Дата публикации: 01.04.2024

Психологическое содержание интереса к истории семьи на этапах формирующейся взрослости

Аннотация

Отношение молодых людей к истории семьи рассматривается в качестве элемента мировоззрения. Динамика выраженности интереса к изучению истории своей семьи, выявленная с помощью оригинальной методики «История семьи», показывает, что на разных этапах взросления (16–18 и 19–22 лет) фактор «Позитивный образ семьи» иллюстрирует процесс сепарации молодых людей от родительской семьи и может выступать одним из индикаторов внутренней позиции взрослого человека. Мотив познания семейной истории отражает процесс самоидентификации взрослеющей личности. Различия между юношами и девушками 19–22 лет в выраженности интереса к истории семьи рассматриваются как результат влияния традиционных гендерных ожиданий со стороны социума, предписывающих женщинам иметь собственную семью. Эти ожидания актуализируют у девушек готовность к оценке личного вклада в семейную историю, а также стремление к более быстрому взрослению в сравнении с юношами.




Введение

Методологический фундамент междисциплинарных исследований взаимодействия индивидуального развития, семейной истории и исторических процессов заложен в 20–30-е годы прошлого века в рамках культурно-исторического подхода в исследовании психики и французской социологической школы (Л. С. Выготский, M. Halbwachs). А. А. Кроник и Р. А. Ахмеров, рассматривая перспективы психогенеалогии как новой науки, формирующейся с конца 80-х гг. прошлого века и изучающей переживания человека в процессе получения информации об истории семьи, отметили вклад отечественных ученых Л. С. Выготского и Б. Ф. Поршнева, которые «пытались у нас превратить психологию в историю, а историю в психологию», открывая «психологические орудия в истории человечества», роль взаимодействия «…“мы” и “они” в объяснении исторических процессов» [7, с. 31].

Зарубежные исследователи также отмечают, что на рубеже XX–XXI вв. феномен прошлого перестал быть специализированной областью изучения историков, а память и прошлое внезапно оказались в повседневной жизни [17]. С 2000-х годов становятся актуальными практически забытые работы 20–30-х годов ХХ в. Мориса Хальбвакса, разработавшего концепцию коллективной памяти и показавшего влияние коллективных воспоминаний на социальную идентичность личности. Хальбвакс утверждал, что на протяжении эпох именно общие убеждения группы и ее коллективный опыт формируют значение индивидуальных воспоминаний, а не наоборот [4; 5; 15]. Представление Хальбвакса о памяти, о том, как человек понимает и реконструирует прошлое, неразрывно от коллектива и социальных рамок, в которых развивается личность. Каждая собранная песчинка, каждое воспоминание будет иметь определенное влияние, прямое или косвенное, на человека [15]. Недавние психологические и социологические исследования передачи исторических воспоминаний из поколения в поколение показали влияние сложной системы исторического, политического и социального контекстов на представление о прошлом и роль активности личности в понимании верований и представлений о прошлом [8; 14; 16; 20].

Частный случай семейной памяти действует как фильтр для понимания личностью официальной (публичной) истории и живой (или частной, интимной) истории. Семьи выполняют работу по сохранению памяти различных социальных контекстов, ибо помнят люди, а не группы, к которым они принадлежат, вес этих конкретных воспоминаний влияет на то, как история и общество представляют прошлое [15]. Тексты воспоминаний (письменные и устные, официальные и личные) создаются, передаются во многих различных контекстах, но как отмечает A. Kuhn, возможно, именно семья обеспечивает модель для любых коллективных воспоминаний. Повседневное историческое сознание и коллективная память пересекается с рассказами о прошлом, которое попадает во временной интервал воспоминаний наших родителей, бабушек и дедушек [18]. Часто сталкивая нас «…с острыми нравственными проблемами: чьи продолжить традиции, с кем и в какой мере идентифицироваться, какие уроки извлечь из жизни предшествующих поколений, какие из них передать будущим поколениям» [7, с. 41]. Факты истории семьи, которые открываются человеку, часто сопровождаются сильными эмоциями, т. к. параллельно может идти процесс развенчивания семейного мифа, который, в свою очередь, мог создаваться специально для сокрытия негативных или опасных сведений о членах семьи [14].

Таким образом, нет никаких оснований, чтобы не согласиться с мнением, что «почти каждый новый факт, узнаваемый человеком о своей семейной истории, создает толчок нравственному и личностному росту» [7, с. 41].

Список литературы

1. Психологические проблемы подростков России периода цифровизации (2010– 2020 гг.) / Л. А. Регуш, Е. В. Алексеева, О. Р. Веретина [и др.] // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — 2022. — № 203. — С. 7–
2. Kuhn A. A. journey through memory / A. Kuhn // Memory and methodology. — [S. I.] : Routledge, 2020. — P. 179–196.
3. Hareven T. K. The life course and aging in historical perspective / T. K. Hareven // Life course: Integrative theories and exemplary populations. — [S. I.] : Routledge, 2019. — P. 9–25.
4. Cordonnier A. Consistency and social identification: A test-retest study of flashbulb memories collected on the day of the 2016 Brussels bombings / A. Cordonnier, O. Luminet // Memory. — 2021. — Vol. 29. — P. 305–318. — DOI: 10.1080/09658211.2021.1891
5. Collective memory: An hourglass between the collective and the individual / A. Cordonnier, V. Rosoux, A. S. Gijs, O. Luminet // Memory, Mind & Media. — 2022. — Vol. 1. — P. e8. — DOI: 10.1017/mem.2022.1
6. Якиманская И. С. Психологические особенности представлений о семейных мифах подростков в полной и неполной семье / И. С. Якиманская // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2023. — Т. 12, № 1 (42). — С. 187–192. — DOI: 10.57145/27128
7. Чехов А. П. Остров Сахалин / Антон Павлович Чехов. — Москва : АСТ, 2023. — 512 с. — (Эксклюзив: Русская классика).
8. Тарабрина Н. В. Феномен межпоколенческой передачи психической травмы [по материалам зарубежной литературы] / Н. В. Тарабрина, Н. В. Майн // Консультативная психология и психотерапия. — 2013. — Т. 21, № 3. — С. 96–119.
9. Симоненко И. А. Процесс идентификации ребенка в семье как механизм межпоколенной передачи травматического опыта [Электронный ресурс] / И. А. Симоненко // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн. — 2014. — Т. 28, № 5. — URL: <a href="http://mprj." target="_blank">http://mprj.</a>
10. Бегунова Л. А. История семьи в системе предпосылок формирования мировоззрения в юношеском возрасте / Л. А. Бегунова // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. — 2023. — № 3. — С. 65–81. — DOI: 10 18384/2949-5105
11. Петрова Е. А. История семьи как межпоколенный ресурс совладающего поведения и средства его получения / Е. А. Петрова // Вестник Костромского государственного 208 университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенол
12. Летняков Д. Э. Транснациональная история как способ работы с коллективной памятью / Д. Э. Летняков // Вопросы философии. — 2020. — № 7. — С. 20–24.
13. Кроник А. А. Психогенеалогия: история формирования, первые эксперименты и перспективы развития / А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров // PEM: Psychology. Educology. Medicine. — 2015. — № 3-4. — С. 30–52.
14. Клементьева М. В. Российская версия шкалы оценки формирующейся взрослости (IDEA-R): особенности развития студентов / М. В. Клементьева // Вестник СанктПетербургского университета. Серия: Психология. — 2023. — Т. 13, вып. 2. — С. 164– 182. — DOI: <a href="https:" target="_blank">https:</a>
15. Гарбер И. Е. Тенденции современной психологии / И. Е. Гарбер // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. — 2012. — Т. 6, № 1. — С. 5–18.
16. Гарбер И. Е. Концептуализация живой исторической памяти в кросс-культурной психологии / И. Е. Гарбер // Историческая память в теории и социокультурной практике: грани трансформаций и потенциал осмысления : матер. IX Междунар. науч. конф. (23 апреля 202
17. Волков Р. С. Актуальные направления зарубежных исследований идентичности подростков [Электронный ресурс] / Р. С. Волков, М. Е. Сачкова // Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11, № 2. — C. 122–130. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17759/" target="_blank">https://doi.org/10.17759/</a> jmfp.20221
18. Варга А. Я. Семейные правила выживания: послания детям / А. Я. Варга, О. А. Маркитантова, Е. Черепанов // Психология и психотерапия семьи. — 2017. — №1. — С. 14–23.

Остальные статьи