Дата публикации: 01.04.2024

Особенности психологической безопасности образовательной среды

Аннотация

Актуальность изучения психологической безопасности обусловлена такими факторами, как кардинальные перемены в жизни общества нашей страны (которые связаны с общественными реформами, социальной напряженностью, низким уровнем качества жизни многих жителей Российского государства); необходимость создания такой социальной среды, которая является психологически безопасной, развивает и поддерживает личностный потенциал педагогов и обучающихся, а также помогает эффективно отражать неблагоприятные внешние воздействия. Последнее способствует благополучному развитию личности человека. Статья посвящена вопросам психологической безопасности образовательной среды. Автор рассматривает значение этого компонента для успешности учебного процесса, личностного роста учащихся и формирования здоровой психологической атмосферы в образовательных учреждениях. В работе подробно описаны сущность психологической безопасности образовательной среды, ее структура, источники, особенности, а также условия создания психологически безопасной образовательной среды.




Для современного мира характерна сложная динамика, которая связана с повышенными требованиями к способностям личности адаптироваться в связи с возникшими изменениями. Вследствие возрастания нестабильности окружающей среды, во всем мире становится особенно актуальной потребность человека в гармоничном взаимодействии со средой, обеспечении психологической безопасности как личности, так и среды, а также создании всех необходимых условий в целях положительной социализации человека [12].

 Анализ аспектов психологической безопасности личности позволяет нам сделать вывод о том, что психологическая безопасность связана в первую очередь с противостоянием негативным факторам, влияющим на психику, а также с сохранением устойчивости психики человека [8; 9; 15]. Это достигается благодаря факторам и механизмам, взятым из окружающей среды. Данные умозаключения говорят о том, что психологическая безопасность личности тесно связана с психологической безопасностью среды; их взаимосвязь помогает человеку в нормальном развитии и взаимодействии с окружающим миром [10]. Применение мероприятий по достижению психологической безопасности позволит образовательным учреждениям достичь того уровня безопасности образовательной среды, когда участники образовательного учреждения чувствуют себя комфортно, духовно растут и развиваются в безопасных условиях.

Советский педагог и ученый-психолог И. А. Баева, которая является автором концепции психологической безопасности в образовании, представляет две составляющие структуры психологической безопасности: психологическую безопасность личности и психологическую безопасность самой среды. При этом психологическая безопасность среды, по мнению И. А. Баевой, определяется как «состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и, как следствие, обеспечивающее психологическую защищенность ее участников» [2, с. 38].

Исходя из этого, на наш взгляд, одним из показателей психологической безопасности личности можно считать способность сохранять устойчивость в определенной среде, а также сопротивляемость воздействиям (внутренним и внешним), носящим деструктивный, психотравмирующий характер. Также показателем психологической безопасности является переживание защищенности либо незащищенности в определенной жизненной ситуации.

Следовательно, считаем наиболее актуальным раскрыть сущность понятия психологической безопасности с точки зрения индивидуальных, личностных характеристик субъекта, а также уровня развития мотивации в его деятельности [1]. В связи с этим определение понятия психологической безопасности личности можно сформулировать следующим образом. Итак, психологическая безопасность личности представляет собой сложную, имеющую четкую структуру систему психических процессов, которая обеспечивает реализацию тех потребностей, которые являются социально значимыми для индивида [14]. При этом следует отметить, что субъекты, находящиеся в одной и той же среде, могут испытывать разную степень психологической безопасности. Таким образом, можем утверждать, что психологическая безопасность личности связана с индивидуальным осмыслением реальности, окружающей обстановки, условий жизнедеятельности человека. К наиболее важным факторам, формирующим состояние психологической безопасности в обществе, можем отнести: особенности труда (интенсивность, продолжительность, уровень вреда и прочее), права и обязанности личности в обществе, жилищные условия, питание и так далее. При этом к психологическим опасностям мы можем отнести: стрессы, деструкцию личности, психические заболевания и так далее.

Список литературы

1. Махов С. Ю. Информационно-психологическая безопасность личности / С. Ю. Махов, Р. В. Еремин // Наука-2020. — 2020. — № 1 (37). — С. 26–30.
2. Sufia T. Psychological Safe Environment: A Concept Analysis [Electronic resourse] / T. Sufia, N. Harder // Clinical Simulation in Nursing. — 2018. — Vol. 18. — P. 47–55. — URL: <a href="https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1876139917301469" target="_blank">https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1876139917301469</a> (date
3. Sharkin B. S. College students in distress: a resource guide for faculty, staff, and campus community / B. S. Sharkin. — New York : Haworth Press, 2006.
4. Newman A. Psychological safety: A systematic review of the literature [Electronic resourse] / A. Newman, R. Donohue, E. Nathan // Human Resource Management Review. — 2017. — Vol. 27, № 3. — Р. 521–535. — URL: <a href="https://www.sciencedirect.com/science/arti" target="_blank">https://www.sciencedirect.com/science/arti</a>
5. Halpern D. F. Applying the science of learning to university teaching and beyond / D. F. Halpern, M. D. Hakel. — San Francisco : Jossey-Bass, 2002.
6. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [Электронный ресурс] / под ред. И. В. Дубровиной. — Москва : Юрайт, 2018. — 237 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: <a href="https://biblio-online.ru/bcode/424355" target="_blank">https://biblio-online.ru/bcode/424355</a> (дата обращения: 03.04.20
7. Психология безопасности : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. И. Донцов, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина. — Москва : Юрайт, 2016. — 276 с.
8. Психологическая безопасность личности : учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. И. Донцов, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина. — Москва : Юрайт, 2019. — 222 с.
9. Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой среде : методические рекомендации для психологов общеобразовательных организаций / Е. Г. Артамонова, О. Е. Ефимова, Н. В. Калинина, Е. Б. Салахова. — 2-е изд. — Москва : Группа МДВ, 2021.
10. Минаев Г. А. Образование и безопасность / Г. А. Минаев. — Москва : Университетская книга, 2020. — 312 с.
11. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова. — Москва : Нестор-история, 2011. — 272 с.
12. Мазур Е. Ю. Безопасность личности в современном социальном и экономическом пространстве / Е. Ю. Мазур, И. П. Матвеева. — Москва : Институт мировых цивилизаций, 2020. — 148 с.
13. Кисляков П. А. Безопасность образовательной среды. Социальная безопасность / П. А. Кисляков. — Москва : Юрайт, 2021. — 156 с.
14. Заречнева С. П. Психологическая безопасность образовательной среды и ее влияние на формирование личности учащегося / С. П. Заречнева. — Москва : Просвещение, 2015. — С. 78–81.
15. Дрозд К. В. Проектирование образовательной среды / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. — Москва : Юрайт, 2021. — 437 с.
16. Галашева О. И. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ / О. И. Галашева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3. — С. 21–24.
17. Воронина Е. В. Научная организация педагогического труда. Педагогическая эргономика / Е. В. Воронина. — Москва : Юрайт, 2021. — 129 с.
18. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение : сб. науч. ст. / под ред. И. А. Баевой [и др.]. — Москва : МГППУ, 2013. — 304 с.
19. Балюкова И. Б. Роль индивидуально-психологических характеристик в формировании психологически безопасной образовательной среды / И. Б. Балюкова // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. — 2020. — №3. — С. 65–71.
20. Баева И. А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании / И. А. Баева // Мир психологии. — 2020. — № 2. — С. 184–190.

Остальные статьи