Применение методики «таблицы Шульте» в детско-подростковом возрасте: новые варианты анализа, нормативы
Аннотация
Таблицы Шульте являются традиционной методикой оценки внимания и умственной работоспособности у детей и подростков. Предлагается обновленный вариант оценки данных методики «таблицы Шульте», наряду с привычными эффективностью, психической устойчивостью и врабатываемостью авторы вводят оценку новых параметров времени поиска чисел: «флуктуация» (отношение суммы разностей по модулю между последовательными таблицами к общему суммарному времени) и «дельта» (разница минимума и максимума времени). Цель работы — представить новые способы обработки результатов по таблицам Шульте и сопоставить их с уже зарекомендовавшими себя ранее. Вторая базовая задача публикации — обновить нормативные данные. Представлены данные обследования 239 детей и подростков практической нормы в возрасте от 7 до 17 лет (средний возраст 11,9 года), учащихся средних школ Москвы и других городов РФ, разделенных по возрасту на группы 7–8 лет, 9–10 лет, 11–12 лет, 13–15 лет и 16–17 лет. Среди них 109 мальчиков и 129 девочек. Получены следующие основные результаты: на динамические показатели внимания (на все характеристики) оказывают влияние возрастные характеристики, а не половые различия; влияние пола на эффективность работы обнаружено в возрастном диапазоне 9–10 лет. Показатели «врабатываемость» и «психическая устойчивость» примерно одинаковые во всех группах. Представлены нормативы для всех выделенных параметров анализа по 5 возрастным группам обследованных детей и подростков практической нормы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2024 |
Страницы | 262-273 |
УДК | 159.952 |
DOI | 10.51944/20738498_2024_1_262 |
Методика «таблицы Шульте» широко используется для исследования темпа сенсомоторных реакций, отдельных свойств внимания и уровня психической устойчивости в норме и при психической патологии [1; 9; 20; 21]. Обновление методического инструментария является актуальной задачей, с учетом изменяющихся условий развития детей и подростков, об этом пишут отечественные и зарубежные специалисты [4; 6; 13].
Методика зарекомендовала себя в качестве надежного диагностического метода в нейро- и патопсихологическом обследованиях взрослых [5; 17; 21], а также детей (от 6–7 лет), в частности детей с РАС и другими видами психической патологии [6; 7; 8; 10; 12; 15; 19]. В настоящее время методика активно используется в мультидисциплинарных научных исследованиях с оценкой возрастного и психофизиологического факторов в развитии внимания [13; 14; 16; 25; 26]. Кроме того, методика успешно применяется для развития навыков чтения в младшем школьном возрасте [22]. Осуществляя поиск чисел, ребенку необходимо фокусировать взгляд на центральной ячейке таким образом, чтобы видеть таблицу целиком. В процессе выполнения упражнений тренируется периферическое зрение, что позволяет увеличить скорость чтения за счет расширения поля восприятия читаемого текста. По результатам зарубежных исследований, выполнение методики вызывает изменения активности головного мозга, в частности распределения альфа- и бета-ритмов в коре больших полушарий, что может использоваться в качестве маркера для оценки внимания [24].
В оценке психического развития школьников, развития их внимания и умственной работоспособности многие годы применяется хорошо зарекомендовавшее себя диагностическое средство «таблицы Шульте». Они рекомендуются к применению в психологии развития, в нейропсихологии, в коррекционно-развивающей работе, при нарушениях нервнопсихического развития [1; 5]. В пособии Т. Г. Богдановой (1994) представлены стимульный материал, инструкция и нормативные данные для младших школьников [2]. В методических рекомендациях Н. В. Зверевой и др. приведены также процедурные параметры проведения методики «таблицы Шульте», даны возрастные нормативы, полученные в 2012–2017 гг. по времени поиска чисел для каждой из 5 таблиц (в секундах) и также по всем другим показателям [11].
Имеющиеся в распоряжении психологов представления о нормативах нуждаются в уточнении, с учетом изменения ситуации развития (образовательной и социальной, «жизнь в цифровом мире») [6; 13; 16]. Предлагаемые нами новые способы обработки результатов дают возможность более дифференцированной оценки состояния внимания, с точки зрения как успешного функционирования, так и выявления возможных нарушений.
Цель работы: представить новые способы обработки результатов по таблицам Шульте и сопоставить их с уже зарекомендовавшими себя ранее. Вторая базовая задача публикации — обновить нормативные данные.