Конструктивная рефлексия: риски самоанализа психологов- консультантов
Аннотация
В статье рассмотрено понятие «рефлексия» как пришедший в психологию философский метод познания. Поставлен вопрос о необходимости рассмотрения рефлексии на уровне метапроцесса. Представлены результаты исследования отношения психологов-консультантов из разных городов к необходимости в обучении и уровня сформированности у них ряда когнитивных искажений. Сформированы выводы о наиболее распространенных когнитивных ошибках, и схематично зарисованы пути их коррекции с выходом на конструктивную рефлексию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2024 |
Страницы | 124-136 |
УДК | 159.99 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_2_124 |
Деконструирование имеющегося знания задает вектор процесса рефлексии. Данное заявление отражает развитие рефлексии от метода философии, ориентированного на осмысление человеком своих мыслей, действий и их влияния на мир (Аристотель, Сократ, Дж. Локк и др.), до психологического термина, обозначающего способность человека выводить себя за пределы процесса жизни и занимать позицию вне ее для того, чтобы иметь возможность размышлять о ней [15]. Необходимо понимать, что переход от «метода» к «понятию» не является вульгаризированным упрощением, а являет собой сжатое отражение эволюционного развития рефлексии, получившей особое развитие уже не в русле философии, а в психологической науке.
Данный тезис апостериорно выводится из противопоставления философских позиций психологическим. Наиболее яркой, если говорить о рефлексии, является позиция А. Шопенгауэра, категоризировавшего закрытый статус имманентности. В данном случае речь идет об отсутствии новой информации, отражающей характер внутренней связи качеств объекта с самим объектом, т. е. о невозможности привнести новые знания в рефлексивные действия [2]. Философски представлялось невозможным присоединение приставки «мета» к любым процессам, отражающим самоанализ личности, к которым относится не только рефлексия, но и интроспекция, в силу ограниченности данных процессов самими собой — до формирования кантианской точки зрения, постулирующей необходимость существования трансцедентальной рефлексии [12].
Психологически данное присоединение является более чем возможным, поскольку оно апеллирует к самому феномену познания, которое может быть опосредовано самим собой с целью снижения количества погрешностей в процессе усвоения, формирования или трансформации знания на уровне как отдельно взятой личности, так и социальных групп [10]. Термин «метапознание» отражает алгоритм включения рефлексии для изучения своего мышления и его особенностей, т. е. позволяет говорить о рефлексии как о сквозном процессе, включенном одновременно на нескольких уровнях:
1) познание личностью самой себя, окружающего мира (а также включенных в него субъектов) и своего места в нем;
2) познание личностью самой себя в контексте ситуаций, ретроспективных воззрений и прогностических вариантов;