Семейное окружение как фактор деструктивного поведения подростка
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме современного общества — деструктивному поведению подростков. Под деструктивным поведением понимается поведение, формируемое под влиянием социальной, семейной и культурной среды, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим. В статье представлены результаты исследования влияния особенностей семейного окружения на формирование склонности к деструктивному поведению у подростков. Определено, что на формирование склонности к деструктивному поведению оказывают влияние следующие параметры микросоциального окружения: доминирование и директивность матери, враждебность и безучастность отца, незаинтересованность жизнью ребёнка, низкий уровень сплочённости в семье, частые семейные конфликты.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2024 |
Страницы | 274-283 |
УДК | 159.9.015 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_1_274 |
В настоящее время разрушительные действия человечества приобретают всё более весомые размеры. Современная социальная среда предъявляет повышенные требования к человеку, особенно в период подросткового возраста, когда поиск оптимальных решений осуществляется в сложных, стрессовых ситуациях [9; 11; 22].
В процессе поиска оптимальных решений подросток может использовать конструктивный опыт ближайшего микросоциального окружения (семьи), полученный в ходе социализации. В противном случае подростку приходится самостоятельно искать новые, свои собственные, способы действия в конфликтной ситуации, которые могут как содействовать успешной адаптации, так и оказаться деструктивными с грубым нарушением общественных норм и правил, проявлением агрессии и самоагрессии [2; 5; 6; 8].
В настоящее время распространённость различных проявлений деструктивных поведенческих нарушений среди подрастающего поколения приобретает всё более угрожающие масштабы. По данным Федеральной службы государственной статистики, можно отметить, что с 2018 года наблюдается рост случаев деструктивного поведения: в 2018 году зафиксировано 1023 случая деструктивных действий, в 2019 году — 1300 случаев, в 2020 году зафиксирован 1431 случай, за 2021 год — около 1600 случаев и более 2000 случаев деструктивных действий и поступков было зафиксировано за 2022 год. В перечень деструктивного поведения входят конфликты с применением физической силы, употребление психоактивных веществ, случаи травли и насилия, попытки суицида, нахождение подростка в запрещённых деструктивных субкультурах и интернет-сообществах.
За последние годы можно отметить, что «повысилось внимание среди учёных к проблемам детско-родительских отношений, так как детскородительские отношения имеют тесное соотношение с изменениями социальной обстановки в российском обществе, снижением материального уровня семьи, ростом разводов, ухудшением состояния здоровья как физического, так и психического» [7, c. 260].
В своих исследованиях В. П. Стрельцова, Б. Симонс-Мортон, Ю. В. Столбун, К. О. Чедия и И. В. Смакотина-Лацис рассматривают влияние микросоциального климата на формирование деструктивного поведения у подростка. Учёные считают, что именно семья оказывает наибольшее воздействие на развитие личности подростка и его структуры ценностей [10; 14; 15; 17].