Дата публикации: 01.04.2024

Специфика прогностической самооценки современных младших школьников

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с детьми 8-ми и 10-ти лет, обучающимися во 2-м и 4-м классах. В исследовании приняли участие 60 учеников. Полученные данные отражают содержательные параметры представлений детей младшего школьного возраста о своей будущей жизни и себе как взрослых людях. Показано, что прогностическая самооценка практически не изменяется от 2-го к 4-му классу.




В детстве «осознание собственных действий посредством оценки создает основу для формирования самооценки, и эта последняя, в свою очередь, является важным источником осознания ребенком себя как  субъекта деятельности (игры или, особенно, учения)» (Б. Г. Ананьев [1, с. 115]). В младшем школьном возрасте ребенок осознает себя как ученика, т. е. его самооценка связана с «внутренней позицией школьника» (Л. И. Божович), и одной из педагогических задач в это время является развитие «учебного самосознания» (Б. Г. Ананьев).

Младший школьник оценивает себя, прежде всего, как субъекта учебной деятельности. В процессе выполнения учебных заданий он, в соответствии с общей самооценкой и уровнем притязаний, может оценить предварительно свои возможности и степень успешности будущих действий (по А. И. Захаровой, прогностическая самооценка), после получения результата — оценить особенности своего решения (ретроспективная самооценка). Как показали в конце 1970-х годов А. В. Захарова и Т. Ю. Андрущенко, при высоком уровне сформированности учебной деятельности, наличии у детей ориентации на способ деятельности, прогностическая самооценка приобретает исследовательский характер, основывается на обращении к предмету деятельности и способам его преобразования. При более низком уровне сформированности учебной деятельности, отсутствии ориентации на способ деятельности, прогностическая самооценка зависит от предыдущих успехов ученика, внешних оценок, эмоционального контекста [8].

Если рассматривать самооценку в более широком плане, не ограничиваясь рамками учебной деятельности, можно отметить возрастные особенности оценки ребенком своих отдельных качеств. При этом образ Я или Я-реальное у младшего школьника включает как объектные характеристики (окружающий ребенка материальный мир, его социальные контакты, виды деятельности, которые он осваивает и предпочитает), так и субъектные характеристики (мотивация поступков, переживания, качества личности). В 1970-е годы в описаниях себя у детей преобладали формальные сведения (возраст, рост, цвет глаз и волос), указания на любимые занятия и вещи [6]. В последнее десятилетие также констатируется, что у учеников 3–4-х классов объектных характеристик значительно больше, чем субъектных. В частности, при анализе суждений о себе, данных детьми в сочинениях, частотное распределение «объектные суждения» — «субъектные суждения» составляет 0,78 к 0,22 [9].

На протяжении младшего школьного возраста самооценка развивается. Если во второй половине ХХ века отмечалась общая тенденция к завышению [8], то в настоящее время стабильно высокий уровень самооценки наблюдается при обучении в 1–3-х классах. В 4-м классе, в период предэкзаменационной тревоги в связи с проводимым мониторингом качества образования и перед переходом в средние классы, самооценка детей снижается [3].

Прослеживается связь самооценки с мотивацией и ценностными ориентациями. Самооценка способности к учебе, ума и старательности выше у детей с выраженной внутренней мотивацией учебной деятельности, по сравнению с детьми, чья учебная деятельность побуждается, главным образом, внешними факторами [7]. Низкая самооценка, чувство неполноценности сочетается у младших школьников не с общечеловеческими ценностями, преобладающими у их сверстников с высокой самооценкой, а с ценностями власти, доминирования, первенства [16]. Отметим, что на следующих возрастных этапах ценности самоутверждения будут положительно связаны с самооценкой [19].

Список литературы

1. 11. Кондратьев М. Ю. Особенности интрагруппового структурирования классов в начальной школе и на рубеже начальной и средней школы / М. Ю. Кондратьев, А. А. Лисицына // Социальная психология и общество. — 2012. — № 2. — С. 21–40.
2. Kondrat’ev M. Yu. Osobennosti intragruppovogo strukturirovaniya klassov v nachal’noi shkole i na rubezhe nachal’noi i srednei shkoly / M. Yu. Kondrat’ev, A. A. Lisitsyna // Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo. — 2012. — № 2. — S. 21–40.
3. 12. Липкина А. И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности / А. И. Липкина // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / под ред. З. И. Калмыковой. — Москва : Педагогика, 1975. — С. 134–155.
4. Lipkina A. I. K voprosu o metodakh vyyavleniya samootsenki kak lichnostnogo parametra umstvennoi deyatel’nosti / A. I. Lipkina // Problemy diagnostiki umstvennogo razvitiya uchashchikhsya / pod red. Z. I. Kalmykovoi. — Moskva : Pedagogika, 1975. — S. 134–
5. 13. Липкина А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. — Москва : Знание, 1976. — 64 с.
6. Lipkina A. I. Samootsenka shkol’nika / A. I. Lipkina. — Moskva : Znanie, 1976. — 64 s.
7. 14. Львова С. В. Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки младших школьников и подростков / С. В. Львова // Системная психология и социология. — 2016. — № 1 (17). — С. 5–10.
8. L’vova S. V. Sravnitel’nyi analiz kharakternykh osobennostei samootsenki mladshikh shkol’nikov i podrostkov / S. V. L’vova // Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya. — 2016. — № 1 (17). — S. 5–10.
9. 15. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / В. С. Мухина. — 7-е изд. — Москва : Национальный книжный центр, 2020. — 1127 с.
10. Mukhina V. S. Lichnost’: Mify i Real’nost’ (Al’ternativnyi vzglyad. Sistemnyi podkhod. Innovatsionnye aspekty) / V. S. Mukhina. — 7-e izd. — Moskva : Natsional’nyi knizhnyi tsentr, 2020. — 1127 s.
11. 16. Оганесян С. Е. Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук / С. Е. Оганесян. — Москва, 2014. — 31 с.
12. Oganesyan S. E. Fenomen yabednichestva v mladshem shkol’nom vozraste : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk / S. E. Oganesyan. — Moskva, 2014. — 31 s.
13. 17. Пахомова В. Г. Психологические аспекты влияния игровой виртуальной реальности на формирование образа Я у младших школьников / В. Г. Пахомова // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22, № 5. — С. 48–56. — DOI: 10.17759/ pse.2017220506
14. Pakhomova V. G. Psikhologicheskie aspekty vliyaniya igrovoi virtual’noi real’nosti na formirovanie obraza Ya u mladshikh shkol’nikov / V. G. Pakhomova // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2017. — T. 22, № 5. — S. 48–56. — DOI: 10.17759/pse.2017220
15. 18. Плотникова Н. Ю. Взгляд на становление личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений / Н. Ю. Плотникова, Е. В. Филиппова // Психологическая наука и образование. — 2008. — Т. 13, № 4. — С. 71–81.
16. Plotnikova N. Yu. Vzglyad na stanovlenie lichnostnoi pozitsii shkol’nika v kontekste detsko-roditel’skikh otnoshenii / N. Yu. Plotnikova, E. V. Filippova // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2008. — T. 13, № 4. — S. 71–81.
17. 19. Шатене К. Психология ценностей / К. Шатене. — Харьков : Гуманитарный Центр, 2021. — 244 с.
18. Shatene K. Psikhologiya tsennostei / K. Shatene. — Khar’kov : Gumanitarnyi Tsentr, 2021. — 244 s.
19. 1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г. Ананьев // Известия Академии педагогических наук РСФСР. — Москва ; Ленинград : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. — Вып. 18. Вопросы детской психологии : ч.
20. Anan’ev B. G. K postanovke problemy razvitiya detskogo samosoznaniya / B. G. Anan’ev // Izvestiya Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR. — Moskva ; Leningrad : Izdatel’stvo Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1948. — Vyp. 18. Voprosy detskoi psikhologii
21. 2. Андреева А. Д. Образ собственного будущего у старшеклассников и студентов колледжа [Электронный ресурс] / А. Д. Андреева // Психолого-педагогические исследования. — 2022. — Т. 14, № 2. — C. 3–18. — DOI: 10.17759/psyedu.2022140201
22. Andreeva A. D. Obraz sobstvennogo budushchego u starsheklassnikov i studentov kolledzha [Elektronnyi resurs] / A. D. Andreeva // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2022. — T. 14, № 2. — C. 3–18. — DOI: 10.17759/psyedu.2022140201
23. 3. Андреева А. Д. Психологическое благополучие учащихся 1–5 классов в контексте современной социальной ситуации развития / А. Д. Андреева, О. А. Москвитина // Вопросы образования. — 2019. — № 3. — С. 203–223. — DOI: 10.17323/ 1814-9545-2019-3-203-223
24. Andreeva A. D. Psikhologicheskoe blagopoluchie uchashchikhsya 1–5 klassov v kontekste sovremennoi sotsial’noi situatsii razvitiya / A. D. Andreeva, O. A. Moskvitina //Voprosy obrazovaniya. — 2019. — № 3. — S. 203–223. — DOI: 10.17323/ 1814-9545-2019-3-203
25. 4. Андрущенко Т. Ю. Диагностическая беседа как средство выявления психологических условий благополучного проживания ребенком кризиса семи лет / Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашлова // Психолого-педагогические исследования. — 2019. — Т. 11, № 2. — С. 1–10. — DO
26. Andrushchenko T. Yu. Diagnosticheskaya beseda kak sredstvo vyyavleniya psikhologicheskikh uslovii blagopoluchnogo prozhivaniya rebenkom krizisa semi let / T. Yu. Andrushchenko, G. M. Shashlova // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2019. — T. 11,
27. 5. Архиреева Т. В. Развитие критического самоотношения у детей младшего школьного возраста / Т. В. Архиреева // Вестник практической психологии образования. — 2013. — № 1 (34). — С. 54–57.
28. Arkhireeva T. V. Razvitie kriticheskogo samootnosheniya u detei mladshego shkol’nogo vozrasta / T. V. Arkhireeva // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. — 2013. — № 1 (34). — S. 54–57.
29. 6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. — Москва : Прогресс, 1986. — 424 с.
30. Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie / R. Berns. — Moskva : Progress, 1986. — 424 s.
31. 7. Гордеева Т. О. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, М. В. Лункина // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 3. — С. 32–42. — DOI: 10.17759/ pse.2019240303
32. Gordeeva T. O. Shkol’noe blagopoluchie mladshikh shkol’nikov: motivatsionnye i obrazovatel’nye prediktory/ T. O. Gordeeva, O. A. Sychev, M. V. Lunkina// Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2019. — T. 24, № 3. — S. 32–42. — DOI: 10.17759/pse.20192403
33. 8. Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А. В.Захарова, Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. — 1980. — №4. — С. 90–99.
34. Zakharova A. V. Issledovanie samootsenki mladshego shkol’nika v uchebnoi deyatel’nosti / A. V. Zakharova, T. Yu. Andrushchenko // Voprosy psikhologii. — 1980. — № 4. — S. 90–99.
35. 9. Карпушова О. А. Образ сверстника как фактор развития самопознания младших школьников в образовательном процессе : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. А. Карпушова. — Москва, 2016. — 26 с.
36. Karpushova O. A. Obraz sverstnika kak faktor razvitiya samopoznaniya mladshikh shkol’nikov v obrazovatel’nom protsesse : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk / O. A Karpushova. — Moskva, 2016. — 26 s.
37. 10. Кондратьев М. Д. Социально-психологические и личностные характеристики интеллектуально успешных подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. Д. Кондратьев. — Москва, 2019. — 25 с.
38. Kondrat’ev M. D. Sotsial’no-psikhologicheskie i lichnostnye kharakteristiki intellektual’no uspeshnykh podrostkov : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk/ M. D.Kondrat’ev. — Moskva, 2019. — 25 s.

Остальные статьи