Экспериментальная методика изучения символически опосредствованного социального понимания у взрослых испытуемых с нарушениями социальной адаптации (на примере лиц, совершивших правонарушения)
Аннотация
В статье рассматривается проблема метода изучения символически опосредствованного социального понимания у индивидов с нарушениями социальной адаптации. В рамках культурно-исторического подхода разработана качественно-количественная экспериментальная методика оценки социального понимания у взрослых индивидов с учетом применения различных символических форм. Методика включает в себя 5 заданий. Результаты пилотажного эмпирического исследования взрослых испытуемых (n = 70, 20–40 лет), совершивших правонарушение, продемонстрировали значимые по сравнению с контрольной группой затруднения символизации субъектной реальности другого человека и ее понимания. Выявлена склонность индивидов с нарушениями социальной адаптации к искаженному пониманию ментальных состояний Другого, недо47 статочной «чувствительности» к его символическим проявлениям. Кроме того, выявлены значимые положительные корреляции между результатами выполнения всех заданий экспериментальной методики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2024 |
Страницы | 46-63 |
УДК | 159.9.072.432 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_2_46 |
Проблема исследования
Особое значение для изучения проблемы социальной адаптации имеют исследования социального понимания, или теорий психического (Social Understanding, или Theory of Mind), объясняющие особенности и механизмы понимания психических (ментальных) состояний других людей. Развитие социального понимания является неотъемлемым аспектом развития человека как социального субъекта, поскольку построение отношений с другими людьми немыслимо без осознания и учета их субъектной реальности — намерений, целей, желаний, чувств, мыслей, отношений и др. Овладение способностью понимать другого человека выступает неотъемлемым условием успешной социальной адаптации.
В психологии исследования проблемы социального понимания начались в 1960-е гг. С 1960 по 1980 г. они велись с позиций Ж. Пиаже, опираясь на идеи эгоцентризма, и связывались со способностью ребенка различать свои и чужие точки зрения [23]. В контексте данной статьи Ж. Пиаже, в своей концепции когнитивного развития, выстраивает связь между процессами социальной адаптации и способностью учитывать позицию Другого.
Интерес к исследованиям социального понимания базировался преимущественно на его развитии у детей. Он возрастает с начала 1990-х гг. Теории социального понимания делятся на два подхода, поразному объясняющие психическое развитие: 1) понимание развития как становления индивидуального сознания (J. Perner, H. M. Wellman), 2) объяснение психического развития как социального процесса (Л. С. Выготский, J. Bruner, J. I. M. Carpendale, C. Lewis, M. Tomasello, C. Fernihough и др.) [23].
А. Б. Холмогорова, анализируя работы виднейших современных исследователей социального понимания — М. Томаселло и Ч. Фернихоу, отмечает наметившийся в последние два десятилетия переход от интрапсихологической парадигмы к интерпсихологической [14]. В основе интрапсихологической парадигмы содержится представление о социальных когнициях как возникающих в результате генетически запрограммированного созревания головного мозга. Интерпсихологическая парадигма основана на акцентировании роли субъект-субъектного взаимодействия в развитии данной способности.