Специфика учебно-профессиональной активности студентов на начальном этапе профессионального обучения
Аннотация
Выявлена выше средней степень особенностей учебно-профессиональной активности студентов на начальном этапе профессионального обучения и склонности к активному образу жизни в процессе профессиональной подготовки. Определен средний показатель учебно-профессиональной склонности действовать, а не размышлять. Установлена высокая связь особенностей учебно-профессиональной активности, склонности к активному образу жизни в процессе профессиональной подготовки и общего показателя учебно-профессиональной активности студентов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2024 |
Страницы | 146-156 |
УДК | 159.923.2 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_2_146 |
Введение в проблему
Учебно-профессиональная активность студентов на начальном этапе профессионального обучения рассматривается как интенсивность действий и темп движения студенческой молодежи к достижению учебно-профессиональных целей, овладению учебно-профессиональными знаниями, умениями и навыками, формированию профессионально важных качеств, а также как качественно-количественная мера тесного взаимодействия студенчества со средой обучения с учетом интеграции видов и проявлений активности при учебно-профессиональной подготовке.
Актуальность определения специфики учебно-профессиональной активности студентов на начальном этапе профессионального обучения подтверждается исследованиями представителей социономических профессий видов активности, например взаимовлияния: инновационной активности и особенностей поведения студентов в условиях цифровой экономики [1] и применения организационных и методических основ исследования [3]; познавательной активности и использования современных онлайн-ресурсов [9], и применения интерактивных методов обучения [5], и проведения элективных курсов [7], и проектной деятельности студенческой молодежи [2], и технологий ее развития [15]; публикационной активности и успешности профессиональной подготовки студентов [4].
При изучении особенностей учебно-профессиональной активности студентов учитывается ее влияние на благополучие, интересную, познавательную и счастливую студенческую жизнь, удовлетворенность процессом и результатами профессиональной подготовки [16], на формируемые и развиваемые в учебно-профессиональном профиле будущего специалиста профессионально важные качества, такие как активность жизнедеятельности [20], жизнестойкость [14], лидерские качества [17], рефлексивность [18], самостоятельность [19] и др.
Поддержание учебно-профессиональной активности студентов подкрепляется исследованием ее динамики в процессе профессионального обучения, доминирования склонности действовать или размышлять [10], проективным методом завершения суждений учебно-профессиональной тематики [8], исследованием уровня учебнопрофессиональной активности [11], упреждением учебно-профессиональной дезадаптации путем снижения показателей вины при неудачах в учебном процессе [12], учебно-профессионального стресса и его видов [6], учебно-профессиональных кризисных проявлений при возможном пересмотре планов дальнейшей профессионализации (продолжать или прервать обучение, остаться или бросить университет, ориентироваться дальше в избранной профессиональной нише или выбрать что-то другое, соответствуют индивидуально-психологические особенности профессиограмме или доминируют склонности к другой профессиональной сфере и т. п.) [13].