Дата публикации: 01.04.2024

Современные подходы к проблеме развития личностных компетенций персонала

Аннотация

В статье проанализировано понятие личностных компетенций, описаны ключевые личностные компетенции — факторы эффективности деятельности работников при разных формах занятости в цифровую эпоху, представлен ряд методов развития личностных компетенций. Обоснована целесообразность создания модели развития личностных компетенций работников при разных формах занятости.




Введение

Проблема оценки и развития ключевых компетенций относится к числу важнейших проблем теории и практики управленческой деятельности. Историю компетентностного подхода принято связывать с трудами Д. Макклелланда, и прежде всего с его статьей 1973 года «Тестирование на компетентность, а не на интеллект». В этой статье автор подверг критике существовавший подход, согласно которому в ходе подбора персонала активно применялись интеллектуальные и психометрические тесты. Этой практике Д. Макклелланд противопоставил новый — компетентностный подход, согласно которому в качестве более показательных и адекватных рассматривались компетенции, обнаруженные в ходе сравнительного анализа характеристик обычных и наиболее продуктивных, выдающихся исполнителей. В результате своих исследований Д. Макклелланд постулировал три компетенции, которые он считал важнейшими с точки зрения профессиональной пригодности и успешности продвижения по службе. К таким общим компетенциям он относил самодисциплину, инициативность и сочувствие. При этом Д. Макклелланд отмечал, что обучение и тренинги могут способствовать развитию у работника необходимых компетенций в случае их отсутствия [19].

Дальнейшему развитию компетентностного подхода способствовали труды Р. Бояциса [4], а также Л. и С. Спенсера [13], в которых авторы характеризовали компетенцию как базовую личностную характеристику, непосредственно определяющую эффективность выполняемой профессиональной деятельности. Выход этих книг ознаменовал подъем интереса к компетентностному подходу, который не утихает до настоящего времени. В связи с характерными для настоящего времени вызовами неопределённости и транзитивности представление о компетенции претерпело существенные изменения: авторы отмечают, что её нельзя рассматривать как нечто постоянное [9]. Необходимость ориентироваться в потоке нарастающей информации, постоянно повышать свою квалификацию, чтобы быть востребованным на рынке труда, по мнению исследователей, выдвинула на передний план такие компетенции, как критическое мышление, способность к эффективной коммуникации, сотрудничеству и творчеству [26]. В контексте развития искусственного интеллекта, который участвует в формировании и определении ведущих компетенций работников и их оценке в связи с учетом меняющегося рынка труда, всё возрастающих требований к технологической активности персонала и трансформации ведущих отраслей экономики, многие компетенции, востребованные в конце двадцатого века, утрачивают свою актуальность.

Цель работы — описать актуальные личностные компетенции в цифровую эру, а также необходимость и возможности их развития современными методами обучения.

Задачи: 1) проанализировать понятие личностных компетенций; 2) выявить ключевые личностные компетенции — факторы эффективности деятельности работников при разных формах занятости в цифровую эпоху; 3) проанализировать современные методы развития личностных компетенций.

Список литературы

1. Bandura A. Social cognitive theory of self-regulation [Electronic resource] / A. Bandura // Organizational Behavior and Human Decision Processes. — 1991. — Vol. 50, Issue 2. — P. 248–287. — URL: <a href="https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/074959" target="_blank">https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/074959</a>
2. Нестерова О. В. Обучение персонала как инструмент реализации стратегических целей организации / О. В. Нестерова // Науковедение. — 2015. — Т. 7, № 2. — С. 1–13.
3. Осин Е. Н. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте / Е. Н. Осин, Е. И. Рассказова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2013. — № 2. — С. 147–165.
4. Пьянкова Л. А. Занятость и формирование профессиональных компетенций «работников будущего» / Л. А. Пьянкова // Вестник Томского государственного университета. Серия: Экономика. — 2021. — № 54. — С. 136–157.
5. Сезонова О. Н. Формирование системы профессиональных компетенций персонала организации : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)» : автореф. дис. ... канд. экон. наук / О. Н. Сезонова ; Курский государственный у
6. Sezonova O. N. Formirovanie sistemy professional’nykh kompetentsii personala organizatsii : spetsial’nost’ 08.00.05 «Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaistvom (menedzhment)» : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk / O. N. Sezonova ; Kurskii gosudarstv
7. Харари Ю. Н. 21 урок для ХХI века. — Москва : Синдбад, 2019. — 416 с.
8. Kharari Yu. N. 21 urok dlya KhKhI veka. — Moskva : Sindbad, 2019. — 416 s.
9. Amsrud K. E. Development of resilience in nursing students: A systematic qualitative review and thematic synthesis [Electronic resource] / K. E. Amsrud, A. Lyberg, E. Severinsson // Nurse Education in Practice. — 2019. — Vol. 41, art. No. 102621. — ht
10. <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1016/j.nepr.2019.102621
11. Aspinwall L. G. A stitch in time: Self-regulation and proactive coping / L. G. Aspinwall, S. E. Taylor // Psychological Bulletin. — 1997. — Vol. 121, No. 3. — P. 417–443. — DOI: 10.1037/0033-2909.121.3.417
12. Михалкина Е. В. Компетенции и компетентность: эволюция национальных концепций и синтез теоретических подходов / Е. В. Михалкина, Л. С. Скачкова, Н. В. Усатенко // Terra Economics. — 2011. — Т. 9, № 4, часть 2. — С. 12–17.
13. Cárdenas-Castro C. Soft Skills Training: Performance Psychology Applied to Software Development / C. Cárdenas-Castro, J. C. G. Julio, P. Rodríguez // IEEE/ACM 12th International Workshop on Cooperative and Human Aspects of Software Engineering (CHASE)
14. Jones H. Enhancing resilience, coping and self-talk of employees in large organisations; the development and mixed methods piloting of an online mental health and well-being toolkit / H. Jones, Sh. Gait, Ph. J. Tyson // Journal of Workplace Learning.
15. Langerak J. B. How to minimize job insecurity: The role of proactive and reactive coping over time [Electronic resource] / J. B. Langerak, J. Koen, E. A. J. van Hooft // Journal of Vocational Behavior. — 2022. — Vol. 136, art. No. 103729. — URL: <a href="https" target="_blank">https</a>
16. Locke E. A. Goal Setting Theory, 1990 / E. A. Locke, R. H. Smith, G. P. Latham // New Developments in Goal Setting and Task Performance / editors: E. A. Locke, G. P. Latham. — London and New York: Taylor and Francis, 2013. — P.3–14.
17. — DOI: 10/4324/9780203082744-1
18. Locke E. A. Goal Setting Theory. The Current State / E. A. Locke, G. P. Latham // New Developments in Goal Setting and Task Performance / editors: E. A. Locke, G. P. Latham. — London and New York : Taylor and Francis, 2013. — P. 623–630. — DOI: 10/432
19. Mayer J. D. Emotional intelligence and the construction and regulation of feelings / J. D. Mayer, P. Salovey // Applied and Preventive Psychology. — 1995. — Vol. 4. — P. 197–208.
20. Oettingen G. Regulating Goal Pursuit Through Mental Contrasting with Implementation Intentions / G. Oettingen, M. Wittchen, P. M. Gollwitzer // New Developments in Goal Setting and Task Performance / editors: E. A. Locke, G. P. Latham. — London and Ne
21. Resilience training for critical situation management. An umbrella and a systematic literature review [Electronic resource] / E. Ketelars, C. Gaudin, S. Flandin, G. Poizat // Safety Science. — 2024. — Vol. 170, art. No. 106311. — URL: <a href="https://www.scie" target="_blank">https://www.scie</a>
22. Зеер Э. Ф. Практика формирования компетенций: методологический аспект / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования : сб. ст. по ма
23. Белинская Е. П. Опросник проактивного копинга: адаптация на неклинической выборке и прогностические возможности [Электронный ресурс] / Е. П. Белинская, А. В. Вечерин, Е. Р. Агадуллина // Клиническая и специальная психология. — 2018. — Т. 7, № 3. — С. 1
24. Богачева Л. С. Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема [Электронный ресурс] / А. С. Богачева // Актуальные вопросы современной педагогики : матер. II Междунар. науч. конф. (Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: ht
25. Бояцис Р. Компетентный менеджер: модель эффективной работы / Р. Бояцис. — Москва : HIPPO, 2008. — 340 с.
26. Герчикова Т. Я. Развитие цифровых компетенций персонала / Т. Я. Герчикова, Н. И. Дегтярёв, В. В. Кириленко // Экономика труда. — 2021. — Т. 8, № 6. — С. 585–600. — DOI: 10.18334/et.8.6.112185
27. Демина В. В. Формирование и развитие профессиональных компетенций в системе корпоративного обучения [Электронный ресурс] / В. В. Демина, Ян Юеин // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2023. — № 7-1. — С. 38–43. — URL: <a href="https://vaael.ru/ru/ar" target="_blank">https://vaael.ru/ru/ar</a>
28. Дымарская O. Я. Объект управления талантами в российских организациях: сравнительный анализ заинтересованных сторон / О. Я. Дымарская // Организационная психология. — 2014. — T. 4, № 2. — С. 6–28.
29. Егорова И. А. Оценка важности развития надпрофессиональных компетенций у различных категорий персонала [Электронный ресурс] / И. А. Егорова, А. Э. Долгирева, Н. В. Коновалова // Век качества : электронный научный журнал. — 2022. — № 2. — С. 235–251. —
30. Ермолаева М. В. Компетентностный подход к управлению персоналом / М. В. Ермолаева // Мир психологии. — 2021. — № 3. — С. 110–115. — DOI: 10.51944/2073-8528_2021_3_110
31. Ермолаева М. В. Компетенции участников проектной команды : монография / М. В. Ермолаева, Ж. М. Кокуева, Д. В. Лубовский. — Москва : РУСАЙНС, 2020. — 220 с.
32. Базаров Т. Ю. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания / Т. Ю. Базаров, А. К. Ерофеев, А. Г. Шмелев // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2014. — № 1.
33. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 576 с. : ил. — (Мастера психологии).
34. Компетенция на работе. Модели максимальной эффективности работы / Л. М. Спенсер, С. М. Спенсер. — Москва : Гиппо, 2010. — 384 с.
35. Корнилова Т. В. Толерантность к неопределенности и эмоциональный интеллект при принятии решений в условиях подсказки / Т. В. Корнилова // Психология : журнал Высшей школы экономики. — 2014. — Т. 11, № 4. — С. 19–36.
36. Ксенофонтова Е. Г. Это модное слово: «компетенции» / Е. Г. Ксенофонтова // Управление персоналом. — 2007. — № 12. — С. 47–51.
37. Леонтьев Д. А. Личностная автономия как составляющая личностного потенциала / Д. А. Леонтьев, О. Е. Дергачева // Личностный потенциал: структура и диагностика / ред.: Д. А. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2011. — С. 210–240.
38. Лубовский Д. В. Опросник внутренней позиции обучающихся: особенности субъектности старшеклассников / Д. В. Лубовский // Актуальные пробле191 мы психологического знания. — 2021. — № 3 (56). — С. 161–168. — DOI: 10.51944/ 2073-8544_2021_3_161
39. Лубовский Д. В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника / Д. В. Лубовский // Культурно-историческая психология. — 2008. — Т. 4, № 1. — С. 2–8.
40. Макклелланд Д. Мотивация человека. — Санкт-Петербург : Питер, 2007. — 672 с.
41. Мандрикова Е. Ю. Личностный потенциал в организационном контексте / Е. Ю. Мандрикова // Личностный потенциал: структура и диагностика / ред.: Д. А. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2011. — С. 469–490.

Остальные статьи