Дата публикации: 01.01.2024

Применение методики «таблицы Шульте» в детско-подростковом возрасте: новые варианты анализа, нормативы

Аннотация

Таблицы Шульте являются традиционной методикой оценки внимания и умственной работоспособности у детей и подростков. Предлагается обновленный вариант оценки данных методики «таблицы Шульте», наряду с привычными эффективностью, психической устойчивостью и врабатываемостью авторы вводят оценку новых параметров времени поиска чисел: «флуктуация» (отношение суммы разностей по модулю между последовательными таблицами к общему суммарному времени) и «дельта» (разница минимума и максимума времени). Цель работы — представить новые способы обработки результатов по таблицам Шульте и сопоставить их с уже зарекомендовавшими себя ранее. Вторая базовая задача публикации — обновить нормативные данные. Представлены данные обследования 239 детей и подростков практической нормы в возрасте от 7 до 17 лет (средний возраст 11,9 года), учащихся средних школ Москвы и других городов РФ, разделенных по возрасту на группы 7–8 лет, 9–10 лет, 11–12 лет, 13–15 лет и 16–17 лет. Среди них 109 мальчиков и 129 девочек. Получены следующие основные результаты: на динамические показатели внимания (на все характеристики) оказывают влияние возрастные характеристики, а не половые различия; влияние пола на эффективность работы обнаружено в возрастном диапазоне 9–10 лет. Показатели «врабатываемость» и «психическая устойчивость» примерно одинаковые во всех группах. Представлены нормативы для всех выделенных параметров анализа по 5 возрастным группам обследованных детей и подростков практической нормы.




Методика «таблицы Шульте» широко используется для исследования темпа сенсомоторных реакций, отдельных свойств внимания и уровня психической устойчивости в норме и при психической патологии [1; 9; 20; 21]. Обновление методического инструментария является актуальной задачей, с учетом изменяющихся условий развития детей и подростков, об этом пишут отечественные и зарубежные специалисты [4; 6; 13].

Методика зарекомендовала себя в качестве надежного диагностического метода в нейро- и патопсихологическом обследованиях взрослых [5; 17; 21], а также детей (от 6–7 лет), в частности детей с РАС и другими видами психической патологии [6; 7; 8; 10; 12; 15; 19]. В настоящее время методика активно используется в мультидисциплинарных научных исследованиях с оценкой возрастного и психофизиологического факторов в развитии внимания [13; 14; 16; 25; 26]. Кроме того, методика успешно применяется для развития навыков чтения в младшем школьном возрасте [22]. Осуществляя поиск чисел, ребенку необходимо фокусировать взгляд на центральной ячейке таким образом, чтобы видеть таблицу целиком. В процессе выполнения упражнений тренируется периферическое зрение, что позволяет увеличить скорость чтения за счет расширения поля восприятия читаемого текста. По результатам зарубежных исследований, выполнение методики вызывает изменения активности головного мозга, в частности распределения альфа- и бета-ритмов в коре больших полушарий, что может использоваться в качестве маркера для оценки внимания [24].

В оценке психического развития школьников, развития их внимания и умственной работоспособности многие годы применяется хорошо зарекомендовавшее себя диагностическое средство «таблицы Шульте». Они рекомендуются к применению в психологии развития, в нейропсихологии, в коррекционно-развивающей работе, при нарушениях нервнопсихического развития [1; 5]. В пособии Т. Г. Богдановой (1994) представлены стимульный материал, инструкция и нормативные данные для младших школьников [2]. В методических рекомендациях Н. В. Зверевой и др. приведены также процедурные параметры проведения методики «таблицы Шульте», даны возрастные нормативы, полученные в 2012–2017 гг. по времени поиска чисел для каждой из 5 таблиц (в секундах) и также по всем другим показателям [11].

Имеющиеся в распоряжении психологов представления о нормативах нуждаются в уточнении, с учетом изменения ситуации развития (образовательной и социальной, «жизнь в цифровом мире») [6; 13; 16]. Предлагаемые нами новые способы обработки результатов дают возможность более дифференцированной оценки состояния внимания, с точки зрения как успешного функционирования, так и выявления возможных нарушений.

Цель работы: представить новые способы обработки результатов по таблицам Шульте и сопоставить их с уже зарекомендовавшими себя ранее. Вторая базовая задача публикации — обновить нормативные данные.

Список литературы

1. Методика Таблицы Шульте в детской клинической психологии: новые варианты анализа / Н. В. Зверева, А. А. Сергиенко, М. В. Зверева [и др.] // Матер. IX междунар. конф. «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии» (Ереван, 2023). — Ереван
2. — DOI: 10.3390/s21186021
3. Monitoring the cortical activity of children and adults during cognitive task completion / M. V. Khramova, A. Kuc, V. Maksimenko, N. Frolov // Sensors. — 2021. — No. 18. — P. 6021.
4. Hramov A. Е. Network Structure of Children’s Brain during Schulte Table Task / А. Е. Hramov // International Conference Nonlinearity, Information and Robotics (NIR) / IEEE. — 2020. — P. 1–2.
5. Grubov V. Attention state of children during Schulte tables task / V. Grubov, V. Maksimenko, S. Kurkin [et al.] // International Conference Nonlinearity, Information and Robotics (NIR) / IEEE. — 2020. — 28 December. — DOI: 10.1109/NIR50484.2020.929023
6. Anderson V. Assessing executive functions in children: biological, psychological, and developmental considerations / V. Anderson // Pediatric Rehabilitation. — 2001. — Vol. 4, № 3. — DOI: 10.1080/713755568
7. Шигина И.А.Таблицы Шульте в начальных классах как средство освоения навыка скорочтения / И.А.Шигина // Современная начальная школа. — 2021. — №28. — С. 46–50.
8. Цыганков Б. Д. Особенности когнитивных нарушений у больных с коморбидными рекуррентными аффективным и паническим расстройствами / Б. Д. Цыганков, И. А. Пастух // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2020. — № 7. — С. 23–28. — DOI: 10.
9. Худик В. А. Экспериментальное изучение простых сенсомоторных реакций с помощью Таблиц Шульте / В. А. Худик // Коррекционно-педагогическое образование. — 2018. — № 1. — С. 86–91.
10. Хромов А. И. Динамика памяти и внимания у детей и подростков с эндогенными психическими заболеваниями в процессе фармакотерапии / А. И. Хромов // Психологические исследования. — 2011. — № 18. — DOI: 10.54359/ps.v4i18.833
11. деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе / О. А. Семенова // Физиология человека. — 2007. — № 3. — С. 115–127.
12. регуляции
13. Семенова О. А. Формирование произвольной
14. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С. Я. Рубинштейн. — Москва : ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с.
15. Попрядухина Н. Определение психолого-педагогических условий развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте / Н. Попрядухина // Scientific-theoretical journal of International education research. — 2023. — № 2. — С. 4–11.
16. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования : метод. пособие / А. П. Бизюк. — Санкт-Петербург : Речь, 2005. — 399 с.
17. Мачинская Р. И. Созревание регуляторных структур мозга и организация внимания у детей младшего школьного возраста / Р. И. Мачинская, Е. В. Крупская // Когнитивные исследования : сб. науч. трудов. Т. 2. — [Б. м.] : [б. и.], 2008. — С. 32–48.
18. Ксенда О. Г. Особенности внимания современных подростков / О. Г. Ксенда // Журнал Белорусского государственного университета. Серия: Философия. Психология. — 2020. — № 2. — С. 98–107.
19. Коваль-Зайцев А. А. Оценка произвольного внимания у подростков с эндогенной психической патологией: новые средства диагностики / А. А. Коваль-Зайцев // Психологическая диагностика. — 2017. — № 2. — C. 31–40.
20. Клинико-психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание) / Н. В. Зверева, А. И. Хромов, А. А. Сергиенко, А. А. Коваль-Зайцев. — Москва : Сам полиграфист, 2017. — 48 с.
21. Каримулина Е. Г. Направленность внимания у детей с РАС / Е. Г. Каримулина, Н. Г. Хлюстова // Аутизм и нарушения развития. — 2020. — № 4. — С. 33–42. — DOI: 10.17759/autdd.2020180404
22. Зверева Н. В. Подход к оценке когнитивного дефекта при шизофрении детей и подростков / Н. В. Зверева, С. Е. Строгова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2013. — № 2. — С. 94–100.
23. Зверева Н. В. О некоторых особенностях внимания у детей и подростков, больных шизофренией / Н. В. Зверева // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2011. — № 1. — С. 32.
24. Зверева Н. В. Исследование индивидуальной динамики в когнитивной деятельности младших школьников с эндогенной психической патологией / Н. В. Зверева, Н. С. Рыжакова // Психологическая диагностика. — 2017. — № 2. — С. 55–70.
25. Желяскова С. И. Исследование нарушения внимания у детей младшего школьного возраста / С. И. Желяскова // Научный журнал. — 2021. — № 2 (57). — С. 89–91. — DOI: 10.24411/2413-7081-2021-10206
26. Давтян Е. Н. Общая психопатология и патопсихологическая диагностика: клинические примеры из практики психиатрического стационара : учебно-методическое пособие / Е. Н. Давтян, С. И. Беляева. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. — 124
27. Григорьева И. К. Особенности развития внимания младших школьников / И. К. Григорьева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 3. — С. 22–23.
28. Виленская Г. А. Исполнительные функции: природа и развитие / Г. А. Виленская // Психологический журнал / ред. А. Л. Журавлев. — 2016. — Т. 37, № 4. — С. 21–31. — DOI: 10.31857/S20000392-8-1
29. Богданова Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. — Москва : Роспедагентство, 1994. — 72 с.

Остальные статьи