Влияние виртуальной реальности на психоэмоциональное состояние человека
Аннотация
В представленной работе рассматриваются опорные понятия виртуальной реальности, что особенно актуально в настоящее время, а также представлены результаты инструментального исследования влияния виртуальной реальности на психоэмоциональное состояние человека.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2024 |
Страницы | 105-114 |
УДК | 004.946:159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_2_105 |
В настоящее время в мировом информационном пространстве стремительно распространяются компьютерные технологии, независимо от множества самых противоречивых мнений о вреде или пользе «ухода из действительности» [4; 14; 20].
Виртуальные реальности (Virtual Reality, VR) уже используются в образовании, промышленности, медицине, новых медиа и т. д. Сфера применения указанных технологий стремительно расширяется, о чем свидетельствуют исследования (Абрамов М. К., Бердюгин А. С., Козлов Ю. В., Никитин А. М., Охмат А. В., Сотников А. М., Феофанов А. Н. и др.) [1; 6; 13; 14; 18].
Особенности влияния виртуальной реальности на психику и сознание человека рассматривались в трудах В. А. Барабанщикова, О. А. Дубневой, Т. Ш. Мамедовой, М. М. Мариновой, В. В. Селиванова, Л. Н. Селивановой и др. [1; 3; 4; 5; 8; 12; 14]; уделяли внимание влиянию VR на здоровье человека А. Б. Сапарова и др. [10; 13; 14; 20]; на возрастные группы Н. Я. Безбородова, Н. С. Крамаренко, И. А. Нежебицкая и др. [2; 7; 11]; протекание психических процессов М. М. Маринова, П. В. Сорочинский и др. [2; 4; 16].
Технология VR заключается в следующем [5; 6; 15]: элементом создания виртуальной реальности является компьютерная симуляция, для обеспечения которой используются различные устройства. Самыми популярными гарнитурами VR являются шлем и очки VR, которые позволяют полностью погружать пользователя в виртуальное пространство, исключая внешнее звуковое и визуальное воздействие. Картинка на них реагирует на повороты головы и движения в пространстве так, как если бы человек видел объекты в реальном мире. За счёт этого пользователь может не только увлекаться происходящим в виртуальном пространстве, например, может смотреть во все стороны, но и, в некоторых случаях, даже взаимодействовать с виртуальными предметами. Создается иллюзия полного существования пользователя в виртуальном мире, сознательного и подсознательного ощущения, что человек находится в реальной обстановке.
Поэтому один из главных терминов VR — погружение. Он используется для обозначения того, что участник полностью охвачен иной реальностью и забывает о настоящем мире.