Дата публикации: 01.04.2024

К постановке проблемы обретения смысла жизни посредством развития саногенной рефлексии

Аннотация

В статье рассмотрена проблема обретения смысла жизни посредством развития саногенной рефлексии, представлены данные исследования взаимосвязи показателей защитной рефлексии с показателями жизненной осмысленности, уровнем депрессии, показателями самооценки, самоуважения, субъективного счастья студентов художественно-графического факультета МПГУ. Приводится анализ полученных результатов.




По данным ВОЗ, каждые 40 секунд в мире один человек кончает жизнь самоубийством. Подвержены риску люди, переживающие возрастные и жизненные кризисы, напрямую связанные с потерей смысла жизни [2].

Переживание потери смысла также может запускать психосоматические процессы, приводящие к летальному исходу. К примеру, по предположениям специалистов, изучающих психосоматику, лимфома (рак крови) является результатом внутреннего конфликта обесценивания себя и своей жизни: «Я не интересен, моя жизнь не имеет смысла» [11], а заболевания иммунной системы (Л. Бурбо, Л. Хей и др.) связаны с непринятием себя, своей уникальности, убеждением, что «Я не достоин жить». Такие утверждения не имеют под собой научной основы, но стоит отметить, что многие гипотезы не сразу становились научными теориями, и возможно, здесь тоже имеет место вопрос времени и доказательной базы. Многие практикующие психологи отмечают физическое оздоровление своих смертельно больных клиентов, продление сроков жизни и улучшение ее качества (И. Ялом, Л. Готби, Дж. Бюдженталь).

Само по себе депрессивное состояние, по мнению А. Лэнгле, является состоянием предумирания, когда человек отказывается чувствовать жизнь [9; 10]. Потом он отказывается физически существовать, прекращая есть и пить. «Умер от тоски» — встречаемое в народном обиходе выражение.

Все вышесказанное говорит о том, что в наше время тема потери смысла жизни весьма распространена и довольно опасна, в чем и заключается актуальность нашего исследования.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что существует взаимосвязь между особенностями рефлексии человека (как он склонен интерпретировать происходящие события в его жизни и себя в них), показателем его осмысленности жизни, уровнем депрессии (как отсутствие или наличие смысла жизни) и показателями самооценки, самоуважения и субъективного счастья как основой для формирования жизненных смыслов. Если в его жизненной философии он недоволен собой и несчастен, то это снижает его уровень самооценки, счастья, теряется или не формируется вовсе жизненная осмысленность и возникает депрессия.

Список литературы

1. 10. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни / А. Лэнгле. — Москва : Генезис, 2014. — 120 с.
2. Lengle A. Zhizn’, napolnennaya smyslom. Logoterapiya kak sredstvo okazaniya pomoshchi v zhizni / A. Lengle. — Moskva : Genezis, 2014. — 120 s.
3. 11. Марголин К. НГМ. 5 биологических законов [Электронный ресурс] / К. Марголин. — URL: www.LearningGNM.com (дата обращения: 28.02.2024).
4. Margolin K. NGM. 5 biologicheskikh zakonov [Elektronnyi resurs] / K. Margolin. — URL: www.LearningGNM.com (data obrashcheniya: 28.02.2024).
5. 12. Морозюк С. Н. 10 шагов исцеления от обиды. Практикум по саногенному мышлению / С. Н. Морозюк. — Москва : Прометей, 2013. — 133 с.
6. Morozyuk S. N. 10 shagov istseleniya ot obidy. Praktikum po sanogennomu myshleniyu / S. N. Morozyuk. — Moskva : Prometei, 2013. — 133 s.
7. 13. Морозюк С. Н. Алгоритмы консультативной работы с матерями с различными стилями родительского отношения к ребенку : учеб. пособие / С. Н. Морозюк, С. Н. Кузнецова. — Москва : МГЭУ, 2023. — 224 с.
8. Morozyuk S. N. Algoritmy konsul’tativnoi raboty s materyami s razlichnymi stilyami roditel’skogo otnosheniya k rebenku : ucheb. posobie / S. N. Morozyuk, S. N. Kuznetsova. — Moskva : MGEU, 2023. — 224 s.
9. 14. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности : дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07 / С. Н. Морозюк. — Москва, 2001. — 382 с.
10. Morozyuk S. N. Sanogennaya refleksiya kak faktor optimizatsii aktsentuatsii kharaktera i povysheniya effektivnosti uchebnoi deyatel’nosti : dis. … d-ra psikhol. nauk: 19.00.07 / S. N. Morozyuk. — Moskva, 2001. — 382 s.
11. 15. Орлов Ю. М. Саногенное мышление / Ю. М. Орлов. — Москва : Слайдинг, 2006. — 96 с.
12. Orlov Yu. M. Sanogennoe myshlenie / Yu. M. Orlov. — Moskva : Slaiding, 2006. — 96 s.
13. 16. Осин Е. Н. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2020. — № 1.
14. Osin E. N. Kratkie russkoyazychnye shkaly diagnostiki sub'ektivnogo blagopoluchiya: psikhometricheskie kharakteristiki i sravnitel’nyi analiz / E. N. Osin, D. A. Leont’ev // Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny. — 202
15. 17. Павлюченкова Н. В. Саногенная рефлексия как фактор развития эмоциональной компетентности : дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Н. В. Павлюченкова. — Москва, 2008. — 163 с.
16. Pavlyuchenkova N. V. Sanogennaya refleksiya kak faktor razvitiya emotsional’noi kompetentnosti : dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.01 / N. V. Pavlyuchenkova. — Moskva, 2008. — 163 s.
17. 18. Рудаков А. Л. Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости личности: на примере спортсменов по вольной борьбе : дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / А. Л. Рудаков. — Москва, 2009. — 219 с.
18. Rudakov A. L. Sanogennaya refleksiya kak faktor stressoustoichivosti lichnosti: na primere sportsmenov po vol’noi bor’be : dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.01 / A. L. Rudakov. — Moskva, 2009. — 219 s.
19. 19. Lyubomirsky S. A. measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation / S. Lyubomirsky, H. S. Lepper // Social Indicators Research. — 1999. — Vol. 46, No. 2. — P. 150–155.
20. 1. Адамян Л. И. Саногенная рефлексия как фактор психологической устойчивости личности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Л. И. Адамян. — Москва, 2012. — 172 с.
21. Adamyan L. I. Sanogennaya refleksiya kak faktor psikhologicheskoi ustoichivosti lichnosti: dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.01 / L. I. Adamyan. — Moskva, 2012. — 172 s.
22. 2. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] : сайт. — URL: <a href="https://www.who.int/ru" target="_blank">https://www.who.int/ru</a> (дата обращения: 28.02.2024).
23. Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya [Elektronnyi resurs]: sait. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> www.who.int/ru (data obrashcheniya: 28.02.2024).
24. 3. Жмуров В. А. Психопатология : ч. 2 / В. А. Жмуров. — Иркутск : Изд-во Иркутского университета, 1986. — 217 с.
25. Zhmurov V. A. Psikhopatologiya : ch. 2 / V. A. Zhmurov. — Irkutsk : Izd-vo Irkutskogo universiteta, 1986. — 217 s.
26. 4. Золотарева А. А. Валидность и надежность русскоязычной версии шкалы самооценки М. Розенберга / А. А. Золотарева // Вестник Омского университета. Серия: Психология. — 2020. — № 2. — С. 52–57.
27. Zolotareva A. A. Validnost’ i nadezhnost’ russkoyazychnoi versii shkaly samootsenki M. Rozenberga / A. A. Zolotareva // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. — 2020. — № 2. — S. 52–57.
28. 5. Кананчук Л. А. Саногенная рефлексия как фактор адаптации студентов в полиэтнической среде вуза : дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Л. А. Кананчук. — Москва, 2010. — 174 с.
29. Kananchuk L. A. Sanogennaya refleksiya kak faktor adaptatsii studentov v polietnicheskoi srede vuza : dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.01 / L. A. Kananchuk. — Moskva, 2010. — 174 s.
30. 6. Крайнова Ю. Н. Саногенная рефлексия в структуре эмоциональной компетентности будущих педагогов : дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю. Н. Крайнова. — Москва, 2010. — 166 с.
31. Krainova Yu. N. Sanogennaya refleksiya v strukture emotsional’noi kompetentnosti budushchikh pedagogov : dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.07 / Yu. N. Krainova. — Moskva, 2010. — 166 s.
32. 7. Кривцова С. В. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер / С. В. Кривцова, А. Лэнгле, К. Орглер // Экзистенциальный анализ : бюллетень. — 2009. — № 1. — С. 141–170.
33. Krivtsova S. V. Shkala ekzistentsii (Existenzskala) A. Lengle i K. Orgler / S. V. Krivtsova, A. Lengle, K. Orgler // Ekzistentsial’nyi analiz : byulleten’. — 2009. — № 1. — S. 141–170.
34. 8. Кузнецова Е. С. Рефлексивные портреты матерей с различными стилями родительского отношения к ребенку : дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. С. Кузнецова. — Москва, 2020. — 254 с.
35. Kuznetsova E. S. Refleksivnye portrety materei s razlichnymi stilyami roditel’skogo otnosheniya k rebenku: dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.07 / E. S. Kuznetsova. — Moskva, 2020. — 254 s.
36. 9. Лэнгле А. Дотянуться до жизни. Экзистенциальный анализ депрессии / А. Лэнгле. — Москва : Генезис, 2010. — 110 с.
37. Lengle A. Dotyanut’sya do zhizni. Ekzistentsial’nyi analiz depressii / A. Lengle. — Moskva : Genezis, 2010. — 110 s.

Остальные статьи