Дата публикации: 01.04.2024

Психологическая превенция деструктивной коммуникации в молодежной среде в условиях социальной транзитивности: современное состояние проблемы

Аннотация

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы психологической превенции деструктивной коммуникации в молодежной среде в условиях социальной транзитивности. Показано, что молодежь является наиболее уязвимой в отношении влияний вызовов транзитивности социальной группой. Выявление механизмов трансформации молодежных коммуникаций и маркеров их деструктивности представит ситуацию текущего момента и позволит определить точки приложения психологических технологий в профилактике этой деструктивности. Проведен анализ концепций деструктивной коммуникации и ее профилактики в области языковых дисциплин и девиантологии. Предложена теоретическая модель превенции деструктивной коммуникации в молодежной среде с учетом негативных и позитивных эффектов влияния социальной транзитивности.




Введение

Проблема психологической превенции деструктивной коммуникации у молодёжи в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с происходящими экономическими, политическими процессами, технологическими (дигитализация) и социальными изменениями, обозначенными в современных исследованиях как социальная транзитивность [3; 19]. Молодежь, в силу возрастных особенностей, является наиболее сензитивной в отношении различного рода внешних влияний социальной группой, и поэтому изучение маркеров и механизмов формирования деструктивности ее коммуникации в условиях социальной транзитивности не только представит ситуацию текущего момента, но и даст возможность определить чувствительные точки приложения психологических технологий превенции этой деструктивности.

Понятие социальной транзитивности рассматривается как полипарадигмальный феномен, описывающий особенности взаимодействия между людьми и группами, отражающий динамику и сложность процессов современного общества [3; 36], ключевые показатели которого определяются как «вызовы современности», среди них многовариантность макро- и микросоциальных пространств, постоянно изменяющихся, неопределенных по содержанию и по последствиям [3; 10; 19].

Текущий этап состояния социума можно охарактеризовать кризисной транзитивностью, когда изменения происходят так быстро и непредсказуемо, что человек и группы, в которые он включен, не успевают адаптироваться к ним. Транзитивность социума влияет на индивидуальную жизнь человека и представлена рядом негативных последствий для его физического, психического и личностного (психологического) здоровья, составной частью которого является эффективная коммуникация как особый вид деятельности, в котором осуществляется развитие и самореализация личности [27]. Это связано с напряжением, создающимся социальной транзитивностью, которое может приводить к периодическому использованию девиантных коммуникативных стратегий, поскольку, апеллируя к адаптационным процессам, выступает в качестве фактора-триггера для расстройств аффективного спектра (усиления тревоги, беспомощности, страха, отчаяния, тоски и пр.), пограничных нервнопсихических нарушений, состояний неудовлетворенности собой и своей жизнью, отклонений от норм и правил межличностного общения и агрессивных, конфликтных, даже аутизированных форм коммуникации, указывающих на деструктивный характер общения.

Высокая социальная транзитивность создает новый образ жизни для человека и особую социальную ситуацию развития для молодежи [37].

Список литературы

1. Федотова М. Г. К вопросу о методологии исследования транзитивного общества / М. Г. Федотова // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 6. — С. 28–32.
2. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. — Москва : Сфера, 2005. — 480 с.
3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. — Москва : Академия, 1998. — 160 с.
4. Психология инновационной деятельности: словарь, охватывающий специфику профессиональной лексики : методическая разработка / сост. Э. В. Галажинский [и др.]. — Томск : Изд-во ТГУ, 2009. — 28 с.
5. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успех в познании будущего / Л. А. Регуш. — Санкт-Петербург : Речь, 2003. — 351 с.
6. Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков : учеб. пособие / Н. А. Рождественская. — Москва : Генезис, 2015. — 250 с.
7. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — Москва : Питер, 2012. — 224 с.
8. Соловьянюк-Кротова В. Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников / В. Г. Соловьянюк-Кротова // Знание. Понимание. Умение : информационный гуманитарный портал. — 2010. — № 2. — 8 с.
9. Типы отношения к материнству и родительской позиции у девушек в период вхождения во взрослость [Электронный ресурс] / О. А. Карабанова, Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова [и др.] // Психологические исследования. — 2017. — Т. 10, № 56. — URL:
10. Ткаченко Д. П. Психологические особенности социализации подростков в современном транзитивном обществе : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Д. П. Ткаченко ; [Место защиты: Рос. гос. гум. ун-т]. — Москва, 2020. — 150 с.
11. Шемякина О. О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков / О. О. Шемякина // Психология и право. — 2011. — № 4. — С. 77–87.
12. Шибкова Д. З. Влияние технологий цифрового обучения на функциональные и психофизиологические ответы организма: анализ литературы [Электронный ресурс] / Д. З. Шибкова, П. А. Байгужин, А. Д. Герасёв. // Science for Education Today. — 2021. — Т. 11, № 3.
13. Нелидов А. Л. Психокоррекция расстройств развития личности школьников группы риска в начальных классах как ранняя профилактика девиантного поведения / А. Л. Нелидов, Т. Т. Щелина // Нижегородское образование. — 2010. — № 3. — С. 19–27.
14. Холмогорова А. Б. Социальная ситуация развития и динамика агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением / А. Б. Холмогорова, Н. М. Евлашкина // Дефектология. — 2011. — № 2. — С. 71–81.
15. Холостова Е. И. Глоссарий социальной работы / Е. И. Холостова. — Москва : Дашков и К, 2017. — 220 с.
16. Adolescent mice, unlike adults, consume more alcohol in the presence of peers than alone / S. Logue, J. Chein, T. Gould, [et al]. — 2014. — Vol. 17, No. 1. — P. 79–85. — DOI: 10.1111/desc.12101
17. Berger P. L. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge / P. L. Berger, T. Luckman. — [S. I.] : [s. n.], 1966. — P. 240.
18. Fromm E. The Anatomy of Human Destructiveness / E. Fromm. — New York : Holt, Rinehart and Winston, 1973. — P. 521.
19. Horst А. Digital Anthropology / A. Horst, D. Miller. — New York : Berg Publications, 2012. — P. 327.
20. Psycho-emotional state of students during COVID-19 pandemic self-isolation period in the context of socio-demographic factors [Electronic resource] / I. V. Belasheva, A. E. Gapich, M. L. Yesayan [et al.] // Revista on line de Política e Gestão Educaci
21. Storr A. Human Destructiveness / A. Storr. — New York : Ballintine Books, 1991. — P. 183.
22. Strauss D. Animal adolescence is filled with teen drama and peer pressure [Electronic resource] / D. Strauss // The Washington Post. — 2019. — URL: <a href="https://www.washingtonpost.com/science/2019/11/21/animals-have-teenage-drama-too/" target="_blank">https://www.washingtonpost.com/science/2019/11/21/animals-have-teenage-drama-too/</a> (date of the applicat
23. Van Parijs P. Basic Income: A Radical Proposal for a Free Society and Sane Economy / P. Van Parijs, Y. Vanderborght. — Cambridge : Harvard University Press, 2017. — P. 384.
24. Whitaker L. C. Understanding and Preventing Violence. The Psychology of Human Destructiveness / L. C. Whitaker. — New York : [s. n.], 2000. — P. 248.
25. Карпенко О. А. Исследование факторов тревоги и депрессии у лиц с мягким когнитивным снижением в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] / О. А. Карпенко, Т. С. Сюняков, Н. Г. Осипова // Вестник РАМН. — 2022. — Т. 77, № 2. — С. 107–118. — URL:
26. Артемова В. С. К вопросу о неуспешной коммуникации и о некоторых путях её устранения [Электронный ресурс] / В. С. Артемова // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. — 2021. — С. 193– 197. — URL: htt
27. Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов // Психологические исследования : электрон. науч. журн. — 2015. — Т. 8, № 40. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/</a> num/artic
28. Бельский В. Ю. Социально-правовой анализ проблемы профилактики девиантного поведения молодежи [Электронный ресурс] / В. Ю. Бельский, С. Д. Князева // Вестник Московского университета МВД России. — 2023. — № 3. — С. 27–31. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> elibrary.ru/yo
29. Волкова Я. А. Деструктивное общение в когнитивно-дискурсивном аспекте : дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 / Я. А. Волкова ; [Место защиты: Волгоград. гос. соц.пед. ун-т]. — Волгоград, 2014. — 154 с.
30. Горемыкин М. Ю. Психологически безопасная образовательная среда: поиски и пути построения [Электронный ресурс] / М. Ю. Горемыкин, Н. Л. Марусяк, Е. В. Бурмистрова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. — 2018. — С. 324–32
31. Давлетбаева З. К. Превенция асоциального поведения учащихся : монография / З. К. Давлетбаева, В. М. Минияров. — Прага : [б. и.], 2014. — 242 с.
32. Давлетбаева З. К. Психологическая превенция и профилактика: понятийный аспект / З. К. Давлетбаева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Социология. — 2013. — № 1. — С. 3–10.
33. Добреньков В. И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма / В. И. Добреньков. — Москва : Альфа-М, 2006. — 448 с.
34. Дубовская Е. М. Социальная транзитивность как фактор формирования ценностной структуры в юношеском возрасте [Электронный ресурс] / Е. М. Дубовская, М. А. Киселева // Психологические исследования. — 2018. — Т. 11, № 60. — URL: <a href="https://psystudy." target="_blank">https://psystudy.</a> ru/inde
35. Дубовская Е. М. Транзитивность общества как фактор социализации личности [Электронный ресурс] / Е. М. Дубовская // Психологические исследования. — 2014. — Т. 7, № 36. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/605" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/605</a> (дата обращения: 21.04.202
36. Ермакова О. П. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского диалога) / О. П. Ермакова, Е. А. Земская // Русский язык и его функционирование: коммуникативно-прагматический аспект. — Москва : Наука, 1993. — С. 30–64
37. Агапова Е. А. Механизмы формирования современной деструктивной реальности: социально-когнитивный аспект [Электронный ресурс] / Е. А. Агапова, Л. В. Гущина // Гуманитарий Юга России. — 2023. — № 1. — C. 224–233. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a>
38. Качалова А. В. Психологическая защита как эффективный фактор удовлетворенности обучением студентов в условиях цифровизации образовательного процесса в период пандемии COVID-19 и самоизоляции / А. В. Качалова, Д. В. Черчинцев // Национальное здоровье.
39. Куницына В. Н. Межличностное общение : учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 544 с.
40. Кураева Д. А. Взаимодействие образовательных и общественных организаций по предупреждению девиантного поведения старшеклассников : монография / Д. А. Кураева. — Краснодар : Кубанский государственный университет, 2010. — 135 с.
41. Ларионова А. В. Особенности активности студенческой молодежи в сети Интернет: опыт деструктивной коммуникации и вопросы безопасности [Электронный ресурс] / А. В. Ларионова, О. Ю. Горчак, А. П. Фахретдинова // Социодинамика. — 2021. — № 3. — URL: <a href="https" target="_blank">https</a>
42. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2005. — 431 с.
43. Марцинковская Т. Д. Современная психология — вызовы транзитивности [Электронный ресурс] / Т. Д. Марцинковская // Психологические исследования. — 2015. — Т. 8, № 42. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/533" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/533</a> (дата обращения: 21.04.2024)
44. Марютина Т. М. Индивидуальная адаптируемость в транзитивном обществе [Электронный ресурс] / Т. М. Марютина // Психологические исследования. — 2018. — Т. 11, № 57. — URL: <a href="https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/324/590" target="_blank">https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/324/590</a> (дата обращения: 21.04.202
45. Медико-социальные аспекты девиантного и агрессивного поведения подростков / Л. К. Хромова, К. Г. Гуревич, Б. Д. Цыганков [и др.] // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2022. — Т. 11, № 4-1. — С. 394–409. — DOI: 10.346
46. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. — Санкт-Петербург : Речь, 2005. — 445 с.
47. Минияров В. М. Психологическое консультирование по проблемам родительскодетских отношений / В. М. Минияров, В. А. Ельцова, Е. Ю. Райкова. — Самара: Содружество Плюс, 2005. — 234 с.

Остальные статьи