Дата публикации: 01.04.2024

Эмпирическое исследование взаимосвязи занятий спортом и коммуникативной компетентности старшеклассников

Аннотация

Изучены особенности влияния занятий спортом на развитие коммуникативной компетентности старшеклассников. Проведен сравнительный анализ особенностей коммуникативной компетентности учащихся, занимающихся различными видами спорта, ОФП и не занимающихся в спортивных секциях. Сформулированы рекомендации для учителей и педагогов-психологов по развитию коммуникативной компетентности старшеклассников.




Введение

Период от 16 до 18 лет, также известный как ранняя юность или старший школьный возраст, считается ключевым этапом развития с точки зрения возрастной психологии. В это время происходят значительные изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социальном плане, которые оказывают влияние на поведение и самовосприятие молодых людей [2; 7; 15; 17]. 

Данные исследований говорят о том, что актуальность развития коммуникативной компетентности современного старшеклассника как задачи практической психологии значительно возросла в последнее время. Умение общаться компетентно имеет важное значение для молодых людей, оно влияет на их успех в учебе, адаптацию к обществу и эмоциональное благополучие. Этот навык может быть ключом к успешным действиям в настоящем и ценным ресурсом для будущих достижений [1; 16].

Развитие коммуникативных умений является приоритетной задачей в современной педагогике, поскольку оно необходимо для успешной социализации и интеграции молодежи в общество. В отечественной и международной педагогике уделяется значительное внимание этим вопросам, основанным на гуманистических принципах образования [14; 21; 22; 23].

Согласно установленным правилам для основного общего образования, развитие умения эффективно общаться является одним из важных результатов, которые должны достичь школьники в процессе учебы [18; 19]. Это умение включает в себя определенные действия, необходимые для успешного выполнения задач и достижения образовательных целей. В стандарте также подчеркивается необходимость развития навыков общения и способности к сотрудничеству среди учащихся одного возраста и разных возрастных групп. Эти навыки и умения будут основой для будущего успешного образования и адаптации в профессиональной жизни [4; 16].

Список литературы

1. 12. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности : учеб.-метод. пособие / Ю. Н. Емельянов. — Москва : [б. и.], 1995. — 183 с.
2. Emel’yanov Yu. N. Teoriya formirovaniya i praktika sovershenstvovaniya kommunikativnoi kompetentnosti : ucheb.-metod. posobie / Yu. N. Emel’yanov. — Moskva : [b. i.], 1995. — 183 s.
3. 13. Ермолаева М. В. Факторы индивидуального здоровья в студенческих представлениях / М. В. Ермолаева, Б. В. Ермолаев // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2018. — № 1 (49). — С. 46–54.
4. Ermolaeva M. V. Faktory individual’nogo zdorov’ya v studencheskikh predstavleniyakh / M. V. Ermolaeva, B. V. Ermolaev // Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh. — 2018. — № 1 (49). — S. 46–54.
5. 14. Замалетдинов Ф. Р. Реализация организационно-педагогических условий формирования коммуникативной компетенции старшеклассников в условиях социального партнерства / Ф. Р. Замалетдинов // Филология и культура = Рhilоlоgy and сulturе. — 2012. — № 3 (29).
6. Zamaletdinov F. R. Realizatsiya organizatsionno-pedagogicheskikh uslovii formirovaniya kommunikativnoi kompetentsii starsheklassnikov v usloviyakh sotsial’nogo partnerstva / F. R. Zamaletdinov // Filologiya i kul’tura = Rhilology and sulture. — 2012. — №
7. 15. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — Москва : Просвещение, 2016. — С. 46–53.
8. Kon I. S. Psikhologiya rannei yunosti / I. S. Kon. — Moskva : Prosveshchenie, 2016. — S. 46–53.
9. 16. Кузнецова Н. В. Влияние занятий спортом на развитие коммуникативной компетентности старшеклассников [Электронный ресурс] / Н. В. Кузнецова // Актуальные проблемы психологического знания. — 2023. — № 3 (64). — С. 185–191. — DOI: 10.51944/20738544_2023_
10. Kuznetsova N. V. Vliyanie zanyatii sportom na razvitie kommunikativnoi kompetentnosti starsheklassnikov [Elektronnyi resurs] / N. V. Kuznetsova // Aktual’nye problemy psikhologicheskogo znaniya. — 2023. — № 3 (64). — S. 185–191. — DOI: 10.51944/20738544_2
11. 17. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) : учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. — 5-е изд. — Москва : Изд-во УРАО, 1999. — 176 с.
12. Kulagina I. Yu. Vozrastnaya psikhologiya (Razvitie rebenka ot rozhdeniya do 17 let) : ucheb. posobie / I. Yu. Kulagina. — 5-e izd. — Moskva : Izd-vo URAO, 1999. — 176 s.
13. 18. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изм. 2018 г.) [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://zakon-obobrazovanii.ru" target="_blank">http://zakon-obobrazovanii.ru</a> (дата обращения: 28.04.2024).
14. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii : Federal’nyi zakon ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ (s izm. 2018 g.) [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="http://zakon-ob-obrazovanii.ru" target="_blank">http://zakon-ob-obrazovanii.ru</a> (data obrashcheniya: 28.04.2024).
15. 19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 декабря 2010 г. N 1897 [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a>
16. Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 17 dekabrya 2010 g. N 1897 [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="http" target="_blank">http</a>
17. 20. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона [Электронный ресурс] / пер. и адаптация Ю. З. Гильбуха). — URL: <a href="http://testoteka.narod.ru/mlo/1/10.html" target="_blank">http://testoteka.narod.ru/mlo/1/10.html</a> (дата обращения: 15.08.2023).
18. Test kommunikativnykh umenii L. Mikhel’sona [Elektronnyi resurs] / per. i adaptatsiya Yu. Z. Gil’bukha). — URL: <a href="http://testoteka.narod.ru/mlo/1/10.html" target="_blank">http://testoteka.narod.ru/mlo/1/10.html</a> (data obrashcheniya: 15.08.2023).
19. 21. Cimbricz S. K. Empowering learners to become metaliterate in digital and multimodal age / S. K. Cimbricz, L. Rath // Metaliteracy in Practice. — Chicago : American Library Association, 2016. — P. 91–112.
20. 22. Cook V. J. Premises of multi-competence / V. J. Cook // The Cambridge Handbook of Linguistic Multicompetence / V. J. Cook and Li Wei (eds.). — Chicago : Cambridge University Press, 2016. — P. 1–25.
21. 23. Gordon Th. Teacher Effectiveness Training / Th. Gordon. — New York : [s. n.], 1975.
22. 1.Божович Е. Д. Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков/ Е.Д.Божович// Психологическая наука и образование. — 1999. — №2. — С.64–76.
23. Bozhovich E. D. Vozmozhnosti i ogranicheniya kommunikativnoi kompetentsii podrostkov / E. D. Bozhovich // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 1999. — № 2. — S. 64–76.
24. 2. Божович Л. И. Проблема формирования личности / Л. И. Божович. — Москва : МПСИ, 2001. — 78 с.
25. Bozhovich L. I. Problema formirovaniya lichnosti / L. I. Bozhovich. — Moskva : MPSI, 2001. — 78 s.
26. 3. Большая энциклопедия психологических тестов. — Москва : Эксмо, 2009. — 416 с.
27. Bol’shaya entsiklopediya psikhologicheskikh testov. — Moskva : Eksmo, 2009. — 416 s.
28. 4. Бюллетень о сфере образования // Реформа школьной системы образования (отечественный и зарубежный опыт). — 2016. — № 10. — 36 с.
29. Byulleten’ o sfere obrazovaniya // Reforma shkol’noi sistemy obrazovaniya (otechestvennyi i zarubezhnyi opyt). — 2016. — № 10. — 36 s.
30. 5. Васильева Е. Н. Коммуникативные компетенции в структуре «soft skills» в рамках профессиональной подготовки студентов вуза [Электронный ресурс] / Е. Н. Васильева, А. В. Щербаков, М. Ф. Курагина // Психолого-педагогические исследования. — 2023. — Т. 15,
31. Vasil’eva E. N. Kommunikativnye kompetentsii v strukture «soft skills» v ramkakh professional’noi podgotovki studentov vuza [Elektronnyi resurs] / E. N. Vasil’eva, A. V. Shcherbakov, M. F. Kuragina // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. — 2023. — T.
32. 6. Воровщиков С. Г. Компетентностный подход в образовании / С. Г. Воровщиков // Философия образования. — 2007. — № 2. — С. 27–32.
33. Vorovshchikov S.G.Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii/ S.G.Vorovshchikov// Filosofiya obrazovaniya. — 2007. — № 2. — S. 27–32.
34. 7. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — Москва : Смысл : Эксмо, 2010. — 1136 с.
35. Vygotskii L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka / L. S. Vygotskii. — Moskva : Smysl : Eksmo, 2010. — 1136 s.
36. 8. Габибов А. Б. Влияние физической культуры и спорта на развитие личности и жизни человека / А. Б. Габибов // Современная наука: диалог естественнонаучной и социально-гуманитарной субкультур. — Белгород : Агентство перспективных научных исследований (АПН
37. Gabibov A. B. Vliyanie fizicheskoi kul’tury i sporta na razvitie lichnosti i zhizni cheloveka / A. B. Gabibov // Sovremennaya nauka: dialog estestvennonauchnoi i sotsial’nogumanitarnoi subkul’tur. — Belgorod : Agentstvo perspektivnykh nauchnykh issledovan
38. 9. Генов Ф. П. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф. П. Генов. — Москва : Физкультура и спорт, 2006. — 176 с.
39. Genov F. P. Psikhologicheskie osobennosti mobilizatsionnoi gotovnosti sportsmena / F. P. Genov. — Moskva : Fizkul’tura i sport, 2006. — 176 s.
40. 10. Жуков Ю. М. Коммуникативная компетентность: диагностика и развитие : программа спецкурса / Ю. М. Жуков. — Москва : Российское педагогическое агентство, 1997. — 96 с.
41. Zhukov Yu. M. Kommunikativnaya kompetentnost’: diagnostika i razvitie : programma spetskursa / Yu. M. Zhukov. — Moskva : Rossiiskoe pedagogicheskoe agentstvo, 1997. — 96 s.
42. 11. Егоренко Т. А. Формирование коммуникативной компетентности учащихся при переходе в основную школу / Т. А. Егоренко, О. С. Безрукавный // Психолого-педагогические исследования. — 2017. — Т. 9, № 2. — С. 48–56.
43. Egorenko T. A. Formirovanie kommunikativnoi kompetentnosti uchashchikhsya pri perekhode v osnovnuyu shkolu / T. A. Egorenko, O. S. Bezrukavnyi // Psikhologopedagogicheskie issledovaniya. — 2017. — T. 9, № 2. — S. 48–56.

Остальные статьи