Дата публикации: 01.04.2024

От образа к мысли: превенция клиповости мышления у детей средствами произведений живописи

Аннотация

Статья посвящена технологии развития продуктивного мышления как альтернативы клиповому, в процессе группового рассматривания произведений живописи методом фасилитированной дискуссии, которая включает в себя особую последовательность предъявления участникам обсуждения открытых вопросов и технику парафраза. Выделяются этапы и механизмы развития такого вида продуктивного мышления, как визуальное, в рамках авторской технологии «От образа к мысли».




Современное поколение детей сталкивается с большим объемом информации, который воздействует на них со всех сторон преимущественно в визуальном виде. В связи с этим возникает проблема её восприятия и понимания, осознания и интерпретации, у детей появляется клиповость мышления, результатом чего, по мнению специалистов [14; 5] в этой области, является образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений, без осмысления, без воображения, без рефлексии, поэтому у современных обучающихся плохо развито умение анализировать, целостно воспринимать визуальную информацию, отмечается речевая бедность, преобладание конкретного мышления над  абстрактным, снижается способность к использованию в речи суждений и умозаключений, наблюдается отсутствие связи между информацией и ее осмыслением, образом и мыслью. В связи с этим ключевой задачей современного образования является поиск и создание особых личностно ориентированных технологий, направленных на развитие у детей альтернативы клиповому мышлению — продуктивного мышления [9] в контексте работы с наглядными образами. Таким мышлением мы, вслед за В. П. Зинченко [7], В. И. Жуковским и Д. В. Пивоваровым [6], склонны считать визуальное мышление (ВМ), позволяющее проникать в смысловую ткань зрительных образов, понимать и интерпретировать информацию, заложенную в них.

Научной базой для изучения ВМ для нас послужили работы Р. Арнхейма [1], Д. Гибсона [20], А. Л. Грегори [21], В. П. Зинченко [8] и др. В научной литературе хорошо освещен вопрос развития художественного восприятия [2; 3; 4; 5], описана система порождения образов в структуре образного мышления [17; 18; 19], введено понятие «визуальное мышление» [1; 6; 7; 8; 11], однако отмечается дискуссионность вопросов, связанных с дефиницией ВМ. Несмотря на определенный круг исследований по проблеме ВМ, ряд ее аспектов остается неизученным: недостаточно исследованы отличия ВМ от восприятия и образного мышления; не установлены параметры, уровни и стадии развития ВМ как механизма проникновения в смысловую ткань наглядного образа; не выявлены условия, способствующие развитию ВМ. Вследствие этого проблема изучения и развития визуального мышления как альтернативы клиповости представляет особую актуальность.

Нам видится возможным анализировать ВМ с позиций понятийного механизма в контексте неокогнитивной психологии, опираясь на исследования В. Д. Шадрикова [16], выделяющего в структуре мысли 3 компонента: предметное содержание (информацию), потребность и переживание. Ученый делает акцент на том, что образ предмета характеризуется обобщенностью и осмысленностью, выступает как совокупность мыслей о свойствах этого предмета, объединенных в единое целое. Если мысль определить как потребностно-эмоционально-содержательную субстанцию, то образ есть субстанция мыслей. Формой и механизмом мышления, как справедливо отмечает В. Д. Шадриков, является суждение, содержащее в себе связь между образом и его свойствами. Каждое суждение несет в себе индивидуальную мысль. Исходя из этого мы пришли к выводу, что в процессе развития ВМ как механизма проникновения в смысловую ткань наглядного образа необходимо активизировать у детей познавательную потребность, способствовать освоению ими способов работы с визуальной информацией, опираться на опыт личных впечатлений и переживаний детей. Важно развивать у современных детей умение не просто смотреть, а видеть [5], устанавливать связь между образами увиденного, выстраивать суждения и умозаключения относительно воспринятого.

Анализ психологической литературы по данной проблематике позволил нам выделить ряд идей, которые мы взяли в основу создания технологии развития визуального мышления обучающихся: — визуальное мышление включает в себя умственные действия, порождаемые, с одной стороны, наблюдением, а с другой — абстрактнологическим мышлением;

— личный опыт воспринимающего обеспечивает связь восприятия и визуального мышления;

Список литературы

1. Молодцова Н. Г. Развитие визуального мышления младших школьников на материале произведений живописи / Н. Г. Молодцова // Нижегородское образование. — 2014. — № 4. — С. 105–112.
2. Gregory R. L. The confounded eye // Illusion in nature and art / R. L. Gregory & E. H. Gombrich (Eds.). — New York : Scribner, 1973.
3. Gibson J. J. The ecological approach to visual perception / J. J. Gibson. — [S. I.] : [s. n.], 1988. — 461 p.
4. Bugelski B. R. Words and things and images / B. R. Bugelski // American Psychologist. — 1970. — № 25. — P. 1002–1012.
5. Якобсон П. М. Психология и художественное восприятие / П. М. Якобсон // Художественное восприятие / под ред. Б. С. Мейлаха. — Ленинград : [б. и.], 1971. — С. 67–79.
6. Якиманская И. С. Образное мышление и его место в обучении / И. С. Якиманская // Советская педагогика. — 1968. — № 12. — С. 62–72.
7. Шадриков В. Д. Неокогнитивная психология: монография / В. Д. Шадриков. — Москва : Университетская книга, 2018. — 368 с.
8. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. — Москва : [б. и.], 2010. — 800 с.
9. Торренс П. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма / П. Торренс ; под общ. ред. Е. И. Губановой. — Москва : [б. и.], 1995. — 48 с.
10. ТивиковаС.К. Формирование исследовательских умений у младших школьников в процессе восприятия произведений живописи / С. К. Тивикова // Проблемы и перспективы развития начального образования : сб. ст. по матер. 3-й Всерос. науч.-практ. конф. (18 апрел
11. Молодцова Н. Г. Развитие визуального мышления младших школьников средствами произведений живописи : монография / Н. Г. Молодцова. — Москва : МПГУ, 2023. — 192 с.
12. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. — Москва : Прометей, 1994. — 352 с.
13. Молодцова Н. Г. Особенности технологии развития визуального мышления на материале произведений живописи / Н. Г. Молодцова // Школьные технологии. — 2019. — № 3. — С. 78–84.
14. Кашапов М. М. Психология творческого мышления / М. М. Кашапов. — Москва : [б. и.], 2021. — 430 с.
15. Зинченко В. П. Образ и деятельность / В. П. Зинченко. — Москва ; Воронеж : [б. и.], 1997. — 608 с.
16. Зинченко В. П. Исследование визуального мышления / В. П. Зинченко, В. М. Мунипов, В. М. Гордон // Вопросы психологии. — 1973. — № 2. — С. 13.
17. Жуковский В. И. Зримая сущность / В. И. Жуковский, Д. В. Пивоваров. — Свердловск : [б. и.], 1991. — 450 с. — (Визуальное мышление в изобразительном искусстве).
18. Даниэль С. М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С. М. Даниэль. — Ленинград : Искусство, 1990. — 223 с.
19. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — Москва : Искусство, 1986. — 573 с.
20. Волков Н. Н. Восприятие картины / Н. Н. Волков. — Москва : [б. и.], 1976. — 32 с.
21. Бойко А. Г. Музейно-педагогическая интерпретация психологической концепции визуального мышления / А. Г. Бойко // Художественный музей в образовательном процессе : сб. ст. — [Б. м.] : [б. и.], 1998. — С. 38–76.

Остальные статьи