Специфика прогностической самооценки современных младших школьников
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с детьми 8-ми и 10-ти лет, обучающимися во 2-м и 4-м классах. В исследовании приняли участие 60 учеников. Полученные данные отражают содержательные параметры представлений детей младшего школьного возраста о своей будущей жизни и себе как взрослых людях. Показано, что прогностическая самооценка практически не изменяется от 2-го к 4-му классу.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2024 |
Страницы | 238-246 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_2_238 |
В детстве «осознание собственных действий посредством оценки создает основу для формирования самооценки, и эта последняя, в свою очередь, является важным источником осознания ребенком себя как субъекта деятельности (игры или, особенно, учения)» (Б. Г. Ананьев [1, с. 115]). В младшем школьном возрасте ребенок осознает себя как ученика, т. е. его самооценка связана с «внутренней позицией школьника» (Л. И. Божович), и одной из педагогических задач в это время является развитие «учебного самосознания» (Б. Г. Ананьев).
Младший школьник оценивает себя, прежде всего, как субъекта учебной деятельности. В процессе выполнения учебных заданий он, в соответствии с общей самооценкой и уровнем притязаний, может оценить предварительно свои возможности и степень успешности будущих действий (по А. И. Захаровой, прогностическая самооценка), после получения результата — оценить особенности своего решения (ретроспективная самооценка). Как показали в конце 1970-х годов А. В. Захарова и Т. Ю. Андрущенко, при высоком уровне сформированности учебной деятельности, наличии у детей ориентации на способ деятельности, прогностическая самооценка приобретает исследовательский характер, основывается на обращении к предмету деятельности и способам его преобразования. При более низком уровне сформированности учебной деятельности, отсутствии ориентации на способ деятельности, прогностическая самооценка зависит от предыдущих успехов ученика, внешних оценок, эмоционального контекста [8].
Если рассматривать самооценку в более широком плане, не ограничиваясь рамками учебной деятельности, можно отметить возрастные особенности оценки ребенком своих отдельных качеств. При этом образ Я или Я-реальное у младшего школьника включает как объектные характеристики (окружающий ребенка материальный мир, его социальные контакты, виды деятельности, которые он осваивает и предпочитает), так и субъектные характеристики (мотивация поступков, переживания, качества личности). В 1970-е годы в описаниях себя у детей преобладали формальные сведения (возраст, рост, цвет глаз и волос), указания на любимые занятия и вещи [6]. В последнее десятилетие также констатируется, что у учеников 3–4-х классов объектных характеристик значительно больше, чем субъектных. В частности, при анализе суждений о себе, данных детьми в сочинениях, частотное распределение «объектные суждения» — «субъектные суждения» составляет 0,78 к 0,22 [9].
На протяжении младшего школьного возраста самооценка развивается. Если во второй половине ХХ века отмечалась общая тенденция к завышению [8], то в настоящее время стабильно высокий уровень самооценки наблюдается при обучении в 1–3-х классах. В 4-м классе, в период предэкзаменационной тревоги в связи с проводимым мониторингом качества образования и перед переходом в средние классы, самооценка детей снижается [3].
Прослеживается связь самооценки с мотивацией и ценностными ориентациями. Самооценка способности к учебе, ума и старательности выше у детей с выраженной внутренней мотивацией учебной деятельности, по сравнению с детьми, чья учебная деятельность побуждается, главным образом, внешними факторами [7]. Низкая самооценка, чувство неполноценности сочетается у младших школьников не с общечеловеческими ценностями, преобладающими у их сверстников с высокой самооценкой, а с ценностями власти, доминирования, первенства [16]. Отметим, что на следующих возрастных этапах ценности самоутверждения будут положительно связаны с самооценкой [19].