Дата публикации: 01.04.2024

Матрицы Равена в исследованиях интеллекта: что стоит за правильными ответами на задания теста у младших школьников?

Аннотация

В работе проверяется одно из ключевых предположений альтернативного подхода в исследованиях интеллекта с помощью матриц Равена — допущение, что за правильным ответом всегда стоит применение правильного принципа решения заданий. Благодаря тематическому анализу транскриптов интервью-беседы решения заданий теста вслух младшими школьниками 9 и 11 лет (n = 93), мы смогли опровергнуть данное предположение. Показано, что объяснения правильных ответов младшими школьниками можно объединить в несколько групп, которые включают как применение правильного принципа, так и ряд неправильных, например создание коллекции (неполное или неправильное обобщение) или визуальное дополнение паттерна (образное решение).




Введение

Стандартные прогрессивные матрицы (СПМ) — самый популярный, известный и часто используемый тест интеллекта как в психологических исследованиях, так и в практике [14; 19]. Тест создан для определения уровня развития способности к приобретению, выявлению и разработке логического метода в процессе мышления, которая не зависит от ранее полученных знаний [5; 20]. Тем не менее, в рамках психометрического подхода, психологи к тесту относятся по-разному: как к тесту общего интеллекта (g), описанного Спирменом [3; 4; 12; 18], как к тесту флюидного («текучего») интеллекта (gf), описанного в модели Кэттел — Хорн — Кэролл [7; 11; 21; 22; 23], или как к тесту абстрактного рассуждения [10; 15; 19; 20] (т. е. как к тесту одной (ключевой) функции gf).

СПМ состоит из 60 заданий, организованных в 5 серий и построенных в форме незаконченного рисунка. Задания решаются установлением связей / системы отношений между элементами и рассуждением по аналогии для выбора правильного ответа (единственного, который заканчивает рисунок) между группой дистракторов. К сожалению, дистракторы, т. е. ошибочные ответы, не сконструированы по четким правилам, которые помогли бы психологам сразу и легко понять, какое из необходимых отношений в задании человек не увидел. Другими словами, Равен (автор теста) не создал ошибочные ответы так, чтобы их дополнительный анализ был обязательной частью подсчета и интерпретации результатов, хотя он попытался определить их характеристики, классифицировать их в типы и дать им названия [5].

Тем не менее сама структура теста (именно существование нескольких потенциальных ответов) способствовала появлению альтернативного к психометрическому (подразумевающему простой подсчет баллов за каждое правильное решение задания теста СПМ) исследовательского подхода: анализа ошибочных ответов при выполнении заданий теста СПМ. Исследования показывают, что данный подход мог бы предоставить нам ценную информацию, т. е. допонительные знания о способностях человека, даже без изменения процесса тестирования [2; 12; 17]. Учитывая популярность теста СПМ, его роль стандарта для создания новых тестов интеллекта, а также возможности его применения в самых разных сферах деятельности человека — образовательной, клинической, профессиональной, юридической [1; 2; 6; 13], то значимость разных попыток исследователей расширить его диагностический потенциал становится очевидной [2; 8; 9; 12; 13; 14; 15; 16; 17].

В работе Кунды и колл. [12] можно найти подробный перечень и описания всех исследований с 1939 по 2011 год, выполненных в альтернативном подходе. Эти исследования различаются между собой по нескольким критериям: варианту используемого теста (Стандартные, Цветные или Продвинутые матрицы); возрасту участников исследования (дети или взрослые); характеристикам выборки (нормотипичные или дети/взрослые с определенным диагнозом); критерию определения типов ошибок (самый частый выбранный номер ответа, самое частое выбранное положение ответа по отношению к пустому месту в задании или Равеном определенные и описанные категории типов ответов). Но, вопреки перечисленным их различиям, все эти работы опираются на психометрическое наследие и обладают одинаковыми недостатками [2]: используют количественные данные (требуют дополнительных подсчетов); предполагают причину выбора определенного ошибочного ответа исходя из структуры заданий; опираются на предположение, что за правильным ответом всегда стоит выявление правила решения задания.

Список литературы

1. 24. Willig C. Introducing qualitative research in psychology / C. Willig. — Berkshire : McGraw-Hill Education, 2008. — 240 p.
2. 23. Tikhomirova T. N. Predicting academic achievement with cognitive abilities: Crosssectional study across school education / T. N. Tikhomirova, A. S. Malykh, S. B. Malykh // Behavioral sciences. — 2020. — Vol. 10, № 10. — P. 158. — DOI: 10.3390/bs101001
3. 22. Tikhomirova T. N. Fluid Intelligence Test Scores Across the Schooling: Evidence of Nonlinear Changes in Girls and Boys / T. N. Tikhomirova, A. S. Malykh, S. B. Malykh // Changing Societies & Personalities. — 2022. — Vol. 6, № 3. — P. 488–503. — DOI: 1
4. 21. Song J. H. Metacognitive Awareness Scale, Domain Specific (MCAS-DS): Assessing metacognitive awareness during raven’s progressive matrices / J. H. Song, S. Loyal, B. Lond // Frontiers in Psychology. — 2021. — Vol. 11. — DOI: 10.3389/fpsyg.2020.607577
5. 20. Redick T. S. Working memory training and interpreting interactions in intelligence interventions / T. S. Redick // Intelligence. — 2015. — Vol. 50. — P. 14–20. — DOI: 10.1016/j. intell.2015.01.014
6. 19. Recreating Raven’s: Software for systematically generating large numbers of Ravenlike matrix problems with normed properties / L. E. Matzen, Z. O. Benz, K. R. Dixon [et al.] // Behavior Research Methods. — 2010. — Vol. 42. — P. 525–541. — DOI: 10.3758
7. 18. Raven J. Raven progressive matrices. Handbook of nonverbal assessment / J. Raven. — Boston, MA : Springer, 2003. — P. 223–237. — DOI: 10.1007/978-1-4615-0153-4_11
8. 17. Psychometric investigation of the Raven’s colored progressive matrices test in a sample of preschool children / P. S. Lúcio, H. Cogo-Moreira, M. Puglisi [et al.] // Assessment. — 2019. — Vol. 26, № 7. — P. 1399–1408. — DOI: 10.1177/1073191117740205
9. 16. Kramer A. W. Raven’s Standard Progressive Matrices for Adolescents: A Case for a Shortened Version / A. W. Kramer, H. M Huizenga // Journal of Intelligence. — 2023. — Vol. 11, № 4. — P. 72. — DOI: 10.3390/jintelligence11040072
10. 15. Graph lesion-deficit mapping of fluid intelligence / L. Cipolotti, J. K. Ruffle, J. Mole [et al.] // Brain. — 2023. — Vol. 146, No. 1. — P. 167–181. — DOI: 10.1093/brain/awac304
11. 14. Garcia-Garzon E. Searching for g: A new evaluation of spm-ls dimensionality / E. Garcia-Garzon, F. J. Abad, L. E. Garrido // Journal of Intelligence. — 2019. — Vol. 7, No. 3. — P. 14. — DOI: 10.3390/jintelligence7030014
12. 13. Evaluating untimed and timed abridged versions of Raven’s Advanced Progressive Matrices / A. Poulton, K. Rutherford, S. Boothe [et al.] // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. — 2022. — Vol.44, No. 1. — P.73–84. — DOI: 10.1080/1380339
13. 12. Error patterns on the Raven’s Standard Progressive Matrices Test / M. Kunda, I. Soulieres, A. Rozga, A. K. Goel // Intelligence. — 2016. — Vol. 59. — P. 181–198. — DOI: /10.1016/j.intell.2016.09.004
14. 11. Cross-cultural Analysis of Models of the Relationship between the Cognitive Abilities and Academic Achievement in Primary School Education / T. N. Tikhomirova, A. S. Malykh, I. A. Lysenkova, S. B. Malykh // Psychology in Russia. — 2021. — Vol. 14, No.
15. 10. Carpenter P. A. What one intelligence test measures: a theoretical account of the processing in the Raven Progressive Matrices Test / P. A. Carpenter, M. A. Just, P. Shell // Psychological review. — 1990. — Vol. 97. — P. 404–431. — DOI: 10.1037/0033-2
16. 9. C-28 Raven’s Progressive Matrices: Validation of a Short Form / M. Irrgang, M. Dorenkamp, P. Reohr, P. Vik // Archives of Clinical Neuropsychology. — 2019. — Vol. 34, No. 6. — P. 1057. — DOI: 10.1093/arclin/acz034.190
17. 8. A shortened version of Raven’s standard progressive matrices for children and adolescents / A. M. Langener, A. W. Kramer, W. van den Bos, H. M. Huizenga // British Journal of Developmental Psychology. — 2022. — Vol. 40, No. 1. — P. 35–45. — DOI: 10.111
18. Struktura vzaimosvyazei kognitivnykh kharakteristik i akademicheskoi uspeshnosti v shkol’nom vozraste / T. N. Tikhomirova, I. A. Voronin, E. B. Misozhnikova, S. B. Malykh // Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya. — 2015. — № 2. — S. 55–68.
19. 7. Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и академической успешности в школьном возрасте / Т. Н. Тихомирова, И. А. Воронин, Е. Б. Мисожникова, С. Б. Малых // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2015. — № 2. — С. 55–68.
20. Raspopin E. V. Standartizatsiya progressivnykh matrits Ravena / E. V. Raspopin // Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. — 2020. — T. 9, № 1A. — S. 14. — DOI: 10.34670/AR.2020.45.1.002
21. 6. Распопин Е. В. Стандартизация прогрессивных матриц Равена / Е. В. Распопин // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2020. — Т. 9, № 1А. — С. 14. — DOI: 10.34670/AR.2020.45.1.002
22. Raven Dzh. K. Rukovodstvo k progressivnym matritsam Ravena i slovarnym shkalam. Razd. 1. Obshchaya chast’ rukovodstva : per. s angl. / Dzh. K. Raven, Dzh. Kh. Kurt, Dzh. Raven. — Moskva : Kogito-Tsentr, 1997. — 82 s.
23. 5. Равен Дж. К. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд. 1. Общая часть руководства : пер. с англ. / Дж. К. Равен, Дж. Х. Курт, Дж. Равен. — Москва : Когито-Центр, 1997. — 82 с.
24. Nacharova M. A. Osobennosti vzaimosvyazi mezhdu individual’noi pikovoi chastotoi al’fa-ritma EEG i kharakteristikami obshchego intellekta / M. A. Nacharova, S. A. Makhin, V. B. Pavlenko // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Ve
25. 4. Начарова М. А. Особенности взаимосвязи между индивидуальной пиковой частотой альфа-ритма ЭЭГ и характеристиками общего интеллекта / М. А. Начарова, С. А. Махин, В. Б. Павленко // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадског
26. Donii E. I. Sravnitel’nyi analiz kognitivnykh kharakteristik i kreativnosti mladshikh podrostkov s intellektual’noi i khudozhestvennoi odarennost’yu [Elektronnyi resurs] / E. I. Donni, N. B. Shumakova // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2020. —
27. 3. Доний Е. И. Сравнительный анализ когнитивных характеристик и креативности младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью [Электронный ресурс] / Е. И. Донни, Н. Б. Шумакова // Психолого-педагогические исследования. — 2020. — № 3. —
28. Vuchichevich B. Vozrastnye i individual’nye razlichiya v intellektual’nom razvitii mladshikh shkol’nikov pri vypolnenii zadanii SPM [Elektronnyi resurs] / B. Vuchichevich // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2022. — № 1. — S. 95–110. — URL: <a href="http" target="_blank">http</a>
29. 2. Вучичевич Б. Возрастные и индивидуальные различия в интеллектуальном развитии младших школьников при выполнении заданий СПМ [Электронный ресурс] / Б. Вучичевич // Психолого-педагогические исследования. — 2022. — № 1. — С. 95–110. — URL: <a href="https://psyjour" target="_blank">https://psyjour</a>
30. Bondarchuk O. Ispol’zovanie Progressivnykh matrits Ravena dlya diagnostiki neverbal’nogo intellekta / O. Bondarchuk, D. Gafarova // Science and innovation. — 2022. — № (1)B6. — S. 276–281.
31. 1. Бондарчук O. Использование Прогрессивных матриц Равена для диагностики невербального интеллекта / О. Бондарчук, Д. Гафарова // Science and innovation. — 2022. — № (1)B6. — С. 276–281.

Остальные статьи