К постановке проблемы обретения смысла жизни посредством развития саногенной рефлексии
Аннотация
В статье рассмотрена проблема обретения смысла жизни посредством развития саногенной рефлексии, представлены данные исследования взаимосвязи показателей защитной рефлексии с показателями жизненной осмысленности, уровнем депрессии, показателями самооценки, самоуважения, субъективного счастья студентов художественно-графического факультета МПГУ. Приводится анализ полученных результатов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2024 |
Страницы | 291-298 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_2_291 |
По данным ВОЗ, каждые 40 секунд в мире один человек кончает жизнь самоубийством. Подвержены риску люди, переживающие возрастные и жизненные кризисы, напрямую связанные с потерей смысла жизни [2].
Переживание потери смысла также может запускать психосоматические процессы, приводящие к летальному исходу. К примеру, по предположениям специалистов, изучающих психосоматику, лимфома (рак крови) является результатом внутреннего конфликта обесценивания себя и своей жизни: «Я не интересен, моя жизнь не имеет смысла» [11], а заболевания иммунной системы (Л. Бурбо, Л. Хей и др.) связаны с непринятием себя, своей уникальности, убеждением, что «Я не достоин жить». Такие утверждения не имеют под собой научной основы, но стоит отметить, что многие гипотезы не сразу становились научными теориями, и возможно, здесь тоже имеет место вопрос времени и доказательной базы. Многие практикующие психологи отмечают физическое оздоровление своих смертельно больных клиентов, продление сроков жизни и улучшение ее качества (И. Ялом, Л. Готби, Дж. Бюдженталь).
Само по себе депрессивное состояние, по мнению А. Лэнгле, является состоянием предумирания, когда человек отказывается чувствовать жизнь [9; 10]. Потом он отказывается физически существовать, прекращая есть и пить. «Умер от тоски» — встречаемое в народном обиходе выражение.
Все вышесказанное говорит о том, что в наше время тема потери смысла жизни весьма распространена и довольно опасна, в чем и заключается актуальность нашего исследования.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что существует взаимосвязь между особенностями рефлексии человека (как он склонен интерпретировать происходящие события в его жизни и себя в них), показателем его осмысленности жизни, уровнем депрессии (как отсутствие или наличие смысла жизни) и показателями самооценки, самоуважения и субъективного счастья как основой для формирования жизненных смыслов. Если в его жизненной философии он недоволен собой и несчастен, то это снижает его уровень самооценки, счастья, теряется или не формируется вовсе жизненная осмысленность и возникает депрессия.