Дата публикации: 01.01.2024

Семейное окружение как фактор деструктивного поведения подростка

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества — деструктивному поведению подростков. Под деструктивным поведением понимается поведение, формируемое под влиянием социальной, семейной и культурной среды, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим. В статье представлены результаты исследования влияния особенностей семейного окружения на формирование склонности к деструктивному поведению у подростков. Определено, что на формирование склонности к деструктивному поведению оказывают влияние следующие параметры микросоциального окружения: доминирование и директивность матери, враждебность и безучастность отца, незаинтересованность жизнью ребёнка, низкий уровень сплочённости в семье, частые семейные конфликты.




В настоящее время разрушительные действия человечества приобретают всё более весомые размеры. Современная социальная среда предъявляет повышенные требования к человеку, особенно в период подросткового возраста, когда поиск оптимальных решений осуществляется в сложных, стрессовых ситуациях [9; 11; 22].

В процессе поиска оптимальных решений подросток может использовать конструктивный опыт ближайшего микросоциального окружения (семьи), полученный в ходе социализации. В противном случае подростку приходится самостоятельно искать новые, свои собственные, способы действия в конфликтной ситуации, которые могут как содействовать успешной адаптации, так и оказаться деструктивными с грубым нарушением общественных норм и правил, проявлением агрессии и самоагрессии [2; 5; 6; 8].

В настоящее время распространённость различных проявлений деструктивных поведенческих нарушений среди подрастающего поколения приобретает всё более угрожающие масштабы. По данным Федеральной службы государственной статистики, можно отметить, что с 2018 года наблюдается рост случаев деструктивного поведения: в 2018 году зафиксировано 1023 случая деструктивных действий, в 2019 году — 1300 случаев, в 2020 году зафиксирован 1431 случай, за 2021 год — около 1600 случаев и более 2000 случаев деструктивных действий и поступков было зафиксировано за 2022 год. В перечень деструктивного поведения входят конфликты с применением физической силы, употребление психоактивных веществ, случаи травли и насилия, попытки суицида, нахождение подростка в запрещённых деструктивных субкультурах и интернет-сообществах.

За последние годы можно отметить, что «повысилось внимание среди учёных к проблемам детско-родительских отношений, так как детскородительские отношения имеют тесное соотношение с изменениями социальной обстановки в российском обществе, снижением материального уровня семьи, ростом разводов, ухудшением состояния здоровья как физического, так и психического» [7, c. 260].

В своих исследованиях В. П. Стрельцова, Б. Симонс-Мортон, Ю. В. Столбун, К. О. Чедия и И. В. Смакотина-Лацис рассматривают влияние микросоциального климата на формирование деструктивного поведения у подростка. Учёные считают, что именно семья оказывает наибольшее воздействие на развитие личности подростка и его структуры ценностей [10; 14; 15; 17].

Список литературы

1. Рычкова Л. С. Подходы к пониманию деструктивного поведения в зарубежной и отечественной психологии / Л. С. Рычкова, М. Н. Кузнецова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 4. — С. 172–180. — DOI: 10.25588/CSP
2. Sung-Jae L. Parenting Styles and Emotional Intelligence of HIV Affected Children in Thailand [Electronic resource] / L. Sung-Jae, Li Li, P. Thammawijaya // AIDS Care. — 2013. — № 25 (12). — Р. 1536–1543. — URL: file:///C:/Users/kovaleva/Downloads/49.P
3. Kolenova A. The main system value orientations of the personality / A. Kolenova, M. Elagina, D. Kiseleva // E3S Web of Conferences : 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INT
4. Abakumova I. Hypoadaptive strategy of meaning building as a manifestation of personality infantilism / I. V. Abakumova, A. V. Grishina, M. V. Godunov // Educational Bulletin Consciousness. — 2021. — Vol. 23, No. 1. — P. 31–35.
5. Трошина Н. В. Формы агрессивного выражения деструктивности в современном обществе / Н. В. Трошина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 7 (81). — С. 193
6. Тактуева Ю. Г. Деструктивные детско-родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков / Ю. Г. Тактуева, А. Н. Софронов // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. — 2020. — № 1. — С. 104–108.
7. Стрельцова В. П. Концепция «Психология отношений личности» В. Н. Мясищева и её значение для образовательной, медицинской и управленческой практики : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / В. П. Стрельцова. — Ярославль, 2002. — 25 с.
8. Столбун Ю. В. Некоторые причины деструктивности и возможности ее преодоления / Ю. В. Столбун // Деструктивность человека: истоки и перспективы в детстве : матер. III регион. науч.-практ. конф. — Ижевск : [б. и.], 2004. — С. 60–63.
9. Собкин В. С. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт / В. С. Собкин, А. В. Федотова // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 2. — С. 5–18.
10. Смакотина-Лацис И. В. Деструктивное поведение у подростков-правонарушителей, осужденных к лишению свободы : аналитический обзор / И. В. Смакотина-Лацис. — Москва : ГНЦ ССП, 2005. — 47 с.
11. Сергоманов П. А. Российские подростки эпохи позднего СССР и современного Российского общества / П. А. Сергоманов, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова // Вопросы психологии. — 2020. — № 4. — С. 40–53.
12. Сапранкова М. В. Копинг-стратегии в структуре личностного потенциала старших подростков / М. В. Сапранкова, Л. С. Рычкова // Научный поиск : матер. тринадцатой науч. конф. аспирантов и докторантов, Челябинск, 13–15 апреля 2021 г. — Челябинск : Издател
13. Агрессия и автономия в подростковом возрасте / К. Д. Хломов, А. А. Бочавер, М. С. Фоменко [и др.] // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 3, № 3. — С. 117–128.
14. Реан А. А. Семья в представлении подростков с просоциальным и асоциальным поведением / А. А. Реан, И. А. Коновалов, М. А. Новикова // Мир психологии. — 2015. — № 1 (93). — С. 75–86.
15. Психологическая безопасность и социальный интеллект подростков и юношей / И. А. Баева, Л. А. Гаязова, И. В. Кондакова, Е. Б. Лактионова // Психологическая наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 2. — С. 5–16.
16. Прялухина А. В. Трудные дети: актуальные проблемы и возможности профилактики деструктивного поведения / А. В. Прялухина, И. Б. Храпенко // Казанский педагогический журнал. — 2019. — № 3. — С. 1–8.
17. Кузнецова М. Н. К проблеме деструктивного поведения детей и подростков / М. Н. Кузнецова // Гуманитарное образование в экономическом вузе : матер. VII Междунар. науч.-практ. очно-заочной конф., Москва, 01–28 ноября 2018 г. — Москва : Российский экономи
18. обращения: 15.01.2024).
19. <a href="https://victimolog.ru/index.php/victimo/article/view/512" target="_blank">https://victimolog.ru/index.php/victimo/article/view/512</a> (дата
20. Корзунин В. А. Криминальная идентичность несовершеннолетних правонарушителей в контексте современных исследований [Электронный ресурс] / В. А. Кор282 зунин, С. В. Духновский, Ф. В. Енгалычев // Виктимология. — 2023. — Т. 10, № 1. — URL:
21. Исаева О. М. Факторы психологического благополучия российской молодежи / О. М. Исаева, Е. Н. Волкова, А. Ю. Акимова // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27, № 4. — С. 24–35.
22. Горьковая И. А. Изменение воспитательных практик в семьях подростков с устойчивым противоправным поведением в период с 1989 по 2020 г. / И. А. Горьковая, А. В. Микляева // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подхо
23. Горьковая И. А. Взаимосвязь эмпатии подростков с противоправным поведением и их отношений с родителями: что изменилось за последние десятилетия? / И. А. Горьковая, А. В. Микляева, О. М. Самойлов // Семья и дети в современном мире : сб. матер. конф., Кы
24. Бардышевская М. К. Деструктивные факторы в развитии младших школьников с социально опасной агрессией / М. К. Бардышевская // Вопросы психологии. — 2022. — Т. 68, № 3. — С. 59–70.

Остальные статьи