Дата публикации: 01.04.2024

Конструктивная рефлексия: риски самоанализа психологов- консультантов

Аннотация

В статье рассмотрено понятие «рефлексия» как пришедший в психологию философский метод познания. Поставлен вопрос о необходимости рассмотрения рефлексии на уровне метапроцесса. Представлены результаты исследования отношения психологов-консультантов из разных городов к необходимости в обучении и уровня сформированности у них ряда когнитивных искажений. Сформированы выводы о наиболее распространенных когнитивных ошибках, и схематично зарисованы пути их коррекции с выходом на конструктивную рефлексию.




Деконструирование имеющегося знания задает вектор процесса рефлексии. Данное заявление отражает развитие рефлексии от метода философии, ориентированного на осмысление человеком своих мыслей, действий и их влияния на мир (Аристотель, Сократ, Дж. Локк и др.), до психологического термина, обозначающего способность человека выводить себя за пределы процесса жизни и занимать позицию вне ее для того, чтобы иметь возможность размышлять о ней [15]. Необходимо понимать, что переход от «метода» к «понятию» не является вульгаризированным упрощением, а являет собой сжатое отражение эволюционного развития рефлексии, получившей особое развитие уже не в русле философии, а в психологической науке.

Данный тезис апостериорно выводится из противопоставления философских позиций психологическим. Наиболее яркой, если говорить о рефлексии, является позиция А. Шопенгауэра, категоризировавшего закрытый статус имманентности. В данном случае речь идет об отсутствии новой информации, отражающей характер внутренней связи качеств объекта с самим объектом, т. е. о невозможности привнести новые знания в рефлексивные действия [2]. Философски представлялось невозможным присоединение приставки «мета» к любым процессам, отражающим самоанализ личности, к которым относится не только рефлексия, но и интроспекция, в силу ограниченности данных процессов самими собой — до формирования кантианской точки зрения, постулирующей необходимость существования трансцедентальной рефлексии [12].

Психологически данное присоединение является более чем возможным, поскольку оно апеллирует к самому феномену познания, которое может быть опосредовано самим собой с целью снижения количества погрешностей в процессе усвоения, формирования или трансформации знания на уровне как отдельно взятой личности, так и социальных групп [10]. Термин «метапознание» отражает алгоритм включения рефлексии для изучения своего мышления и его особенностей, т. е. позволяет говорить о рефлексии как о сквозном процессе, включенном одновременно на нескольких уровнях:

1) познание личностью самой себя, окружающего мира (а также включенных в него субъектов) и своего места в нем;

2) познание личностью самой себя в контексте ситуаций, ретроспективных воззрений и прогностических вариантов;

Список литературы

1. Каяшева О. В. Конструктивная личностная рефлексия как основа саморазвития человека [Электронный ресурс] / О. В. Каяшева // Вестник ГУУ. — 2015. — № 13. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/konstruktivnaya-lichnostnaya-refleksiya-kak-osnovasamorazv" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/konstruktivnaya-lichnostnaya-refleksiya-kak-osnovasamorazv</a>
2. Scott W. A. Cognitive complexity and cognitive flexibility / W. A. Scott // American Sociological Association. — 1962. — Vol. 25. — P. 405–414.
3. Schultheiss O. C. Referential processing and competence as determinants of congruence between implicit and explicit motives / O. C. Schultheiss, & A. Strasser // Handbook of self-knowledge / S. Vazire & T. D. Wilson (Eds.). — New York : Guilford, 2012
4. Festinger L. A. Theory of Cognitive Dissonance / L. Festinger. — [Redwood] : Stanford University Press, 1962. — 291 p.
5. Хабиров И. Н. Контрфактуальное мышление: особенности, виды и концепции / И. Н. Хабиров // Наука — шаг в будущее : матер. Междунар. молодежной науч.-практ. конф. (Уфа, 22 декабря 2019 г.) / отв. ред. С. И. Галяутдинова. — Уфа : Башкирский государственн
6. Семенов И. Н. Типы и функции рефлексии в научном мышлении / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Проблемы рефлексии в научном познании. — Куйбышев : [б. и.], 1983. — С. 76–82.
7. Рубинштейн C. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СанктПетербург : Питер Ком, 1999. — 720 с.
8. Прокопьева Е. В. Профессиональная Я-концепция психологов (Начальные этапы профессионального становления) : специальность 19.00.05 «Социальная психология» : дис. … канд. психол. наук / Е. В. Прокопьева. — Ростов-на-Дону, 2000. — 224 с.
9. Петрова В. Н. Профессиональные деформации и «Размывание» образа будущего у школьных психологов [Электронный ресурс] / В. Н. Петрова // Сибирский психологический журнал. — 2005. — № 22. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> professionalnye-deformat
10. Ожиганова Г. В. Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию [Электронный ресурс] / Г. В. Ожиганова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. — №
11. Аверьянов Л. Я. Социология: искусство задавать вопросы / Л. Я. Аверьянов. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Москва : [б. и.], 1998. — 357 с.
12. Карпов А. В. Психология рефлексивных процессов / А. В. Карпов. — Москва : Институт психологии РАН, 2004. — 424 с.
13. Канеман Д. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения / Д. Канеман, П. Словик, А. Тверски. — Харьков : Гуманитарный центр, 2005. — 632 с.
14. Знаков В. В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие / В. В. Знаков // Методология и история психологии. — 2007. — Т. 2, вып. 3. — С. 65–74.
15. Граница между психологом-человеком и психологом-профессионалом: результаты опроса «Психологической газеты» [Электронный ресурс] / Т. Ю. Базаров, П. А. Балунов, А. С. Губанова, О. И. Муляр // Психологическая газета. — 2–5 июня 2024. — URL: <a href="https://www.p" target="_blank">https://www.p</a>
16. Граница А. Тактики диспута. Когнитивно-поведенческий подход / А. Граница, А. Зепсен, Д. Ковпак. — Санкт-Петербург : Питер, 2024. — 400 с. : ил.
17. Глебкин В. В. Решение контрфактуальных задач и ситуативное познание / В. В. Глебкин, А. Е. Ковтуненко, Е. А. Крысова // Культурно-историческая психология. — 2017. — Т. 13, № 2. — С. 41–49.
18. Гигеренцер Г. Понимать риски. Как выбирать правильный курс / Г. Гигеренцер. — Москва : КоЛибри ; Азбука-Аттикус, 2015. — 352 с.
19. Бобров А. Е. Опросник когнитивных ошибок как инструмент оценки компонентов патологической тревоги / А. Е. Бобров, Е. В. Файзрахманова // Доктор.Ру. —2017. — № 8 (137). — С. 59–65.
20. Андреева И. С. Артур Шопенгауэр: Жизнь и творчество / И. С. Андреева ; РАН, ИНИОН, Центр гуманит. науч.-информ. исслед., Отд. Философии ; Рос. гуманит. науч. Фонд ; отв. ред. Л. В. Скворцов. — Москва : [б. и.], 2001. — 197 с.

Остальные статьи