Дата публикации: 01.04.2024

Специфика прогностической самооценки современных младших школьников

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с детьми 8-ми и 10-ти лет, обучающимися во 2-м и 4-м классах. В исследовании приняли участие 60 учеников. Полученные данные отражают содержательные параметры представлений детей младшего школьного возраста о своей будущей жизни и себе как взрослых людях. Показано, что прогностическая самооценка практически не изменяется от 2-го к 4-му классу.




В детстве «осознание собственных действий посредством оценки создает основу для формирования самооценки, и эта последняя, в свою очередь, является важным источником осознания ребенком себя как  субъекта деятельности (игры или, особенно, учения)» (Б. Г. Ананьев [1, с. 115]). В младшем школьном возрасте ребенок осознает себя как ученика, т. е. его самооценка связана с «внутренней позицией школьника» (Л. И. Божович), и одной из педагогических задач в это время является развитие «учебного самосознания» (Б. Г. Ананьев).

Младший школьник оценивает себя, прежде всего, как субъекта учебной деятельности. В процессе выполнения учебных заданий он, в соответствии с общей самооценкой и уровнем притязаний, может оценить предварительно свои возможности и степень успешности будущих действий (по А. И. Захаровой, прогностическая самооценка), после получения результата — оценить особенности своего решения (ретроспективная самооценка). Как показали в конце 1970-х годов А. В. Захарова и Т. Ю. Андрущенко, при высоком уровне сформированности учебной деятельности, наличии у детей ориентации на способ деятельности, прогностическая самооценка приобретает исследовательский характер, основывается на обращении к предмету деятельности и способам его преобразования. При более низком уровне сформированности учебной деятельности, отсутствии ориентации на способ деятельности, прогностическая самооценка зависит от предыдущих успехов ученика, внешних оценок, эмоционального контекста [8].

Если рассматривать самооценку в более широком плане, не ограничиваясь рамками учебной деятельности, можно отметить возрастные особенности оценки ребенком своих отдельных качеств. При этом образ Я или Я-реальное у младшего школьника включает как объектные характеристики (окружающий ребенка материальный мир, его социальные контакты, виды деятельности, которые он осваивает и предпочитает), так и субъектные характеристики (мотивация поступков, переживания, качества личности). В 1970-е годы в описаниях себя у детей преобладали формальные сведения (возраст, рост, цвет глаз и волос), указания на любимые занятия и вещи [6]. В последнее десятилетие также констатируется, что у учеников 3–4-х классов объектных характеристик значительно больше, чем субъектных. В частности, при анализе суждений о себе, данных детьми в сочинениях, частотное распределение «объектные суждения» — «субъектные суждения» составляет 0,78 к 0,22 [9].

На протяжении младшего школьного возраста самооценка развивается. Если во второй половине ХХ века отмечалась общая тенденция к завышению [8], то в настоящее время стабильно высокий уровень самооценки наблюдается при обучении в 1–3-х классах. В 4-м классе, в период предэкзаменационной тревоги в связи с проводимым мониторингом качества образования и перед переходом в средние классы, самооценка детей снижается [3].

Прослеживается связь самооценки с мотивацией и ценностными ориентациями. Самооценка способности к учебе, ума и старательности выше у детей с выраженной внутренней мотивацией учебной деятельности, по сравнению с детьми, чья учебная деятельность побуждается, главным образом, внешними факторами [7]. Низкая самооценка, чувство неполноценности сочетается у младших школьников не с общечеловеческими ценностями, преобладающими у их сверстников с высокой самооценкой, а с ценностями власти, доминирования, первенства [16]. Отметим, что на следующих возрастных этапах ценности самоутверждения будут положительно связаны с самооценкой [19].

Список литературы

1. Кондратьев М. Д. Социально-психологические и личностные характеристики интеллектуально успешных подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. Д. Кондратьев. — Москва, 2019. — 25 с.
2. Шатене К. Психология ценностей / К. Шатене. — Харьков : Гуманитарный Центр, 2021. — 244 с.
3. Плотникова Н. Ю. Взгляд на становление личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений / Н. Ю. Плотникова, Е. В. Филиппова // Психологическая наука и образование. — 2008. — Т. 13, № 4. — С. 71–81.
4. Пахомова В. Г. Психологические аспекты влияния игровой виртуальной реальности на формирование образа Я у младших школьников / В. Г. Пахомова // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22, № 5. — С. 48–56. — DOI: 10.17759/ pse.2017220506
5. Оганесян С. Е. Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук / С. Е. Оганесян. — Москва, 2014. — 31 с.
6. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / В. С. Мухина. — 7-е изд. — Москва : Национальный книжный центр, 2020. — 1127 с.
7. Львова С. В. Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки младших школьников и подростков / С. В. Львова // Системная психология и социология. — 2016. — № 1 (17). — С. 5–10.
8. Липкина А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. — Москва : Знание, 1976. — 64 с.
9. Липкина А. И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности / А. И. Липкина // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / под ред. З. И. Калмыковой. — Москва : Педагогика, 1975. — С. 134–155.
10. Кондратьев М. Ю. Особенности интрагруппового структурирования классов в начальной школе и на рубеже начальной и средней школы / М. Ю. Кондратьев, А. А. Лисицына // Социальная психология и общество. — 2012. — № 2. — С. 21–40.
11. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г. Ананьев // Известия Академии педагогических наук РСФСР. — Москва ; Ленинград : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. — Вып. 18. Вопросы детской психологии : ч.
12. Карпушова О. А. Образ сверстника как фактор развития самопознания младших школьников в образовательном процессе : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. А. Карпушова. — Москва, 2016. — 26 с.
13. Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А. В.Захарова, Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. — 1980. — №4. — С. 90–99.
14. Гордеева Т. О. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, М. В. Лункина // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 3. — С. 32–42. — DOI: 10.17759/ pse.2019240303
15. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. — Москва : Прогресс, 1986. — 424 с.
16. Архиреева Т. В. Развитие критического самоотношения у детей младшего школьного возраста / Т. В. Архиреева // Вестник практической психологии образования. — 2013. — № 1 (34). — С. 54–57.
17. Андрущенко Т. Ю. Диагностическая беседа как средство выявления психологических условий благополучного проживания ребенком кризиса семи лет / Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашлова // Психолого-педагогические исследования. — 2019. — Т. 11, № 2. — С. 1–10. — DO
18. Андреева А. Д. Психологическое благополучие учащихся 1–5 классов в контексте современной социальной ситуации развития / А. Д. Андреева, О. А. Москвитина // Вопросы образования. — 2019. — № 3. — С. 203–223. — DOI: 10.17323/ 1814-9545-2019-3-203-223
19. Андреева А. Д. Образ собственного будущего у старшеклассников и студентов колледжа [Электронный ресурс] / А. Д. Андреева // Психолого-педагогические исследования. — 2022. — Т. 14, № 2. — C. 3–18. — DOI: 10.17759/psyedu.2022140201

Остальные статьи