Дата публикации: 01.04.2024

Становление образа мира у курсантов военного вуза и студентов-гуманитариев

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в военном и гуманитарном вузах. В исследовании приняли участие 40 юношей-курсантов и 40 юношей-студентов. Использована проективная методика «Образ мира», вариант эссе. Показано, что образ мира у юношей имеет различную эмоциональную окрашенность. Среди курсантов отсутствуют юноши с негативным отношением к миру; к окончанию вуза утрачивается амбивалентное отношение к миру. Отношение к миру студентов-гуманитариев сложно на протяжении всего периода обучения: около половины из них положительно относятся к миру, остальные — амбивалентно и отрицательно.




Образ мира (или «картина мира») является одним из субъективных аспектов взаимодействия человека с окружающей действительностью. Это психологическая реальность, возникающая в сложной системе отношений человека и мира. Как отмечал М. Хайдеггер, «картина мира, сущностно понятая, означает… не картину, изображающую мир, а мир, понятый в смысле такой картины» [19, с. 41–63].

Образ мира — не только субъективный, индивидуальный феномен. Он вписывается также в систему исторически складывающихся представлений о мироустройстве, которая присуща каждой культуре. Именно в рамках культуры формируется индивидуальное мировоззрение, начиная с подросткового возраста. В современном обществе, как считают психологи и философы, образ мира стал более неопределенным и вариативным, постепенно утрачивая свою внутрикультурную целостность, что связано с процессами глобализации и цифровизации. В нашей стране, начиная с 90-х годов ХХ века, ситуация осложняется также неоднородностью принятых ценностей, поляризацией взглядов на мир в различных социальных группах [1; 2; 8].

Каждый подросток, а затем взрослый человек создает свой субъективный, по сути, мир на основе собственных ценностей, переживания и осмысления значимых для него и относительно непротиворечивых событий и явлений. При этом образ мира в значительной степени сохраняет стабильную базовую часть, соответствующую основам культуры, к которой принадлежит человек, к которой добавляются компоненты, зависящие от индивидуального субъективного опыта. Определенные элементы образа мира оказываются сходными у представителей одного поколения, живущих в одних общих для них социально-экономических условиях, что облегчает процесс адаптации к реальности и повышает возможности поколения воздействовать на нее [3; 6; 12].

Индивидуальный субъективный образ мира способствует регуляции жизнедеятельности человека и оказывает влияние на становление и изменение его личности [4; 13; 16].

Процесс индивидуального конструирования образа мира (или «картины мира») предполагает субъектную активность человека. Чем больше индивидуальный образ мира включает элементов жизненного опыта субъекта, тем больше образ мира приближается к переживанию [11; 14]. Построение образа мира требует осмысленного, категориального восприятия. Восприятие мира проявляется в его пространственных характеристиках, во времени, а также в смысловом поле [4; 9; 17].

Список литературы

1. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2019. — 584 с.
2. Шапарь В. Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика / В. Б. Шапарь. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. — 661 с.
3. Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. — Москва : Академический проект, 2011. — 460 с.
4. Степин В. С. История философии науки / В. С. Степин. — Москва : Академический проект : Трикса, 2011. — 423 с.
5. неопределенности / С. Д. Смирнов, М. А. Чумакова, Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. — 2016. — № 4. — С. 3–13.
6. Смирнов С. Д. Образ мира в динамическом контроле
7. Смирнов С. Д. Мир чувств и чувство мира / С. Д. Смирнов // Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития. Серия: Методология, история и теория психологии / под ред. А. Л. Журавлева и А. В. Юревича. — Москва : ИП РАН, 2018. — С.
8. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 512 с.
9. Обухов А. А. Исторически обусловленные модификации образа мира / A. A. Обухов // Развитие личности. — 2003. — № 4. — С. 51–68.
10. Молчанов С. В. Связь образа мира у российской студенческой молодежи с опытом участия в волонтерской деятельности / С. В. Молчанов, О. В. Алмазова, Н. Н. Поскребышева // Культурно-историческая психология. — 2023. — Т. 19, № 1. — С. 71–83. — DOI: 10.177
11. Метелина А. А. Развитие личности подростка в условиях воспитания и обучения в кадетской школе-интернате : дис. ... канд. психол. наук / А. А. Метелина. — Москва, 2013. — С. 210.
12. Альперович В. Д. Представления личности о других людях в связи с ее «образом мира» и «картиной мира» / В. Д. Альперович // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. — 2020. — Т. 20, № 3 (51). — С. 334–346.
13. Леонтьев А. Н. Образ мира / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения : т. 2. — Москва : Педагогика, 1983. — С. 251–261.
14. Кулагина И. Ю. Феномен взрослости: развитие личности и жизненный путь : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, Е. В. Апасова, А. А. Метелина. — Москва : Академический проект, 2018. — 329 с.
15. Костюченко Е. В. Полифункциональность перцептивного отображения различных компонентов образа мира у студентов [Электронный ресурс] / Е. В. Костюченко // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2015. — Т. 7, № 2. — С. 72–82. — DOI: 10.17759/psy
16. Козловская Н. В. Образ жизни и образ мира в представлении студенческой молодежи с разным уровнем проявления внутренней конфликтности / Н. В. Козловская // Человеческий потенциал: личность, деятельность, образование : сб. матер. междунар. науч.-практ. к
17. Голубева О. Ю. Формирование образа мира личности сквозь призму социокультурного пространства / О. Ю. Голубева // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив : матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 15 ма
18. Василюк Ф. Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система / Ф. Е. Василюк. — Санкт-Петербург : Питер, 2023. — 448 с.
19. Богпомочева О. А. Особенности образа мира у одаренных подростков / О. А Богпомочева // Психологическая наука и образование. — 2006. — Т. 11, № 4. — С. 5–22.
20. Богдановская И. М. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков [Электронный ресурс] / И. М. Богдановская, Г. Ю. Иконникова, Н. Н. Королева // Психологическая наука и образование
21. Апасова Е. В. Офицеры спецназа: личностный рост и этапы профессионализации : монография / Е. В. Апасова. — Москва : Академический проект, 2017. — 170 с.

Остальные статьи