Рефлексия готовности будущих педагогов к работе в условиях образовательной инклюзии
Аннотация
В статье представлена образовательная среда современного педагогического университета как ресурс осознания студентами необходимости овладеть определенными компетенциями, которые составляют готовность будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях инклюзии. Представлен краткий анализ отдельных научных позиций в области исследования образовательной среды и параметров готовности педагога к работе в этой среде.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2024 |
Страницы | 299-306 |
УДК | 37(073) |
DOI | 10.51944/20738544_2024_2_299 |
Введение в проблему. Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзии является одной из актуальных проблем высшего образования в России. Стратегическим направлением в реализации поставленной задачи является формирование их профессиональной готовности к инклюзии в условиях образовательной среды вуза.
Цель и методы исследования. Цель исследования состояла в определении и систематизации понятия «образовательная среда» как фактора формирования готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Методы исследования — анализ и синтез научных исследований по проблеме формирования готовности педагогов к работе в условиях инклюзии и роли образовательной среды в становлении педагога инклюзивного образования.
Результаты теоретического исследования. Семантика многомерного понятия «образовательная среда» состоит в раскрытии всего спектра необходимых и достаточных условий, позволяющих создать оптимальность получения образования [13; 19]. При этом учеными авторитетно заявляется взаимовлияние и взаимоизменение образовательной среды и обучающихся независимо от уровня образования. Дополнительно отметим, что для образовательной среды также характерно взаимодействие различных образовательных систем и их отдельных элементов, самого учебного материала и участников образовательного процесса, реализуемого в определенный момент времени [8, c. 91].
Трактовки понятия «образовательная среда» чрезвычайно разнообразны и отражают многообразие авторских подходов: социокультурное пространство или его часть, задающие рамки процессу развития личности обучающегося [11, c. 545; 13]; фактор одновременно реализуемых процессов (образования и развития личности), средство и условие социализации личности, ее воспитания и жизнедеятельности учебно-воспитательного процесса [9]; сопоставление и тесное взаимодействие личностных процессов развития и условий внешнего воздействия, обеспечивающих устойчивую положительную динамику развития и профессионального становления [2; 3; 14]; совокупность упорядоченных компонентов, взаимопроникновение и взаимозависимость которых обеспечивает образовательной организации готовность максимально полно реализовывать условия потенциала среды с целью воздействия и развития личности всех участников образовательного процесса (не только обучающихся) [5, с. 77; 21]; определённый событийный ряд, обеспечивающий средства для запуска профессионального становления и развития [1, c. 47]; зона взаимодействия / совокупность как негативных, так и позитивных воздействий на личность обучающегося [6, c. 39; 15].
Краткий анализ авторских интерпретаций исследуемого термина показывает категоричное отсутствие единообразия и однозначности, столкновение научных позиций и продолжение научных споров по проблеме исследования [10].