Дата публикации: 01.04.2024

К постановке проблемы обретения смысла жизни посредством развития саногенной рефлексии

Аннотация

В статье рассмотрена проблема обретения смысла жизни посредством развития саногенной рефлексии, представлены данные исследования взаимосвязи показателей защитной рефлексии с показателями жизненной осмысленности, уровнем депрессии, показателями самооценки, самоуважения, субъективного счастья студентов художественно-графического факультета МПГУ. Приводится анализ полученных результатов.




По данным ВОЗ, каждые 40 секунд в мире один человек кончает жизнь самоубийством. Подвержены риску люди, переживающие возрастные и жизненные кризисы, напрямую связанные с потерей смысла жизни [2].

Переживание потери смысла также может запускать психосоматические процессы, приводящие к летальному исходу. К примеру, по предположениям специалистов, изучающих психосоматику, лимфома (рак крови) является результатом внутреннего конфликта обесценивания себя и своей жизни: «Я не интересен, моя жизнь не имеет смысла» [11], а заболевания иммунной системы (Л. Бурбо, Л. Хей и др.) связаны с непринятием себя, своей уникальности, убеждением, что «Я не достоин жить». Такие утверждения не имеют под собой научной основы, но стоит отметить, что многие гипотезы не сразу становились научными теориями, и возможно, здесь тоже имеет место вопрос времени и доказательной базы. Многие практикующие психологи отмечают физическое оздоровление своих смертельно больных клиентов, продление сроков жизни и улучшение ее качества (И. Ялом, Л. Готби, Дж. Бюдженталь).

Само по себе депрессивное состояние, по мнению А. Лэнгле, является состоянием предумирания, когда человек отказывается чувствовать жизнь [9; 10]. Потом он отказывается физически существовать, прекращая есть и пить. «Умер от тоски» — встречаемое в народном обиходе выражение.

Все вышесказанное говорит о том, что в наше время тема потери смысла жизни весьма распространена и довольно опасна, в чем и заключается актуальность нашего исследования.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что существует взаимосвязь между особенностями рефлексии человека (как он склонен интерпретировать происходящие события в его жизни и себя в них), показателем его осмысленности жизни, уровнем депрессии (как отсутствие или наличие смысла жизни) и показателями самооценки, самоуважения и субъективного счастья как основой для формирования жизненных смыслов. Если в его жизненной философии он недоволен собой и несчастен, то это снижает его уровень самооценки, счастья, теряется или не формируется вовсе жизненная осмысленность и возникает депрессия.

Список литературы

1. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни / А. Лэнгле. — Москва : Генезис, 2014. — 120 с.
2. Lyubomirsky S. A. measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation / S. Lyubomirsky, H. S. Lepper // Social Indicators Research. — 1999. — Vol. 46, No. 2. — P. 150–155.
3. Рудаков А. Л. Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости личности: на примере спортсменов по вольной борьбе : дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / А. Л. Рудаков. — Москва, 2009. — 219 с.
4. Павлюченкова Н. В. Саногенная рефлексия как фактор развития эмоциональной компетентности : дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Н. В. Павлюченкова. — Москва, 2008. — 163 с.
5. Осин Е. Н. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2020. — № 1.
6. Орлов Ю. М. Саногенное мышление / Ю. М. Орлов. — Москва : Слайдинг, 2006. — 96 с.
7. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности : дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07 / С. Н. Морозюк. — Москва, 2001. — 382 с.
8. Морозюк С. Н. Алгоритмы консультативной работы с матерями с различными стилями родительского отношения к ребенку : учеб. пособие / С. Н. Морозюк, С. Н. Кузнецова. — Москва : МГЭУ, 2023. — 224 с.
9. Морозюк С. Н. 10 шагов исцеления от обиды. Практикум по саногенному мышлению / С. Н. Морозюк. — Москва : Прометей, 2013. — 133 с.
10. Марголин К. НГМ. 5 биологических законов [Электронный ресурс] / К. Марголин. — URL: www.LearningGNM.com (дата обращения: 28.02.2024).
11. Адамян Л. И. Саногенная рефлексия как фактор психологической устойчивости личности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Л. И. Адамян. — Москва, 2012. — 172 с.
12. Лэнгле А. Дотянуться до жизни. Экзистенциальный анализ депрессии / А. Лэнгле. — Москва : Генезис, 2010. — 110 с.
13. Кузнецова Е. С. Рефлексивные портреты матерей с различными стилями родительского отношения к ребенку : дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. С. Кузнецова. — Москва, 2020. — 254 с.
14. Кривцова С. В. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер / С. В. Кривцова, А. Лэнгле, К. Орглер // Экзистенциальный анализ : бюллетень. — 2009. — № 1. — С. 141–170.
15. Крайнова Ю. Н. Саногенная рефлексия в структуре эмоциональной компетентности будущих педагогов : дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю. Н. Крайнова. — Москва, 2010. — 166 с.
16. Кананчук Л. А. Саногенная рефлексия как фактор адаптации студентов в полиэтнической среде вуза : дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Л. А. Кананчук. — Москва, 2010. — 174 с.
17. Золотарева А. А. Валидность и надежность русскоязычной версии шкалы самооценки М. Розенберга / А. А. Золотарева // Вестник Омского университета. Серия: Психология. — 2020. — № 2. — С. 52–57.
18. Жмуров В. А. Психопатология : ч. 2 / В. А. Жмуров. — Иркутск : Изд-во Иркутского университета, 1986. — 217 с.
19. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] : сайт. — URL: <a href="https://www.who.int/ru" target="_blank">https://www.who.int/ru</a> (дата обращения: 28.02.2024).

Остальные статьи