Взаимосвязь ценностных ориентаций студентов и их экзистенциальной идентичности в контексте жизненного выбора
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи ценностных ориентаций студентов и их экзистенциальной идентичности в контексте жизненного выбора. Показано, что ведущие ценностные ориентации студентов разного пола и возраста и предпочитаемые ими экзистенциальные роли в своем взаимодействии выступают в качестве факторов выбора той или иной жизненной стратегии.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2022 |
Страницы | 84-99 |
УДК | 159.9.072.432 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_3_84 |
Человек выстраивает свой жизненный путь и самого себя на этом пути, используя механизм жизненного выбора, который в процессуальном плане представляет собой единство жизненного ориентирования (когда осуществляется диагностика ситуации и выбор альтернатив) и жизненного конструирования (когда происходит определение приоритетов и производство значимых событий) (см.: [13, с. 124]). Определение приоритетов может касаться долговременной перспективы, когда вырабатываются стратегии жизни, или средне- и краткосрочной перспективы, когда требуется разрешить возникающие социально или личностно значимые проблемные ситуации [там же, с. 124]. В процессе выбора человек определяет, «какая из множества объективно существующих возможностей будет превращена в действительность», то есть решает, какой «из множества возможных поступков… будет превращен в действительный поступок» [8, с. 42].
Внутренними основаниями, критериями и ориентирами выбора, опираясь на которые человек вырабатывает и реализует ту или иную долговременную жизненную стратегию и соответствующие ей поведенческие модели и технологии [13] и исходя из которых придерживается определенного типа поведения в тех или иных сферах своей жизнедеятельности, являются ценностные ориентации как динамическая форма ценностей [2; 5; 8].
Однако характер выбора и особенности его реализации определяются не только содержанием и структурой ценностных ориентаций. Существуют и другие объективные и субъективные факторы, влияющие на жизненный выбор человека. Безусловно, одним из наиболее значимых субъективных факторов является идентичность человека, которая выступает в качестве способа осознания себя и самоопределения в социальном плане как члена разнообразных групп, в личностном плане как неповторимой индивидуальности, в экзистенциальном плане как субъекта собственной жизни.
В исследованиях идентичность чаще всего рассматривается как результат определенного жизненного выбора [6; 7; 9]. В то же время ряд исследователей считают одной из важнейших функций идентичности обеспечение направления, цели и смысла жизни [26].
В принципе любой выбор человек делает, уже обладая сформированной в той или иной степени идентичностью во всех ее аспектах: социальном, личностном и экзистенциальном. Усвоенные и личностно принятые образы Я закрепляются в психологических установках, реализуются в соответствующих этим установкам способах поведения и закрепляются как психологические роли, которые в ситуации выбора начинают задавать его направление и определять механизмы реализации наряду с ценностными ориентациями и во взаимосвязи с ними.