Дата публикации: 01.07.2022

Взаимосвязь ценностных ориентаций студентов и их экзистенциальной идентичности в контексте жизненного выбора

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи ценностных ориентаций студентов и их экзистенциальной идентичности в контексте жизненного выбора. Показано, что ведущие ценностные ориентации студентов разного пола и возраста и предпочитаемые ими экзистенциальные роли в своем взаимодействии выступают в качестве факторов выбора той или иной жизненной стратегии.




Человек выстраивает свой жизненный путь и самого себя на этом пути, используя механизм жизненного выбора, который в процессуальном плане представляет собой единство жизненного ориентирования (когда осуществляется диагностика ситуации и выбор альтернатив) и жизненного конструирования (когда происходит определение приоритетов и производство значимых событий) (см.: [13, с. 124]). Определение приоритетов может касаться долговременной перспективы, когда вырабатываются стратегии жизни, или средне- и краткосрочной перспективы, когда требуется разрешить возникающие социально или личностно значимые проблемные ситуации [там же, с. 124]. В процессе выбора человек определяет, «какая из множества объективно существующих возможностей будет превращена в действительность», то есть решает, какой «из множества возможных поступков… будет превращен в действительный поступок» [8, с. 42]. 

Внутренними основаниями, критериями и ориентирами выбора, опираясь на которые человек вырабатывает и реализует ту или иную долговременную жизненную стратегию и соответствующие ей поведенческие модели и технологии [13] и исходя из которых придерживается определенного типа поведения в тех или иных сферах своей жизнедеятельности, являются ценностные ориентации как динамическая форма ценностей [2; 5; 8].

Однако характер выбора и особенности его реализации определяются не только содержанием и структурой ценностных ориентаций. Существуют и другие объективные и субъективные факторы, влияющие на жизненный выбор человека. Безусловно, одним из наиболее значимых субъективных факторов является идентичность человека, которая выступает в качестве способа осознания себя и самоопределения в социальном плане как члена разнообразных групп, в личностном плане как неповторимой индивидуальности, в экзистенциальном плане как субъекта собственной жизни.

В исследованиях идентичность чаще всего рассматривается как результат определенного жизненного выбора [6; 7; 9]. В то же время ряд исследователей считают одной из важнейших функций идентичности обеспечение направления, цели и смысла жизни [26].

В принципе любой выбор человек делает, уже обладая сформированной в той или иной степени идентичностью во всех ее аспектах: социальном, личностном и экзистенциальном. Усвоенные и личностно принятые образы Я закрепляются в психологических установках, реализуются в соответствующих этим установкам способах поведения и закрепляются как психологические роли, которые в ситуации выбора начинают задавать его направление и определять механизмы реализации наряду с ценностными ориентациями и во взаимосвязи с ними.

Список литературы

1. 26. Waterman A. S. Identity and Meaning : Contrasts of Existentialist and Essentialist Perspectives // International Journal of Existential Psychology and Psychotherapy. — 2014. — Vol. 5, № 1. — P. 33–44.
2. 25. Value Orientations of College Students with Different Status of Professional Identity / Yu. Popova [et al.] // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. — 2021. — Vol. 527. — P. 517–522.
3. 24. Toward discovering a national identity for millennials : Examining their personal value orientations for regional, institutional, and demographic similarities or variations / J. Weber [et al.] // Business and Society Review. — 2019. — Vol. 124, № 3. —
4. 23. Chehlov M. Value Orientations as the Basis for the Development of Self-Identity of Senior Secondary School Students / M. Chehlov // Reflecting on Identities : Research, Practice and Innovation / ed. by A. Ross, P. Cunningham. — London, 2008. — P. 691–
5. 22. Carter R. T. Cultural Values and Racial Identity Statuses Among Latino Students an Exploratory Investigation / R. T. Carter, Ch. J. Yeh, S. L. Mazzula // Hispanic Journal of Behavioral Sciences. — 2008. — Vol. 30, № 1. — P. 5–23. — doi: 10.1177/073998
6. 21. Bilsker D. An existentialist account of identity formation / D. Bilsker // J. of Adolescence. — 1992. — № 15. — P. 177–192. — doi: 10.1016/0140-1971(92)90046-8
7. 20. Abakumova I. Psychological characteristics of the value orientation system of Armenians in title ethnos and Russian diaspora / I. Abakumova, A. Berberyan, H. Berberyan // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Educatio
8. 19. Селезнева Е. В. Возрастные и культурные особенности представлений о возрастных границах молодости / Е. В. Селезнева // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. — 2022. — № 1. — <a href="https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1110." target="_blank">https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1110.</a>
9. 18. Селезнева Е. В. Психологический портрет современной молодежи: культурно-инвариантные характеристики / Е. В. Селезнева, И. Галере // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. — 2019. — № 2. — С. 141–155. — doi: 10.18384/2224-0209-2019-2-948
10. 17. Селезнева Е. В. Образы молодежи в картине мира людей разного возраста / Е. В. Селезнева, И. Галере // Мир психологии. — 2019. — № 4. — С. 109–125.
11. 16. Селезнева Е. В. Лидерство : учеб. и практикум для акад. бакалавриата / Е. В. Селезнева. — М. : Юрайт, 2015. — 429 с.
12. 15. Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости / Е. Е. Сапогова. — М. : Смысл, 2013. — 767 с.
13. 14. Сапогова Е. Е. Автобиографирование как процесс самодетерминации личности / Е. Е. Сапогова // Культ.-ист. психология. — 2011. — № 2. — С. 37–51.
14. 13. Резник Ю. М. Жизненный выбор человека: сущность и стратегии реализации / Ю. М. Резник // Личность. Культура. Общество. — 2012. — Т. XIV, вып. 2. — С. 123–136.
15. 12. Охотникова Е. А. Влияние культурно-ценностных ориентаций на формирование этнической идентичности [Электронный ресурс] / Е. А. Охотникова // Концепт. — 2016. — Т. 11. — С. 1716–1720. — Режим доступа: <a href="http://e-koncept.ru/2016/86370.htm" target="_blank">http://e-koncept.ru/2016/86370.htm</a> (дата обращения:
16. 11. Лишаев С. А. Герменевтика молодости: жизнь на просторе / С. А. Лишаев // Вестн. Рус. христиан. гуманит. академии. — 2016. — Т. 17, № 4. — С. 286–298.
17. 10. Лишаев С. А. Возраст и время / С. А. Лишаев // Вестн. Рус. христиан. гуманит. академии. — 2015. — Т. 16, № 4. — С. 46–55.
18. 9. Леонтьев Д. А. Личность в непредсказуемом мире / Д. А. Леонтьев // Методология и история психологии. — 2010. — Т. 5, № 3. — С. 120–140.
19. 8. Комлев А. А. Жизненный выбор человека: виды и факторы влияния в аспекте возможностей / А. А. Комлев // Мир психологии. — 2004. — № 4. — С. 41–52.
20. 7. Колантаевская Л. С. Динамика идентичности в связи с жизненным выбором / Л. С. Колантаевская // Вестн. СПбГУ. Психология и педагогика. — 2017. — Т. 7, № 3. — С. 224–234. — <a href="https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.303" target="_blank">https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.303</a>
21. 6. Зайцева Ю. Е. Конструирование личной идентичности в ситуации жизненного выбора: к методологии исследования субъективных стратегий / Ю. Е. Зайцева // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. — 2015. — Вып. 1. — С. 5–18.
22. 5. Жупник О. Н. Понятие «ценностные ориентации»: к проблеме определения / О. Н. Жупник // Учен. зап. Крым. федер. ун-та им. В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. — 2017. — Т. 3, № 2. — С. 3–11.
23. 4. Гришина Н. В. Идентичность как экзистенциальное понятие / Н. В. Гришина // Личностная идентичность: вызовы современности : матер. Всерос. психол. науч.-практ. конф. (с иностранным участием) / под ред. З. И. Рябикиной, В. В. Знакова. — Краснодар, 2014.
24. 3. Воронов В. М. Проблема идентичности: контуры экзистенциального подхода / В. М. Воронов // Совр. исследования социальных проблем. — 2018. — Т. 10, № 2–4. — С. 28–42. — doi: 10.12731/2077-1770-2018-2-4-28-42
25. 2. Бастракова Н. С. Жизненный выбор человека как предмет познания в психологии / Н. С. Бастракова // Наука. Информатизация. Технологии. Образование : матер. XII Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, 25 февр. — 1 марта 2019 г. — Екатеринбург, 2019
26. 1. Андриенко О. А. Ценностные ориентации студентов с разной гендерной идентичностью / О. А. Андриенко, С. Н. Зубкова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — Т. 9, № 1. — С. 329–331. — doi: 10.26140/anip-2020-0901-0081

Остальные статьи