательного процесса (не только обучающихся) [5, с. 77; 21]; определённый событийный ряд, обеспечивающий средства для запуска профессионального становления и развития [1, c. 47]; зона взаимодействия / совокупность как негативных, так и позитивных воздействий на личность обучающегося [6, c. 39; 15].

Краткий анализ авторских интерпретаций исследуемого термина показывает категоричное отсутствие единообразия и однозначности, столкновение научных позиций и продолжение научных споров по проблеме исследования [10].

Список литературы

1. Якимович В. П. Образовательная среда вуза как фактор личностно-профессионального развития учителей физической культуры / В. П. Якимович // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2011. — № 5 (75). — С. 140–143.
2. — P. e0257657.
3. Werner S. Can Self-Efficacy Mediate Between Knowledge of Policy, School Support and Teacher Attitudes Towards Inclusive Education? / S. Werner et al. // PLoS ONE. — 2021. — Vol.16, No. 9.
4. The Self-Efficacy of Learning and Support Assistants in the Austrian Inclusive Education Context / C. Breyer, K. Wilfling, C. Leitenbauer and B. Gasteiger-Klicpera // European Journal of Special Needs Education. — 2020. — Vol. 35, No. 4. — P. 451–465.
5. The impact of article 24 of the CRPD on special and inclusive education in Germany, Portugal, the Russian Federation, and the Netherlands. Chapter 11 / D. Anastasiou, M. Felder, 306 L. A. De Miranda Correia [et al.] // On Educational Inclusion: Meanin
6. Teachers’ Perceptions of Their Work with Teacher Assistants: A Systematic Literature Review / C. Jackson, U. Sharma, D. Odier-Guedj, J. Deppeler // Australian Journal of Teacher Education. — 2021. — Vol. 46, No. 11. — DOI: 10.14221/ajte.2021v46n11.5
7. Romano A. La valutazione dei learning outcomes e delle competenze core degli insegnanti di sostegno. Uno studio pilota [The Assessment of Learning Outcomes and Core Competencies of Inclusive Education Teachers. A Pilot Study] / A. Romano, M. Rullo, R.
8. Imagining and Reimagining the Future of Special and Inclusive Education / J. M. Kauffman, D. Anastasiou, G. Hornby [et al.] // Education Sciences. — 2022. — Vol. 12. — P. 903. — DOI: <a href="https://doi.org/10.3390/educsci12120903" target="_blank">https://doi.org/10.3390/educsci12120903</a>
9. Hornby G. Inclusive special education: development of a new theory for the education of children with special educational needs and disabilities / G. Hornby // British Journal of Special Education. — 2015. — Vol. 42, No. 3. — P. 234–256.
10. Bystrova Yu. Social and Pedagogical Support of Children with Disabilities in Conditions of General Secondary Educational Establishments / Yu. Bystrova, V. Kovalenko, O. Kazachiner // Journal for Educators, Teachers and Trainers. — 2021. — Vol. 12, No.
11. Bandura A. Self-Efficacy: the Exercise of Control / A. Bandura. — New York : W.H. Freeman and Company, 1997.
12. Ajzen I. Perceived Behavioral Control, Self-Efficacy, Locus of Control and the Theory of Planned Behavior / I. Ajzen // Journal of Applied Social Psychology. — 2002. — Vol. 32, No. 4. — P. 665–683.
13. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен : дис. … докт. пед. наук / А. И. Артюхина. — Волгоград, 2007. — 389 с.
14. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений / Т. Н. Щербакова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 545–548.
15. Хитрюк В. В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ / В. В. Хитрюк // Вестник БГПУ. — 2012. — № 1-1. — С. 80–84.
16. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В. И. Слободчиков. — Москва : Экопсицентр РОСС, 2000. — 230 с.
17. Подход к оценке особенностей профессиональной компетентности тьютора в условиях инклюзивного образования: пилотное исследование / А. Ю. Шеманов, Е. В. Сам305 сонова, Ю. А. Быстрова, Е. Н. Кутепова // Клиническая и специальная психология. — 2022. — Т. 1
18. Крылова Н. Б. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Н. Б. Крылова. — Москва : ИПИ РАО, 1995. — С. 91.
19. Компетенции тьютора в инклюзивном образовании: специфика программ профессиональной подготовки / Е. В. Самсонова, Ю. А. Быстрова, А. Ю. Шеманов, Е. Н. Кутепова // Психолого-педагогические исследования. — 2022. — Т. 14, № 2. — С. 84–99. — DOI: 10.17759/p
20. Исследование субъективной оценки готовности и способности студентов и работающих тьюторов к тьюторскому сопровождению в условиях инклюзивного образования / Е. В. Самсонова, Ю. А. Быстрова, А. Ю. Шеманов, Л. М. Прокопьева // Психолого-педагогические исс
21. Дерябо С. Д. Образовательная среда вуза как фактор личностно-профессионального развития учителей физической культуры / С. Д. Дерябо, В. П. Якимевич // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2011. — № 5 (75). — С. 14–43.
22. Быстрова Ю. А. Эмоциональная компетентность аспиранта как начинающего преподавателя электронной информационно-образовательной среды университета / Ю. А. Быстрова // Человеческий капитал. — 2021. — Т. 2, № 12 (156). — С. 176–183. — DOI: 10.25629/HC.2021
23. Быстрова Ю. А. Ресурсы формирования психологической готовности педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде / Ю. А. Быстрова // Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость : матер. І Междунар. науч.-практ. кон
24. Быстрова Ю. А. К истории развития специального образования и современные проблемы инклюзии в России / Ю. А. Быстрова, С. Н. Савинков // Гаудеамус : психолого-педагогический журнал. — 2023. — Т. 22, № 2. — С. 125–136. — DOI: 10.20310/1810-231X-2023-22-2

Остальные статьи