Дата публикации: 01.04.2024

Специфика учебно-профессиональной активности студентов на начальном этапе профессионального обучения

Аннотация

Выявлена выше средней степень особенностей учебно-профессиональной активности студентов на начальном этапе профессионального обучения и склонности к активному образу жизни в процессе профессиональной подготовки. Определен средний показатель учебно-профессиональной склонности действовать, а не размышлять. Установлена высокая связь особенностей учебно-профессиональной активности, склонности к активному образу жизни в процессе профессиональной подготовки и общего показателя учебно-профессиональной активности студентов.




Введение в проблему

Учебно-профессиональная активность студентов на начальном этапе профессионального обучения рассматривается как интенсивность действий и темп движения студенческой молодежи к достижению учебно-профессиональных целей, овладению учебно-профессиональными знаниями, умениями и навыками, формированию профессионально важных качеств, а также как качественно-количественная мера тесного взаимодействия студенчества со средой обучения с учетом интеграции видов и проявлений активности при учебно-профессиональной подготовке.

Актуальность определения специфики учебно-профессиональной активности студентов на начальном этапе профессионального обучения подтверждается исследованиями представителей социономических профессий видов активности, например взаимовлияния: инновационной активности и особенностей поведения студентов в условиях цифровой экономики [1] и применения организационных и методических основ исследования [3]; познавательной активности и использования современных онлайн-ресурсов [9], и применения интерактивных методов обучения [5], и проведения элективных курсов [7], и проектной деятельности студенческой молодежи [2], и технологий ее развития [15]; публикационной активности и успешности профессиональной подготовки студентов [4].

При изучении особенностей учебно-профессиональной активности студентов учитывается ее влияние на благополучие, интересную, познавательную и счастливую студенческую жизнь, удовлетворенность процессом и результатами профессиональной подготовки [16], на формируемые и развиваемые в учебно-профессиональном профиле будущего специалиста профессионально важные качества, такие как активность жизнедеятельности [20], жизнестойкость [14], лидерские качества [17], рефлексивность [18], самостоятельность [19] и др.

Поддержание учебно-профессиональной активности студентов подкрепляется исследованием ее динамики в процессе профессионального обучения, доминирования склонности действовать или размышлять [10], проективным методом завершения суждений учебно-профессиональной тематики [8], исследованием уровня учебнопрофессиональной активности [11], упреждением учебно-профессиональной дезадаптации путем снижения показателей вины при неудачах в учебном процессе [12], учебно-профессионального стресса и его видов [6], учебно-профессиональных кризисных проявлений при возможном пересмотре планов дальнейшей профессионализации (продолжать или прервать обучение, остаться или бросить университет, ориентироваться дальше в избранной профессиональной нише или выбрать что-то другое, соответствуют индивидуально-психологические особенности профессиограмме или доминируют склонности к другой профессиональной сфере и т. п.) [13].

Список литературы

1. Первов О. М. Активный ли вы человек : опросник / О. М. Первов // Энциклопедия психологических тестов. — Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. — 496 с. — С. 11–13.
2. Polyakova O. B. The specificity of the vitality of health care workers with professional deformations / O. B. Polyakova, T. I. Bonkalo // Health Care of the Russian Federation. — 2022. — No. 66 (1). — P. 67–75. — DOI: 10.47470/0044-197x-2022-66-1-67-7
3. Maimun M. Development of independent learning activity unit of digital based on android to improve student learning outcomes / M. Maimun, M. Jannah // Jurnal Ilmiah Mandala Education. — 2023. — No. 3 (9). — DOI: 10.58258/jime.v9i3.5894
4. How intention / reflection fosters student learning in an interprofessional experiential escape room activity / G. A. Lepp, K. K. Fierke, Ch. Friedrich, B. Sick // Journal of Interprofessional Education and Practice. — 2023. — No. 30. — P. 100589. — D
5. Fidrayani. Student learning activity related to classroom management: how teacher role? / Fidrayani, S. Mawadah // Instruktur. — 2023. — No. 1 (2). — P. 45–52. — DOI: 10.51192/instruktur.v2i1.402
6. Deshpande A. Sady: student activity detection using yolo-based deep learning approach / A. Deshpande, K. Warhade // International Journal on Advanced Science, Engineering and Information Technology. — 2023. — No. 4 (13). — P. 1501–1509. — DOI: 10.1851
7. Технологии развития познавательной активности студентов бакалавриата / Н. Б. Воробьев, И. Ю. Бурханова, Е. А. Ершова [и др.] // Глобальный научный потенциал. — 2022. — № 10 (139). — С. 156–158.
8. Полякова О. Б. Специфика жизнестойкости работников здравоохранения с профессиональными деформациями / О. Б. Полякова, Т. И. Бонкало // Здравоохранение Российской Федерации. — 2022. — Т. 66, № 1. — С. 67–75. — DOI: 10.46563/0044-197X-2022-66-1-67-75
9. Полякова О. Б. Особенности профиля профессионального кризиса медицинских работников с профессиональными деформациями в условиях пандемии COVID-19 / О. Б. Полякова, Т. И. Бонкало // Здравоохранение Российской Федерации. — 2022. — Т. 66, № 6. — С. 521–5
10. Полякова О. Б. Особенности малоадаптивных форм и видов вины медицинских работников в постковидный период / О. Б. Полякова, Т. И. Бонкало // Здравоохранение Российской Федерации. — 2023. — Т. 67, № 5. — С. 430–435. — DOI: 10.47470/0044-197X-2023-67-5-4
11. Авдеева Е. С. Особенности поведения студентов в условиях цифровой экономики и инновационной активности / Е. С. Авдеева // Вестник Поволжского института управления. — 2022. — № 22 (3). — С. 50–57. — DOI: 10.22394/1682-2358-2022-3-50-57
12. Коулман В. Вы склонны действовать или размышлять : опросник / В. Коулман // Психологические тесты для всех / сост. Т. В. Орлова ; предисл. А. Н. Добророднева. — Киев : Таир, 1996. — 222 с. — С. 185–186.
13. Кобзарь А. Н. Практика развития познавательной активности студентов на лекциях по физике на основе современных онлайн-ресурсов / А. Н. Кобзарь // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2023. — № 1 (87). — С. 97–109.
14. Завершение суждений : опросник [Электронный ресурс] / А. Я. Психология (azps. ru) // Тесты, описания. Проективные тесты. — URL: <a href="http://azps.ru/tests/kit/zaversh_" target="_blank">http://azps.ru/tests/kit/zaversh_</a> as.html (дата обращения 09.03.2024).
15. Есдаулетова К. А. Возможности элективного курса «творческая лаборатория учителя музыки» в развитии познавательной активности студентов / К. А. Есдаулетова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. — 2022. —
16. Бонкало Т. И. Специфика профессионального стресса медицинских работников в постковидный период / Т. И. Бонкало, О. Б. Полякова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2023. — № 31 (s2). — С. 1197–1201. — DOI: 10.32687/0869
17. Бектурганова С. М. Интерактивные методы обучения как условие активизации познавательной активности студентов / С. М. Бектурганова, А. А. Садыкова // Научнопрактические исследования. — 2020. — № 3–1 (26). — С. 17–20.
18. Беккер В. Ф. Публикационная активность — критерий успешности студента / В. Ф. Беккер // Молодежная наука в развитии регионов. — 2022. — № 1. — С. 248–250.
19. Балуев А. А. Организационные и методические основы исследования мотивации инновационной активности студентов / А. А. Балуев // Потенциал устойчивого инновационного развития: концепции, модели и практическое приложение (Новосибирск, 12 января 2024 г.).
20. Автионова Н. В. Метод проектов и развитие познавательной активности студентов юридических факультетов вуза / Н. В. Автионова, В. М. Гребенникова, Н. И. Никитина // Юридическое образование и наука. — 2022. — № 3. — С. 9–13. — DOI: 10.18572/1813-1190-202

Остальные статьи