Особенности психологической безопасности образовательной среды
Аннотация
Актуальность изучения психологической безопасности обусловлена такими факторами, как кардинальные перемены в жизни общества нашей страны (которые связаны с общественными реформами, социальной напряженностью, низким уровнем качества жизни многих жителей Российского государства); необходимость создания такой социальной среды, которая является психологически безопасной, развивает и поддерживает личностный потенциал педагогов и обучающихся, а также помогает эффективно отражать неблагоприятные внешние воздействия. Последнее способствует благополучному развитию личности человека. Статья посвящена вопросам психологической безопасности образовательной среды. Автор рассматривает значение этого компонента для успешности учебного процесса, личностного роста учащихся и формирования здоровой психологической атмосферы в образовательных учреждениях. В работе подробно описаны сущность психологической безопасности образовательной среды, ее структура, источники, особенности, а также условия создания психологически безопасной образовательной среды.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2024 |
Страницы | 222-228 |
УДК | 37.015.3 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_2_222 |
Для современного мира характерна сложная динамика, которая связана с повышенными требованиями к способностям личности адаптироваться в связи с возникшими изменениями. Вследствие возрастания нестабильности окружающей среды, во всем мире становится особенно актуальной потребность человека в гармоничном взаимодействии со средой, обеспечении психологической безопасности как личности, так и среды, а также создании всех необходимых условий в целях положительной социализации человека [12].
Анализ аспектов психологической безопасности личности позволяет нам сделать вывод о том, что психологическая безопасность связана в первую очередь с противостоянием негативным факторам, влияющим на психику, а также с сохранением устойчивости психики человека [8; 9; 15]. Это достигается благодаря факторам и механизмам, взятым из окружающей среды. Данные умозаключения говорят о том, что психологическая безопасность личности тесно связана с психологической безопасностью среды; их взаимосвязь помогает человеку в нормальном развитии и взаимодействии с окружающим миром [10]. Применение мероприятий по достижению психологической безопасности позволит образовательным учреждениям достичь того уровня безопасности образовательной среды, когда участники образовательного учреждения чувствуют себя комфортно, духовно растут и развиваются в безопасных условиях.
Советский педагог и ученый-психолог И. А. Баева, которая является автором концепции психологической безопасности в образовании, представляет две составляющие структуры психологической безопасности: психологическую безопасность личности и психологическую безопасность самой среды. При этом психологическая безопасность среды, по мнению И. А. Баевой, определяется как «состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и, как следствие, обеспечивающее психологическую защищенность ее участников» [2, с. 38].
Исходя из этого, на наш взгляд, одним из показателей психологической безопасности личности можно считать способность сохранять устойчивость в определенной среде, а также сопротивляемость воздействиям (внутренним и внешним), носящим деструктивный, психотравмирующий характер. Также показателем психологической безопасности является переживание защищенности либо незащищенности в определенной жизненной ситуации.
Следовательно, считаем наиболее актуальным раскрыть сущность понятия психологической безопасности с точки зрения индивидуальных, личностных характеристик субъекта, а также уровня развития мотивации в его деятельности [1]. В связи с этим определение понятия психологической безопасности личности можно сформулировать следующим образом. Итак, психологическая безопасность личности представляет собой сложную, имеющую четкую структуру систему психических процессов, которая обеспечивает реализацию тех потребностей, которые являются социально значимыми для индивида [14]. При этом следует отметить, что субъекты, находящиеся в одной и той же среде, могут испытывать разную степень психологической безопасности. Таким образом, можем утверждать, что психологическая безопасность личности связана с индивидуальным осмыслением реальности, окружающей обстановки, условий жизнедеятельности человека. К наиболее важным факторам, формирующим состояние психологической безопасности в обществе, можем отнести: особенности труда (интенсивность, продолжительность, уровень вреда и прочее), права и обязанности личности в обществе, жилищные условия, питание и так далее. При этом к психологическим опасностям мы можем отнести: стрессы, деструкцию личности, психические заболевания и так далее.