Реабилитационные возможности технических дисциплин в обучении студентов с инвалидностью
Аннотация
В статье рассматриваются реабилитационные возможности изучения технических дисциплин, спроектированных на основе инновационных образовательных технологий, для реабилитации студентов с инвалидностью по слуху. Проанализированы образовательные и реабилитационные возможности курсового проектирования по дисциплине «Детали машин», дизайн которого основан на принципах развивающего обучения. Показаны возможности инновационной образовательной технологии для формирования вну158 тренней позиции будущего инженера и преодоления когнитивных дефицитов студентов с инвалидностью по слуху (в слухоречевом развитии, понятийном мышлении, планирующей функции речи).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2024 |
Страницы | 157-173 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_2_157 |
Введение
В современной российской образовательной системе достигнуты значительные успехи в обеспечении студенческой молодежи с инвалидностью возможностями для получения высшего образования. Рассматривая университетское образование как социальный институт устойчивого развития, необходимо признать, что для молодежи с инвалидностью высшее образование является не только оптимальным путем «врастания в культуру», по выражению Л. С. Выготского [3], но и лучшим путем реабилитации, благодаря чему может быть достигнута частичная компенсация нарушений.
В МГТУ им. Н. Э. Баумана с 1934 года реализуются программы инклюзивного высшего образования для студентов — инвалидов по слуху. В настоящее время большинство обучающихся в ГУИМЦ составляют глухие и слабослышащие студенты, наряду с ними около 25 % обучающихся составляют представители других нозологий. Одна из существеннейших характеристик системы инклюзивного высшего образования, созданной в МГТУ, — адаптированные основные профессиональные образовательные программы (АОПОП), в которых осуществляется обучение будущих инженеров из числа студентов с инвалидностью. Адаптированные программы высшего инклюзивного образования включают в себя адаптивные дисциплины («Семантика технических текстов», «Технологии возможностей и безбарьерной среды»), при изучении которых студенты с инвалидностью осваивают средства, дающие возможность преодолевать когнитивные дефициты, связанные с ограниченными возможностями, и социально-психологические барьеры на пути их интеграции в профессиональное сообщество.
Имеющиеся многочисленные данные о когнитивных дефицитах лиц со слуховыми нарушениями, снижающих эффективность инклюзивного обучения, неоднозначны [2; 7; 13; 14; 20]. Исследователи отмечают меньший объем словарного запаса [7; 14] и сохранение его недостаточности даже на уровне обучения в колледже [13], а также ошибочные представления студентов об их владении большим, чем на самом деле, запасом слов. При этом лицам с нарушениями слуха требуются дополнительные энергозатраты на обработку слухового сигнала, что снижает эффективность обучения [7].
В то же время многие исследователи, начиная с Л. С. Выготского, утверждают, что снижение слуха, как и любой вид ОВЗ, создаёт потенциальные возможности в развитии лиц с нарушениями слуха [1; 3]. В контексте реабилитационных возможностей инклюзивного высшего образования одной из важнейших проблем становится проектирование учебного контента, который выполнял бы не только образовательные, но и реабилитационно-абилитационные функции. Но современная ситуация в специальной педагогике и психологии не облегчает, а скорее усложняет проектирование адаптивных дисциплин и образовательного контента для студентов с инвалидностью по слуху. Трудность проектирования и реализации инновационных образовательных технологий в обучении студентов — инвалидов по слуху обусловлена, в частности, тем, что почти не изучена зона ближайшего развития в обучении лиц позднего юношеского возраста с инвалидностью по слуху. Большой исследовательский интерес представляет не только эффективность современной дидактики технических дисциплин, но и ее коррекционно-развивающие возможности в преодолении когнитивных дефицитов, типичных для лиц с нарушениями слуха, а также формулирование универсальных принципов дизайна образовательного контента для лиц с инвалидностью по слуху и другим сенсорным нарушениям.