Дата публикации: 01.04.2024

Рефлексия готовности будущих педагогов к работе в условиях образовательной инклюзии

Аннотация

В статье представлена образовательная среда современного педагогического университета как ресурс осознания студентами необходимости овладеть определенными компетенциями, которые составляют готовность будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях инклюзии. Представлен краткий анализ отдельных научных позиций в области исследования образовательной среды и параметров готовности педагога к работе в этой среде.




Введение в проблему. Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзии является одной из актуальных проблем высшего образования в России. Стратегическим направлением в реализации поставленной задачи является формирование их профессиональной готовности к инклюзии в условиях образовательной среды вуза.

Цель и методы исследования. Цель исследования состояла в определении и систематизации понятия «образовательная среда» как фактора формирования готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Методы исследования — анализ и синтез научных исследований по проблеме формирования готовности педагогов к работе в условиях инклюзии и роли образовательной среды в становлении педагога инклюзивного образования.

Результаты теоретического исследования. Семантика многомерного понятия «образовательная среда» состоит в раскрытии всего спектра необходимых и достаточных условий, позволяющих создать оптимальность получения образования [13; 19]. При этом учеными авторитетно заявляется взаимовлияние и взаимоизменение образовательной среды и обучающихся независимо от уровня образования. Дополнительно отметим, что для образовательной среды также характерно взаимодействие различных образовательных систем и их отдельных элементов, самого учебного материала и участников образовательного процесса, реализуемого в определенный момент времени [8, c. 91].

Трактовки понятия «образовательная среда» чрезвычайно разнообразны и отражают многообразие авторских подходов: социокультурное пространство или его часть, задающие рамки процессу развития личности обучающегося [11, c. 545; 13]; фактор одновременно реализуемых процессов (образования и развития личности), средство и условие социализации личности, ее воспитания и жизнедеятельности учебно-воспитательного процесса [9]; сопоставление и тесное взаимодействие личностных процессов развития и условий внешнего воздействия, обеспечивающих устойчивую положительную динамику развития и профессионального становления [2; 3; 14]; совокупность упорядоченных компонентов, взаимопроникновение и взаимозависимость которых обеспечивает образовательной организации готовность максимально полно реализовывать условия потенциала среды с целью воздействия и развития личности всех участников образовательного процесса (не только обучающихся) [5, с. 77; 21]; определённый событийный ряд, обеспечивающий средства для запуска профессионального становления и развития [1, c. 47]; зона взаимодействия / совокупность как негативных, так и позитивных воздействий на личность обучающегося [6, c. 39; 15].

Краткий анализ авторских интерпретаций исследуемого термина показывает категоричное отсутствие единообразия и однозначности, столкновение научных позиций и продолжение научных споров по проблеме исследования [10].

Список литературы

1. 10. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В. И. Слободчиков. — Москва : Экопсицентр РОСС, 2000. — 230 с.
2. Slobodchikov V. I. O ponyatii obrazovatel’noi sredy v kontseptsii razvivayushchego obrazovaniya / V. I. Slobodchikov. — Moskva : Ekopsitsentr ROSS, 2000. — 230 s.
3. 11. Хитрюк В. В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ / В. В. Хитрюк // Вестник БГПУ. — 2012. — № 1-1. — С. 80–84.
4. Khitryuk V. V. Inklyuzivnaya gotovnost’ kak etap formirovaniya inklyuzivnoi kul’tury pedagoga: strukturno-urovnevyi analiz / V.V.Khitryuk// Vestnik BGPU. — 2012. — №1-1. — S. 80–84.
5. 12. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений / Т. Н. Щербакова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 545–548.
6. Shcherbakova T. N. K voprosu o strukture obrazovatel’noi sredy uchebnykh uchrezhdenii / T. N. Shcherbakova // Molodoi uchenyi. — 2012. — № 5. — S. 545–548.
7. 13. Якимович В. П. Образовательная среда вуза как фактор личностно-профессионального развития учителей физической культуры / В. П. Якимович // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2011. — № 5 (75). — С. 140–143.
8. Yakimovich V. P. Obrazovatel’naya sreda vuza kak faktor lichnostno-professional’nogo razvitiya uchitelei fizicheskoi kul’tury / V. P. Yakimovich // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. — 2011. — № 5 (75). — S. 140–143.
9. 14. Ajzen I. Perceived Behavioral Control, Self-Efficacy, Locus of Control and the Theory of Planned Behavior / I. Ajzen // Journal of Applied Social Psychology. — 2002. — Vol. 32, No. 4. — P. 665–683.
10. 15. Bandura A. Self-Efficacy: the Exercise of Control / A. Bandura. — New York : W.H. Freeman and Company, 1997.
11. 16. Bystrova Yu. Social and Pedagogical Support of Children with Disabilities in Conditions of General Secondary Educational Establishments / Yu. Bystrova, V. Kovalenko, O. Kazachiner // Journal for Educators, Teachers and Trainers. — 2021. — Vol. 12, No.
12. 17. Hornby G. Inclusive special education: development of a new theory for the education of children with special educational needs and disabilities / G. Hornby // British Journal of Special Education. — 2015. — Vol. 42, No. 3. — P. 234–256.
13. 18. Imagining and Reimagining the Future of Special and Inclusive Education / J. M. Kauffman, D. Anastasiou, G. Hornby [et al.] // Education Sciences. — 2022. — Vol. 12. — P. 903. — DOI: <a href="https://doi.org/10.3390/educsci12120903" target="_blank">https://doi.org/10.3390/educsci12120903</a>
14. 19. Romano A. La valutazione dei learning outcomes e delle competenze core degli insegnanti di sostegno. Uno studio pilota [The Assessment of Learning Outcomes and Core Competencies of Inclusive Education Teachers. A Pilot Study] / A. Romano, M. Rullo, R.
15. 20. Teachers’ Perceptions of Their Work with Teacher Assistants: A Systematic Literature Review / C. Jackson, U. Sharma, D. Odier-Guedj, J. Deppeler // Australian Journal of Teacher Education. — 2021. — Vol. 46, No. 11. — DOI: 10.14221/ajte.2021v46n11.5
16. 21. The impact of article 24 of the CRPD on special and inclusive education in Germany, Portugal, the Russian Federation, and the Netherlands. Chapter 11 / D. Anastasiou, M. Felder, L. A. De Miranda Correia [et al.] // On Educational Inclusion: Meanings,
17. 22. The Self-Efficacy of Learning and Support Assistants in the Austrian Inclusive Education Context / C. Breyer, K. Wilfling, C. Leitenbauer and B. Gasteiger-Klicpera // European Journal of Special Needs Education. — 2020. — Vol. 35, No. 4. — P. 451–465.
18. 23. Werner S. Can Self-Efficacy Mediate Between Knowledge of Policy, School Support and Teacher Attitudes Towards Inclusive Education? / S. Werner et al. // PLoS ONE. — 2021. — Vol.16, No. 9. — P. e0257657. — DOI: 10.13128/form-10451doi.org/10.1371/journa
19. 1. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен : дис. … докт. пед. наук / А. И. Артюхина. — Волгоград, 2007. — 389 с.
20. Artyukhina A. I. Obrazovatel’naya sreda vysshego uchebnogo zavedeniya kak pedagogicheskii fenomen : dis. … dokt. ped. nauk / A. I. Artyukhina. — Volgograd, 2007. — 389 s.
21. 2. Быстрова Ю. А. К истории развития специального образования и современные проблемы инклюзии в России / Ю. А. Быстрова, С. Н. Савинков // Гаудеамус : психолого-педагогический журнал. — 2023. — Т. 22, № 2. — С. 125–136. — DOI: 10.20310/1810-231X-2023-22-2
22. Bystrova Yu. A. K istorii razvitiya spetsial’nogo obrazovaniya i sovremennye problemy inklyuzii v Rossii / Yu. A. Bystrova, S. N. Savinkov // Gaudeamus : psikhologopedagogicheskii zhurnal. — 2023. — T. 22, № 2. — S. 125–136. — DOI: 10.20310/ 1810-231X-202
23. 3. Быстрова Ю. А. Ресурсы формирования психологической готовности педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде / Ю. А. Быстрова // Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость : матер. І Междунар. науч.-практ. кон
24. Bystrova Yu. A.Resursy formirovaniya psikhologicheskoi gotovnosti pedagogov k rabote v inklyuzivnoi obrazovatel’noi srede / Yu. A. Bystrova // Sovremennyi uchitel’: professional’naya kompetentnost’ i sotsial’naya znachimost’ : mater. І Mezhdunar. nauch.-p
25. 4. Быстрова Ю. А. Эмоциональная компетентность аспиранта как начинающего преподавателя электронной информационно-образовательной среды университета / Ю. А. Быстрова // Человеческий капитал. — 2021. — Т. 2, № 12 (156). — С. 176–183. — DOI: 10.25629/HC.2021
26. Bystrova Yu. A. Emotsional’naya kompetentnost’ aspiranta kak nachinayushchego prepodavatelya elektronnoi informatsionno-obrazovatel’noi sredy universiteta / Yu. A. Bystrova // Chelovecheskii kapital. — 2021. — T. 2, № 12 (156). — S. 176–183. — DOI: 10.256
27. 5. Дерябо С. Д. Образовательная среда вуза как фактор личностно-профессионального развития учителей физической культуры / С. Д. Дерябо, В. П. Якимевич // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2011. — № 5 (75). — С. 14–43.
28. Deryabo S. D. Obrazovatel’naya sreda vuza kak faktor lichnostno-professional’nogo razvitiya uchitelei fizicheskoi kul’tury / S. D. Deryabo, V. P. Yakimevich // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. — 2011. — № 5 (75). — S. 14–43.
29. 6. Исследование субъективной оценки готовности и способности студентов и работающих тьюторов к тьюторскому сопровождению в условиях инклюзивного образования / Е. В. Самсонова, Ю. А. Быстрова, А. Ю. Шеманов, Л. М. Прокопьева // Психолого-педагогические исс
30. Issledovanie sub»ektivnoi otsenki gotovnosti i sposobnosti studentov i rabotayushchikh t’yutorov k t’yutorskomu soprovozhdeniyu v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya / E. V. Samsonova, Yu. A. Bystrova, A. Yu. Shemanov, L. M. Prokop’eva // Psikhologo-ped
31. 7. Компетенции тьютора в инклюзивном образовании: специфика программ профессиональной подготовки / Е. В. Самсонова, Ю. А. Быстрова, А. Ю. Шеманов, Е. Н. Кутепова // Психолого-педагогические исследования. — 2022. — Т. 14, № 2. — С. 84–99. — DOI: 10.17759/p
32. Kompetentsii t’yutora v inklyuzivnom obrazovanii: spetsifika programm professional’noi podgotovki / E. V. Samsonova, Yu. A. Bystrova, A. Yu. Shemanov, E. N. Kutepova // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2022. — T. 14, № 2. — S. 84–99. — DOI: 10.
33. 8. Крылова Н. Б. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Н. Б. Крылова. — Москва : ИПИ РАО, 1995. — С. 91.
34. Krylova N. B. Novye tsennosti obrazovaniya: tezaurus dlya uchitelei i shkol’nykh psikhologov / N. B. Krylova. — Moskva : IPI RAO, 1995. — S. 91.
35. 9. Подход к оценке особенностей профессиональной компетентности тьютора в условиях инклюзивного образования: пилотное исследование / А. Ю. Шеманов, Е. В. Самсонова, Ю. А. Быстрова, Е. Н. Кутепова // Клиническая и специальная психология. — 2022. — Т. 11, №
36. Podkhod k otsenke osobennostei professional’noi kompetentnosti t’yutora v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya: pilotnoe issledovanie / A. Yu. Shemanov, E. V. Samsonova, Yu. A. Bystrova, E. N. Kutepova // Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya. — 202

Остальные статьи