Дата публикации: 01.04.2024

Проблема исследования локуса контроля у старших дошкольников

Аннотация

В статье рассматривается проблема конструирования методического инструментария и крайне ограниченного числа методик исследования локуса контроля для старших дошкольников, чем и обуславливается недостаток исследований данной личностной характеристики в этом возрасте. Локус контроля считается достаточно универсальной характеристикой, проявляющейся в одинаковой степени в отношениях, действиях, деятельности, ситуациях. За полувековой период изучения локуса контроля определено его влияние на многие структуры личностного развития, в том числе показана его связь с мотивационными, когнитивными, коммуникативными и иными социальными компонентами личности. Эти знания указывают на важную функциональную роль локуса контроля как в общей структуре личности, так и в общей динамике возрастного развития человека, начиная с момента его проявления в старшем дошкольном возрасте. Поэтому особую ценность представляют исследования локуса контроля на выборке старших дошкольников как наименее изученной возрастной страте. В данной работе представлен обзор существующих в мировой психологической практике психодиагностических методик, предназначенных для исследования направленности локуса контроля у старших дошкольников. Рассмотрены основные характеристики этих методик, критерии и подходы к их разработке, а также впервые представлен адаптивный авторский перевод опросника стэнфордской шкалы SPIES. Методика неизвестна для широкого круга отечественных специалистов, но перспективна в работе со старшими дошкольниками.




Введение

Аналитика литературных обзоров последних лет свидетельствует о возросшем интересе исследователей к проблемам личностного развития. В рамках возрастной психологии старшему дошкольному возрасту придается особое значение, поскольку в этот преддошкольный период у ребенка развиваются ключевые психологические новообразования (например, произвольность психических процессов, механизм соподчинения мотивов и т. д.), без которых невозможно нормальное развитие личности в младшем школьном возрасте [1; 4; 6; 16; 61; 67 и др.]. К старшему дошкольному возрасту в структуре личности ребенка также проявляются определенные доминанты и субдоминанты личностных компонентов (личностных черт), образующих индивидуальную динамику его уникального личностного развития. Одним из таких личностных компонентов является локус контроля.

Локус контроля считается сложной научной проблемой, с которой исследователи работают на протяжении полувека [11; 23; 45; 47; 48; 65 и др.]. Несмотря на столь длительный период изучения разных сторон локуса контроля, многие фундаментальные вопросы остаются нерешенными, что сохраняет актуальность данных исследований по настоящее время. В частности, отсутствует ясность в понимании механизма становления локуса контроля и процессов, влияющих на его становление в личностном онтогенезе. Сохраняется интерес к исследованию устойчивости и потенциальной изменчивости направленности локуса контроля с течением времени. Поэтому особого внимания заслуживает вопрос о том, является ли локус контроля личностной чертой в ряду иных личностных характеристик или особым личностным конструктом, становление которого может быть связано с определенными психическими механизмами возрастной периодизации, функциональное значение которого еще предстоит оценить [2; 8; 9; 23; 29; 63–66 и др.]. Эти и иные аспекты локуса контроля важны для понимания его роли в общей динамике возрастного развития человека, начиная с момента проявления этого личностного параметра в старшем дошкольном возрасте.

Для решения этих фундаментальных вопросов важно опереться на надежную методологическую и методическую основу. Вместе с тем ключевой вопрос в проблематике исследований локуса контроля попрежнему связан именно с его измерением, т. е. проблемой метода и методики. Особенно остро данная проблема затрагивает исследования старших дошкольников. В этой связи считаем целесообразным представить литературный обзор основных психодиагностических инструментов исследования локуса контроля, предназначенных для работы с детьми, и изложить некоторые требования к разработке подобных методик. В статье также изложен авторский перевод опросника стэнфордской шкалы интернальности/экстернальности, разработанного для исследования направленности локуса контроля непосредственно у старших дошкольников и ранее не представленного на русском языке.

Концепт понятия о локусе контроля

Список литературы

1. Lefcourt H. M. Internal versus external control of reinforcement: A review / H.M. Lefcourt // Psychological Bulletin. — 1966. — No. 4. — P. 206–220.
2. Nowicki S. A preschool and primary internal-external control scale / S. Nowicki, M. Duke // Developmental Psychology. — 1974. — Vol. 10, No. 6. — P. 874–880. — DOI: 10.1037/0012-1649.15.3.325
3. Mischel W. Internal-External control and persistence: validation and implications of the Stanford preschool internal–external scale / W. Mischel, R. Zeiss, A. M. Zeiss // Journal of personality and social psychology. — 1974. — No. 29 (2). — P. 265–278
4. Miller P. C. The construction and development of the Miller Marital locus of control scale / P. C. Miller, H. M. Lefcourt, E. E. Ware // Canadian Journal of behavioral Science. — 1983. — No. 15. — P. 266–279.
5. Miller C. A. Locus of control and at-risk youth: A comparison of regular education high school students and students in alternative schools / C. A. Miller, T. Fitch., J. L. Marshal // Education. — 2003. — No. 123 (3). — P. 548–551.
6. McKeighen R. J. The effects of preschool day care, self-esteem, and locus of control on the coping behavior of children in the first grade : PhD dissertations, Denton / R. J. McKeighen. — Texas, 1984. — 150 p.
7. MacDonald A. P. Internal-external locus of control: A partial bibliography, Part II. JSAS / A. P. MacDonald // Catalog of selected documents in psychology. — 1972. — No. 2 (68). — (Ms. No. 156).
8. Lumpkin J. R. The relationship between locus of control and age: New evidence / J. R. Lumpkin // Journal of Social Behavior and Personality. — 1986. — No. 1. — P. 245–252.
9. Levenson H. Differentiating among internality, powerful others and chance / H. Levenson // Research with the locus of control construct. Vol. 1. Assessment methods / ed. by H. M. Lefcourt. — New York : Academic Press, 1981. — 406 p. — P. 15–63. — DOI:
10. Lefcourt H. M. Locus of control: current trends in theory and research / H. M. Lefcourt. — New Jersey : Lawrence Erlbaum Associates ; New York : Halsted Press Wiley, 1976. — 211 p.
11. Nowicki S. Correlates of locus of control in a secondary school population / S. Nowicki, J. Roundtree // Developmental Psychology. — 1971. — Vol. 4, No. 3. — P. 477–478.
12. Kutanis R. O. The effects of locus of control on learning performance: A case of an academic organization / R. O. Kutanis, M. Mesci, Z. Ovdur // Journal of Economic and Social Studies. — 2011. — No. 1 (2). — P. 113–136. — DOI: 10.14706/JECOSS11125
13. Kourmousi N. Reliability and validity of the Multidimensional Locus of Control IPC Scale in a sample of 3668 Greek educators / N. Kourmousi, V. Xythali, V. Koutras // Social Sciences. — 2015. — No. 4 (4). — P. 1067–1078. — DOI: 10.3390/socsci4041067
14. King A. Locus of control dimensions in preschool children / A. King, S. M. Hefland, I. Galejs // Journal of Psychology. — 1986. — No. 120 (1). — P. 37–44.
15. Hegland S. M. Developmental aspects of locus of control in preschool children / S. M Hegland, I. Galejs // Journal of Genetic Psychology. — 2012. — No. 143 (2). — P. 229– 239. — DOI: 10.1080/00221325.1983.10533556
16. Heckhausen H. Achievement motivation and its constructs: a cognitive model. Motivation and Emotion / H. Heckhausen // Plenum Publishing Corporation. — 1977. — No. 7 (4). — P. 283–329.
17. Hansemark O. C. Need for achievement, locus of control and the prediction of business start-ups: A longitudinal study / O. C. Hansemark // Journal of Economic Psychology. — 2003. — No. 24 (3). — P. 301–319. —DOI: 10.1016/S0167-4870(02)00188-5
18. Golding J. The Avon Longitudinal Study of Parents and Children (ALSPAC) — study design and collaborative opportunities / J. Golding // European Journal of Endocrinology. — 2004. — No. 151. — P. 119–123. — DOI: 10.1530/eje.0.151U119
19. Effects of mothers’ locus of control for child improvement in a developmentally delayed sample / T. B. Smith, M. I. Oliver, G. C. Boyce, M. S. Innocenti // The Journal of Genetic Psychology: Research and Theory on Human Development. — 2000. — No. 161
20. Skinner E. A. A guide to construct of control / E. A. Skinner // Journal of personality and social psychology. — 1996. — No. 71. — P. 549–570. —DOI: 10.1037/0022-3514.71.3.549
21. Wallston K. A. Development of the multidimensional health locus of control (MHLC) scales / K. A. Wallston, B. S. Wallston, R. DeVellis // Health Education Monographs. — 1978. — No. 6 (1). — P. 160–170.
22. Twenge J. M. It’s beyond my control: a cross-temporal meta-analysis of increasing externality in locus of control, 1960-2002 / J. M. Twenge, L. Zhang, Ch. Im // Personality and Social Psychology Review. — 2004. — No. 8 (3). — P. 308–319. — DOI: 10.120
23. Strickland B. R. Internal-external control expectancies: from contingencies to creativity / B. R. Strickland // American Psychologists. —1989. — No. 44. — P. 1–12.
24. Strickland B. R. The prediction of social action from a dimension of internal-external control / B. R. Strickland // Journal of Social Psychology. — 1965. — No. 66 (2). — P. 353–358.
25. Strauser D. R. The relationship between self-efficacy, locus of control and work personality / D. R. Strauser, K. Ketz, J. Keim // Journal of Rehabilitation. — 2002. — No. 68 (1). — P. 20–26.
26. Strate M. M. A study of the relationships of parents’ locus of control and child-rearing attitudes to children’s locus of control : PhD dissertations / M. M. Strate. — [S. I.] : The college of William and Mary, 1987. — 146 p. — DOI: 10.25774/w4-bbdb-0
27. Stephens M. W. A locus of control measure for preschool children / M. W. Stephens, P. Delys // Developmental Psychology. — 1973. — No. 9. — P. 55–56.
28. Skinner E. A. What it takes to do well in school and whether I’ve got it: a process model of perceived control and children’s engagement and achievement in school / E. A. Skinner, J. G. Wellborn, J. P. Connell // Journal of Educational Psychology. — 1
29. Duttweiler P. C. The internal control index: A newly developed measure of locus of control / P. C. Duttweiler // Educational and Psychological Measurement. — 1984. — No. 44 (2). — P. 209–221. — DOI: 10.1177/0013164484442004
30. Rotter J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement / J. B. Rotter // Psychological monographs: general and applied. — 1966. — No. 80 (1). — Whole № 609. — DOI: 10.1037/h0092976
31. Rotter J. B. General principles for a social learning framework of personality study / ed. by J. B. Rotter // Social Learning and Clinical Psychology. — Hoboken, New Jersey : Prentice-Hall, Inc., 1954. — P. 82–104. — DOI: 10.1037/10788-004
32. Rotter J. B. Applications of a social learning theory of personality / J. B. Rotter, J. E. Chance, E. J. Phares (Eds.). — New York : Holt, Rinehart and Winston, 1972. — 624 p.
33. Preschool and primary locus of control scale: Is it ready for use? / S. D. Herzberger, J. A. Linney, E. Seidman, J. Rappaport // Developmental Psychology. — 1979. — No. 15 (3). — P. 320–324. — DOI: 10.1037/0012-1649.15.3.320
34. Piaget J. The construction of reality in the child / J. Piaget. — London : Routledge, 1954. — 400 p.
35. Nowicki S. Jr. A locus of control scale for children / S. Jr. Nowicki, B. R. Strickland // Journal of Consulting and Clinical Psychology. — 1973. — No. 40 (1). — P. 148–154. — DOI: 10.1037/h0033978
36. Nowicki S. Stability of and Associations Between Parent and Child Locus of Control Expectancies / S. Nowicki, Y. Iles-Caven, S. Gregory [et al.] // Frontiers in Psychology. — 2018. — No. 9. — DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02018
37. Nowicki S. Preschool and primary locus of control scale: A reply / S. Nowicki, M. Duke // Developmental Psychology. — 1979. — No. 15 (3). — P. 325–328. — DOI: 10.1037//0012-1649.15.3.325
38. Ксенофонтова Е. Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики «Уровень субъективного контроля» / Е. Г. Ксенофонтова // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20, № 2. — С. 103–114.
39. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — Санкт-Петербург : Речь, 2008. — 688 с.
40. Петровский В. А. Феномены субъектности в развитии личности / В. А. Петровский. — Самара : Международ. ин-т «Открытое о-во», 1997. — 101 с.
41. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности / А. К. Осницкий. — Москва ; Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2010. — 232 с.
42. Олесюк Н. В. Формирование мотива и мотивации достижения успехов у детей 4–5-летнего возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. В. Олесюк. — Москва : МПСИ, 2007. —19 с.
43. Огородова Т. В. Локус контроля и волевая саморегуляция / Т. В. Огородова. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 379 с.
44. Лубовский Д. В. Введение в методологические основы психологии / Д. В. Лубовский. — Воронеж : МОДЭК : МПСИ, 2007. — 222 с.
45. Лубовский В. И. Области применения психологической диагностики и специфические требования к методикам в разных областях // Вопросы диагностики психического развития : тезисы симпозиума. — Таллин : Педагогика ТУИТ, 1974. — 207 с. — С. 102–104.
46. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. — 2-е изд. — Москва : Смысл, 2000. — 18 с.
47. Ксенофонтова Е. Г. Локус контроля — более полувека исследований : монография / Е. Г. Ксенофонтова, Е. Ю. Коржова, С. Ю. Фроловский [и др.] ; под ред. Е. Г. Ксенофонтовой. — Москва : Проспект, 2021. — 112 с.
48. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. — 2-е изд. — СанктПетербург : Питер, 2003. — 512 с.
49. Кондаков И. М. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля / И. М. Кондаков, М. Н. Нилопец // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16, № 1. — С. 43–52.
50. Колесов С. Г. Локус контроля над поведением людей / С. Г. Колесов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2012. — № 6. — С. 276–278.
51. Дементий Л. И. Ответственность: типология и личностные основания : монография / Л. И. Дементий. — Омск : ОГУ, 2001. — 192 с.
52. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — Москва : Смысл : Эксмо, 2005. — 512 с.
53. Виленская Г. А. Гетерохрония на ранних этапах развития контроля поведения / Г. А. Виленская // Принцип развития в современной психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. — Москва : ИП РАН, 2016. — С. 319–338.
54. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2001. — 352 с.
55. Белобрыкина О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте / О. А. Белобрыкина. — Санкт-Петербург : Речь, 2006. — 320 с. — С. 132–136.
56. Бажин Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5, № 3. — С. 152–162.
57. Collins B. E. Four components of the Rotter Internal-External scale: belief in a difficult world, a just world, a predictable world and a politically responsive world / B. E. Collins // Journal of Personality and Social Psychology. — 1974. — No. 29. —
58. Duke M. P. Personality correlates of the Nowicki-Strickland locus of control scale for adults / M. P. Duke, S. Nowicki // Psychological Review. — 1973. — Vol. 33, No. 1. — P. 267– 270. — DOI: 10.2466/pr0.1973.33.1.267
59. DeGraaf D. R. A parent training program for teaching preschool children independent self-care skills : PhD dissertations, Western Michigan University / D. R. DeGraaf. — Michigan, 1991. — 113 p.
60. Dahlquist L. M. Locus of control and peer status: a scale for children’s perceptions of social interactions / L. M. Dahlquist, D. R. Ottinger // Journal of Personality Assessment. — 1983. — No. 47. — P. 278–287. — DOI: 10.1207/s15327752jpa4703_9
61. Cruen G. E. Group measure of locus of control / G. E. Cruen, J. R. Korte, J. F. Baum // Developmental Psychology. — 1974. — No. 10. — P. 683–686.
62. Cronbach L. J. Construct validity in psychological tests / L. J. Cronbach, P. E.Meehl // Psychological Bulletin. — 1955. — No. 52. — P. 281–302. — DOI: 10.1037/h0040957
63. Crandall V. C. Children’s belief in their own control of reinforcements in intellectual achievement situations / V. C. Crandall, W. Katkovsky, V. J. Crandall // Child Development. — 1965. — No. 36. — P. 91–109. — DOI: 10.1111/j.1467-8624.1965.tb05285.
64. Cooper H. M. Locus of control and academic achievement: a literature review / M. J. Findley, H. M. Cooper // Journal of Personality and Social Psychology. — 1983. — No. 44 (2). — P. 419–427. — DOI: 10.1037/1022-3514.44.2.419
65. Connell J. P. A new multidimensional measure of children’s perceptions of control / J. P. Connell // Child Development. — 1985. — No. 56. — P. 1018–1041.
66. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 688 с.
67. Chartier G. M. The Stanford preschool internal-external scale: extension to kindergarteners / G. M. Chartier, D. A. Lankford, C. Ainley // Journal of Personality Assessment. — 1976. — No. 40 (4). — P. 431–435. — DOI: 10.1207/s15327752jpa4004_13
68. Carton J. S. Parental antecedents of Locus of Control of Reinforcement: A Qualitative Review / J. S. Carton, M. Ries, S. Nowicki // Frontiers in Psychology. — 2018. — Vol. 9. — P. 1–10. — DOI: 10.3389/fpsyg.2021.565883
69. Carifio J. Construct validities and the empirical relationships between optimism, hope, self-efficacy, and locus of control / J. Carifio, L. Rhodes // Journal of Work. — 2002. — No. 19 (2). — P. 125–136.
70. Bieri J. Cognitive complexity-simplicity and predicative behavior / J. Bieri // Journal of Abnormal and Social Psychology. — 1955. — Vol. 51, No. 2. — P. 263–268.
71. Bandura A. Negative self-efficacy and goals revisited / A. Bandura, E. A. Locke // Journal of Applied Psychology. — 2003. — No. 88. — P. 87–99. — DOI: 10.1037/00219010.88.1.87
72. Токарева В. Б. Локус контроля как метакогнитивный процесс профессиональной деятельности субъекта / В. Б. Токарева // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. — 2020. — № 1 (51). — С. 134–138.
73. Славина Л. С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей / Л. С. Славина // Вопросы психологии. — 1956. — № 4. — С. 96–105.
74. Реан А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности / А. А. Реан // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19, № 4. — С. 3–13.

Остальные статьи