Психологическое содержание интереса к истории семьи на этапах формирующейся взрослости
Аннотация
Отношение молодых людей к истории семьи рассматривается в качестве элемента мировоззрения. Динамика выраженности интереса к изучению истории своей семьи, выявленная с помощью оригинальной методики «История семьи», показывает, что на разных этапах взросления (16–18 и 19–22 лет) фактор «Позитивный образ семьи» иллюстрирует процесс сепарации молодых людей от родительской семьи и может выступать одним из индикаторов внутренней позиции взрослого человека. Мотив познания семейной истории отражает процесс самоидентификации взрослеющей личности. Различия между юношами и девушками 19–22 лет в выраженности интереса к истории семьи рассматриваются как результат влияния традиционных гендерных ожиданий со стороны социума, предписывающих женщинам иметь собственную семью. Эти ожидания актуализируют у девушек готовность к оценке личного вклада в семейную историю, а также стремление к более быстрому взрослению в сравнении с юношами.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2024 |
Страницы | 193-208 |
УДК | 159.99 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_2_193 |
Введение
Методологический фундамент междисциплинарных исследований взаимодействия индивидуального развития, семейной истории и исторических процессов заложен в 20–30-е годы прошлого века в рамках культурно-исторического подхода в исследовании психики и французской социологической школы (Л. С. Выготский, M. Halbwachs). А. А. Кроник и Р. А. Ахмеров, рассматривая перспективы психогенеалогии как новой науки, формирующейся с конца 80-х гг. прошлого века и изучающей переживания человека в процессе получения информации об истории семьи, отметили вклад отечественных ученых Л. С. Выготского и Б. Ф. Поршнева, которые «пытались у нас превратить психологию в историю, а историю в психологию», открывая «психологические орудия в истории человечества», роль взаимодействия «…“мы” и “они” в объяснении исторических процессов» [7, с. 31].
Зарубежные исследователи также отмечают, что на рубеже XX–XXI вв. феномен прошлого перестал быть специализированной областью изучения историков, а память и прошлое внезапно оказались в повседневной жизни [17]. С 2000-х годов становятся актуальными практически забытые работы 20–30-х годов ХХ в. Мориса Хальбвакса, разработавшего концепцию коллективной памяти и показавшего влияние коллективных воспоминаний на социальную идентичность личности. Хальбвакс утверждал, что на протяжении эпох именно общие убеждения группы и ее коллективный опыт формируют значение индивидуальных воспоминаний, а не наоборот [4; 5; 15]. Представление Хальбвакса о памяти, о том, как человек понимает и реконструирует прошлое, неразрывно от коллектива и социальных рамок, в которых развивается личность. Каждая собранная песчинка, каждое воспоминание будет иметь определенное влияние, прямое или косвенное, на человека [15]. Недавние психологические и социологические исследования передачи исторических воспоминаний из поколения в поколение показали влияние сложной системы исторического, политического и социального контекстов на представление о прошлом и роль активности личности в понимании верований и представлений о прошлом [8; 14; 16; 20].
Частный случай семейной памяти действует как фильтр для понимания личностью официальной (публичной) истории и живой (или частной, интимной) истории. Семьи выполняют работу по сохранению памяти различных социальных контекстов, ибо помнят люди, а не группы, к которым они принадлежат, вес этих конкретных воспоминаний влияет на то, как история и общество представляют прошлое [15]. Тексты воспоминаний (письменные и устные, официальные и личные) создаются, передаются во многих различных контекстах, но как отмечает A. Kuhn, возможно, именно семья обеспечивает модель для любых коллективных воспоминаний. Повседневное историческое сознание и коллективная память пересекается с рассказами о прошлом, которое попадает во временной интервал воспоминаний наших родителей, бабушек и дедушек [18]. Часто сталкивая нас «…с острыми нравственными проблемами: чьи продолжить традиции, с кем и в какой мере идентифицироваться, какие уроки извлечь из жизни предшествующих поколений, какие из них передать будущим поколениям» [7, с. 41]. Факты истории семьи, которые открываются человеку, часто сопровождаются сильными эмоциями, т. к. параллельно может идти процесс развенчивания семейного мифа, который, в свою очередь, мог создаваться специально для сокрытия негативных или опасных сведений о членах семьи [14].
Таким образом, нет никаких оснований, чтобы не согласиться с мнением, что «почти каждый новый факт, узнаваемый человеком о своей семейной истории, создает толчок нравственному и личностному росту» [7, с. 41].