Становление образа мира у курсантов военного вуза и студентов-гуманитариев
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в военном и гуманитарном вузах. В исследовании приняли участие 40 юношей-курсантов и 40 юношей-студентов. Использована проективная методика «Образ мира», вариант эссе. Показано, что образ мира у юношей имеет различную эмоциональную окрашенность. Среди курсантов отсутствуют юноши с негативным отношением к миру; к окончанию вуза утрачивается амбивалентное отношение к миру. Отношение к миру студентов-гуманитариев сложно на протяжении всего периода обучения: около половины из них положительно относятся к миру, остальные — амбивалентно и отрицательно.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2024 |
Страницы | 137-145 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_2_137 |
Образ мира (или «картина мира») является одним из субъективных аспектов взаимодействия человека с окружающей действительностью. Это психологическая реальность, возникающая в сложной системе отношений человека и мира. Как отмечал М. Хайдеггер, «картина мира, сущностно понятая, означает… не картину, изображающую мир, а мир, понятый в смысле такой картины» [19, с. 41–63].
Образ мира — не только субъективный, индивидуальный феномен. Он вписывается также в систему исторически складывающихся представлений о мироустройстве, которая присуща каждой культуре. Именно в рамках культуры формируется индивидуальное мировоззрение, начиная с подросткового возраста. В современном обществе, как считают психологи и философы, образ мира стал более неопределенным и вариативным, постепенно утрачивая свою внутрикультурную целостность, что связано с процессами глобализации и цифровизации. В нашей стране, начиная с 90-х годов ХХ века, ситуация осложняется также неоднородностью принятых ценностей, поляризацией взглядов на мир в различных социальных группах [1; 2; 8].
Каждый подросток, а затем взрослый человек создает свой субъективный, по сути, мир на основе собственных ценностей, переживания и осмысления значимых для него и относительно непротиворечивых событий и явлений. При этом образ мира в значительной степени сохраняет стабильную базовую часть, соответствующую основам культуры, к которой принадлежит человек, к которой добавляются компоненты, зависящие от индивидуального субъективного опыта. Определенные элементы образа мира оказываются сходными у представителей одного поколения, живущих в одних общих для них социально-экономических условиях, что облегчает процесс адаптации к реальности и повышает возможности поколения воздействовать на нее [3; 6; 12].
Индивидуальный субъективный образ мира способствует регуляции жизнедеятельности человека и оказывает влияние на становление и изменение его личности [4; 13; 16].
Процесс индивидуального конструирования образа мира (или «картины мира») предполагает субъектную активность человека. Чем больше индивидуальный образ мира включает элементов жизненного опыта субъекта, тем больше образ мира приближается к переживанию [11; 14]. Построение образа мира требует осмысленного, категориального восприятия. Восприятие мира проявляется в его пространственных характеристиках, во времени, а также в смысловом поле [4; 9; 17].