Дата публикации: 01.04.2024

Эмпирическое исследование взаимосвязи занятий спортом и коммуникативной компетентности старшеклассников

Аннотация

Изучены особенности влияния занятий спортом на развитие коммуникативной компетентности старшеклассников. Проведен сравнительный анализ особенностей коммуникативной компетентности учащихся, занимающихся различными видами спорта, ОФП и не занимающихся в спортивных секциях. Сформулированы рекомендации для учителей и педагогов-психологов по развитию коммуникативной компетентности старшеклассников.




Введение

Период от 16 до 18 лет, также известный как ранняя юность или старший школьный возраст, считается ключевым этапом развития с точки зрения возрастной психологии. В это время происходят значительные изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социальном плане, которые оказывают влияние на поведение и самовосприятие молодых людей [2; 7; 15; 17]. 

Данные исследований говорят о том, что актуальность развития коммуникативной компетентности современного старшеклассника как задачи практической психологии значительно возросла в последнее время. Умение общаться компетентно имеет важное значение для молодых людей, оно влияет на их успех в учебе, адаптацию к обществу и эмоциональное благополучие. Этот навык может быть ключом к успешным действиям в настоящем и ценным ресурсом для будущих достижений [1; 16].

Развитие коммуникативных умений является приоритетной задачей в современной педагогике, поскольку оно необходимо для успешной социализации и интеграции молодежи в общество. В отечественной и международной педагогике уделяется значительное внимание этим вопросам, основанным на гуманистических принципах образования [14; 21; 22; 23].

Согласно установленным правилам для основного общего образования, развитие умения эффективно общаться является одним из важных результатов, которые должны достичь школьники в процессе учебы [18; 19]. Это умение включает в себя определенные действия, необходимые для успешного выполнения задач и достижения образовательных целей. В стандарте также подчеркивается необходимость развития навыков общения и способности к сотрудничеству среди учащихся одного возраста и разных возрастных групп. Эти навыки и умения будут основой для будущего успешного образования и адаптации в профессиональной жизни [4; 16].

Список литературы

1. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности : учеб.-метод. пособие / Ю. Н. Емельянов. — Москва : [б. и.], 1995. — 183 с.
2. Gordon Th. Teacher Effectiveness Training / Th. Gordon. — New York : [s. n.], 1975.
3. Cook V. J. Premises of multi-competence / V. J. Cook // The Cambridge Handbook of Linguistic Multicompetence / V. J. Cook and Li Wei (eds.). — Chicago : Cambridge University Press, 2016. — P. 1–25.
4. Cimbricz S. K. Empowering learners to become metaliterate in digital and multimodal age / S. K. Cimbricz, L. Rath // Metaliteracy in Practice. — Chicago : American Library Association, 2016. — P. 91–112.
5. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона [Электронный ресурс] / пер. и адаптация Ю. З. Гильбуха). — URL: <a href="http://testoteka.narod.ru/mlo/1/10.html" target="_blank">http://testoteka.narod.ru/mlo/1/10.html</a> (дата обращения: 15.08.2023).
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 декабря 2010 г. N 1897 [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a>
7. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изм. 2018 г.) [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://zakon-obobrazovanii.ru" target="_blank">http://zakon-obobrazovanii.ru</a> (дата обращения: 28.04.2024).
8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) : учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. — 5-е изд. — Москва : Изд-во УРАО, 1999. — 176 с.
9. Кузнецова Н. В. Влияние занятий спортом на развитие коммуникативной компетентности старшеклассников [Электронный ресурс] / Н. В. Кузнецова // Актуальные проблемы психологического знания. — 2023. — № 3 (64). — С. 185–191. — DOI: 10.51944/20738544_2023_
10. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — Москва : Просвещение, 2016. — С. 46–53.
11. Замалетдинов Ф. Р. Реализация организационно-педагогических условий формирования коммуникативной компетенции старшеклассников в условиях социального партнерства / Ф. Р. Замалетдинов // Филология и культура = Рhilоlоgy and сulturе. — 2012. — № 3 (29).
12. Ермолаева М. В. Факторы индивидуального здоровья в студенческих представлениях / М. В. Ермолаева, Б. В. Ермолаев // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2018. — № 1 (49). — С. 46–54.
13. Божович Е. Д. Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков/ Е.Д.Божович// Психологическая наука и образование. — 1999. — №2. — С.64–76.
14. Егоренко Т. А. Формирование коммуникативной компетентности учащихся при переходе в основную школу / Т. А. Егоренко, О. С. Безрукавный // Психолого-педагогические исследования. — 2017. — Т. 9, № 2. — С. 48–56.
15. Жуков Ю. М. Коммуникативная компетентность: диагностика и развитие : программа спецкурса / Ю. М. Жуков. — Москва : Российское педагогическое агентство, 1997. — 96 с.
16. Генов Ф. П. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф. П. Генов. — Москва : Физкультура и спорт, 2006. — 176 с.
17. Габибов А. Б. Влияние физической культуры и спорта на развитие личности и жизни человека / А. Б. Габибов // Современная наука: диалог естественнонаучной и социально-гуманитарной субкультур. — Белгород : Агентство перспективных научных исследований (АПН
18. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — Москва : Смысл : Эксмо, 2010. — 1136 с.
19. Воровщиков С. Г. Компетентностный подход в образовании / С. Г. Воровщиков // Философия образования. — 2007. — № 2. — С. 27–32.
20. Васильева Е. Н. Коммуникативные компетенции в структуре «soft skills» в рамках профессиональной подготовки студентов вуза [Электронный ресурс] / Е. Н. Васильева, А. В. Щербаков, М. Ф. Курагина // Психолого-педагогические исследования. — 2023. — Т. 15,
21. Бюллетень о сфере образования // Реформа школьной системы образования (отечественный и зарубежный опыт). — 2016. — № 10. — 36 с.
22. Большая энциклопедия психологических тестов. — Москва : Эксмо, 2009. — 416 с.
23. Божович Л. И. Проблема формирования личности / Л. И. Божович. — Москва : МПСИ, 2001. — 78 с.

Остальные статьи