Дата публикации: 01.04.2024

Реабилитационные возможности технических дисциплин в обучении студентов с инвалидностью

Аннотация

В статье рассматриваются реабилитационные возможности изучения технических дисциплин, спроектированных на основе инновационных образовательных технологий, для реабилитации студентов с инвалидностью по слуху. Проанализированы образовательные и реабилитационные возможности курсового проектирования по дисциплине «Детали машин», дизайн которого основан на принципах развивающего обучения. Показаны возможности инновационной образовательной технологии для формирования вну158 тренней позиции будущего инженера и преодоления когнитивных дефицитов студентов с инвалидностью по слуху (в слухоречевом развитии, понятийном мышлении, планирующей функции речи).




Введение

В современной российской образовательной системе достигнуты значительные успехи в обеспечении студенческой молодежи с инвалидностью возможностями для получения высшего образования. Рассматривая университетское образование как социальный институт устойчивого развития, необходимо признать, что для молодежи с инвалидностью высшее образование является не только оптимальным путем «врастания в культуру», по выражению Л. С. Выготского [3], но и лучшим путем реабилитации, благодаря чему может быть достигнута частичная компенсация нарушений.

В МГТУ им. Н. Э. Баумана с 1934 года реализуются программы инклюзивного высшего образования для студентов — инвалидов по слуху. В настоящее время большинство обучающихся в ГУИМЦ составляют глухие и слабослышащие студенты, наряду с ними около 25 % обучающихся составляют представители других нозологий. Одна из существеннейших характеристик системы инклюзивного высшего образования, созданной в МГТУ, — адаптированные основные профессиональные образовательные программы (АОПОП), в которых осуществляется обучение будущих инженеров из числа студентов с инвалидностью. Адаптированные программы высшего инклюзивного образования включают в себя адаптивные дисциплины («Семантика технических текстов», «Технологии возможностей и безбарьерной среды»), при изучении которых студенты с инвалидностью осваивают средства, дающие возможность преодолевать когнитивные дефициты, связанные с ограниченными возможностями, и социально-психологические барьеры на пути их интеграции в профессиональное сообщество.

Имеющиеся многочисленные данные о когнитивных дефицитах лиц со слуховыми нарушениями, снижающих эффективность инклюзивного обучения, неоднозначны [2; 7; 13; 14; 20]. Исследователи отмечают меньший объем словарного запаса [7; 14] и сохранение его недостаточности даже на уровне обучения в колледже [13], а также ошибочные представления студентов об их владении большим, чем на самом деле, запасом слов. При этом лицам с нарушениями слуха требуются дополнительные энергозатраты на обработку слухового сигнала, что снижает эффективность обучения [7].

В то же время многие исследователи, начиная с Л. С. Выготского, утверждают, что снижение слуха, как и любой вид ОВЗ, создаёт потенциальные возможности в развитии лиц с нарушениями слуха [1; 3]. В контексте реабилитационных возможностей инклюзивного высшего образования одной из важнейших проблем становится проектирование учебного контента, который выполнял бы не только образовательные, но и реабилитационно-абилитационные функции. Но современная ситуация в специальной педагогике и психологии не облегчает, а скорее усложняет проектирование адаптивных дисциплин и образовательного контента для студентов с инвалидностью по слуху. Трудность проектирования и реализации инновационных образовательных технологий в обучении студентов — инвалидов по слуху обусловлена, в частности, тем, что почти не изучена зона ближайшего развития в обучении лиц позднего юношеского возраста с инвалидностью по слуху. Большой исследовательский интерес представляет не только эффективность современной дидактики технических дисциплин, но и ее коррекционно-развивающие возможности в преодолении когнитивных дефицитов, типичных для лиц с нарушениями слуха, а также формулирование универсальных принципов дизайна образовательного контента для лиц с инвалидностью по слуху и другим сенсорным нарушениям.

Список литературы

1. Beck D. L. Brain Hearing: Maximizing Hearing and Listening / D. L. Beck // The Hearing Review. — 2015. — Vol. 21, No. 3. — P. 20.
2. The Relationship Between Nonverbal Cognitive Functions and Hearing Loss / A. A. Zekveld, J. B. Deijen, S. T. Goverts, S. E. Kramer // Journal of Speech Language and Hearing Research. — July 2013. — DOI: 10.1044/1092-4388(2013/12-0268
3. The Ease of Language Understanding (ELU) model: Theoretical, empirical, and clinical advances / J.Rönnberg [et al.] // Frontiers in systems neuroscience. — 2013. — Vol. 7. — P. 31.
4. Sweller J. Evidence for cognitive load theory / J. Sweller, P. Chandler // Cognition and Instruction. — 1991. — Vol. 8, No. 4. — P. 351–362. — DOI: <a href="https://doi.org/10.1207/" target="_blank">https://doi.org/10.1207/</a> s1532690xci0804_5
5. Sweller J. Cognitive load theory and educational technology / J. Sweller // Educational Technology Research and Development. — 2020. — No. 68. — P. 1–16. — DOI: <a href="https://" target="_blank">https://</a> doi.org/10.1007/s11423-019-09701-3
6. Sweller J. Cognitive Architecture and Instructional Design: 20 Years Later / J. Sweller, J. J. G. van Merriënboer, F. Paas // Educational Psychology Review. — 2019. — No. 31. — P. 261–292. — DOI: <a href="http://dx.doi.org/10.1007/s10648-019-09465-5" target="_blank">http://dx.doi.org/10.1007/s10648-019-09465-5</a>
7. Pittman A. The amplification of new information / A. Pittman // The Hearing Review. — 2015. — Vol. 22, No. 9. — P. 24.
8. Hearing Loss and Cognition: What We Know and Where We Need to Go / D. S. Powell, E. S. Oh, N. S. Reed [et al.] // Frontiers of Aging Neuroscience. — 2022. — Vol. 13. — P. 769405. — DOI: 10.3389/fnagi.2021.769405
9. Cognitive Abilities Relate to Self-Reported Hearing Disability / A. A. Zekveld, E. L. J. George, T. Houtgast, S. E. Kramer // Journal of Speech Language and Hearing Research. — 2013. — Vol. 56, No. 5. — P. 1364–1372. — DOI: <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1044/10
10. Cognition counts: A working memory system for ease of language understanding (ELU)/ J.Rönnberg [et al.]// International journal of audiology. — 2008. — Vol.47. — P.99–105.
11. Богданова Т. Г. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха. Современные зарубежные исследования / Т. Г. Богданова. — Москва : Спутник+, 2021. — 135 с.
12. Anderson L. W. Taxonomy For Learning Teaching And Assessing_ A Revision Of Bloom`s Taxonomy Of Educational Objectives / L. W. Anderson, D. R. Krathwohl. — New York : Addison Wesley Longman, Inc., 2001. — 302 р.
13. Станевский А. Г. Концептуальные подходы к проектированию ключевых направлений организации обучения лиц с нарушением слуха по программам бакалавриата по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» / А. Г. Станевский, Л. П. Храп
14. Станевский А. Г. Идея и обоснование предметных коррекционных курсов / А. Г. Станевский, З. Ф. Столярова // Психологическая наука и образование. — 2012. — Т. 17, № 1. — С. 46–55.
15. Специальная психология : учебник для вузов / В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2024. — 598 с. — (Высшее образование).
16. Орешкина О. А. Особенности и значение предметного коррекционного курса по дисциплине «Основы информатики» для студентов с нарушениями слуха в МГТУ им. Н. Э. Баумана / О. А. Орешкина, А. Г. Станевский, В. И. Неземский // Инженерный журнал: наука и иннов
17. Ермолаева М. В. Формирование когнитивных стратегий и внутренней позиции студентов технического вуза в проектной деятельности / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский, М. М. Ермолаев // Мир психологии. — 2024. — № 2. — С. 200–213.
18. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва : ИНТОР, 1996. — 544 с.
19. Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. Основы Дефектологии / Л. С. Выготский. — Москва : Педагогика, 1983. — С. 6–34.
20. Влияние снижения слуха на когнитивную функцию и ее оценка / Д. Луппов, В. Кузовков, С. Сугарова [и др.] // Материалы IX Междунар. Петербургского форума оториноларингологов России, Санкт-Петербург, 05–07 октября 2020 года / Министерство здравоохранения

Остальные статьи