Матрицы Равена в исследованиях интеллекта: что стоит за правильными ответами на задания теста у младших школьников?
Аннотация
В работе проверяется одно из ключевых предположений альтернативного подхода в исследованиях интеллекта с помощью матриц Равена — допущение, что за правильным ответом всегда стоит применение правильного принципа решения заданий. Благодаря тематическому анализу транскриптов интервью-беседы решения заданий теста вслух младшими школьниками 9 и 11 лет (n = 93), мы смогли опровергнуть данное предположение. Показано, что объяснения правильных ответов младшими школьниками можно объединить в несколько групп, которые включают как применение правильного принципа, так и ряд неправильных, например создание коллекции (неполное или неправильное обобщение) или визуальное дополнение паттерна (образное решение).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2024 |
Страницы | 247-257 |
УДК | 159.922.72 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_2_247 |
Введение
Стандартные прогрессивные матрицы (СПМ) — самый популярный, известный и часто используемый тест интеллекта как в психологических исследованиях, так и в практике [14; 19]. Тест создан для определения уровня развития способности к приобретению, выявлению и разработке логического метода в процессе мышления, которая не зависит от ранее полученных знаний [5; 20]. Тем не менее, в рамках психометрического подхода, психологи к тесту относятся по-разному: как к тесту общего интеллекта (g), описанного Спирменом [3; 4; 12; 18], как к тесту флюидного («текучего») интеллекта (gf), описанного в модели Кэттел — Хорн — Кэролл [7; 11; 21; 22; 23], или как к тесту абстрактного рассуждения [10; 15; 19; 20] (т. е. как к тесту одной (ключевой) функции gf).
СПМ состоит из 60 заданий, организованных в 5 серий и построенных в форме незаконченного рисунка. Задания решаются установлением связей / системы отношений между элементами и рассуждением по аналогии для выбора правильного ответа (единственного, который заканчивает рисунок) между группой дистракторов. К сожалению, дистракторы, т. е. ошибочные ответы, не сконструированы по четким правилам, которые помогли бы психологам сразу и легко понять, какое из необходимых отношений в задании человек не увидел. Другими словами, Равен (автор теста) не создал ошибочные ответы так, чтобы их дополнительный анализ был обязательной частью подсчета и интерпретации результатов, хотя он попытался определить их характеристики, классифицировать их в типы и дать им названия [5].
Тем не менее сама структура теста (именно существование нескольких потенциальных ответов) способствовала появлению альтернативного к психометрическому (подразумевающему простой подсчет баллов за каждое правильное решение задания теста СПМ) исследовательского подхода: анализа ошибочных ответов при выполнении заданий теста СПМ. Исследования показывают, что данный подход мог бы предоставить нам ценную информацию, т. е. допонительные знания о способностях человека, даже без изменения процесса тестирования [2; 12; 17]. Учитывая популярность теста СПМ, его роль стандарта для создания новых тестов интеллекта, а также возможности его применения в самых разных сферах деятельности человека — образовательной, клинической, профессиональной, юридической [1; 2; 6; 13], то значимость разных попыток исследователей расширить его диагностический потенциал становится очевидной [2; 8; 9; 12; 13; 14; 15; 16; 17].
В работе Кунды и колл. [12] можно найти подробный перечень и описания всех исследований с 1939 по 2011 год, выполненных в альтернативном подходе. Эти исследования различаются между собой по нескольким критериям: варианту используемого теста (Стандартные, Цветные или Продвинутые матрицы); возрасту участников исследования (дети или взрослые); характеристикам выборки (нормотипичные или дети/взрослые с определенным диагнозом); критерию определения типов ошибок (самый частый выбранный номер ответа, самое частое выбранное положение ответа по отношению к пустому месту в задании или Равеном определенные и описанные категории типов ответов). Но, вопреки перечисленным их различиям, все эти работы опираются на психометрическое наследие и обладают одинаковыми недостатками [2]: используют количественные данные (требуют дополнительных подсчетов); предполагают причину выбора определенного ошибочного ответа исходя из структуры заданий; опираются на предположение, что за правильным ответом всегда стоит выявление правила решения задания.