Факторы развития жизнестойкости в старшем школьном возрасте в научных трудах зарубежных и отечественных ученых
Аннотация
Целью статьи является освещение результатов исследования факторов, обусловливающих жизнестойкость личности в старшем школьном возрасте. Акцентируется внимание на проблеме современного образовательного процесса, предъявляющего высокие требования к психике учащихся старших классов, и жизнестойкости, как явления, способствующего успешному преодолению трудностей и адаптации к предъявляемым требованиям. Автором использован метод теоретического анализа научных источников, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных (коэффициент корреляции Пирсона). Описываются результаты корреляционного анализа, в которых эмоциональная сфера и ценностные ориентации рассматриваются как факторы жизнестойкости.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2024 |
Страницы | 251-261 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_1_251 |
Введение в проблему
Обучение в старших классах общеобразовательной школы отличается наличием своих специфических особенностей. Постоянно усложняются требования к психике учеников; внедряются и преобразуются новые образовательные технологии; устанавливаются новые цели образовательного процесса; расширяется диапазон знаний, которые преподаются для усвоения.
Совместно со спецификой образовательной среды в настоящее время выделяются ее сложности, отражающиеся на поведении и эмоциональной сфере учащихся. Среди таких трудностей называются дистанционное обучение, разделение школ и классов на профильные типы, интенсивное межличностное взаимодействие, отсутствие в педагогическом процессе должного внимания к вопросам формирования эмоциональной сферы и ценностно-смысловых ориентаций личности. Особое место среди всех трудностей завершающего школьного периода жизни занимает процесс подготовки к сдаче экзаменов, результат которых во многом способен определить дальнейшие жизненные пути старших школьников [4]. Все особенности и трудности образовательной среды современных школ редко учитывают возрастную специфику личности молодых людей. Внимание современной образовательной среды к личностным особенностям старших школьников, в частности к эмоциональной сфере и ценностно-смысловым ориентациям как ключевым факторам их жизнестойкости, важно для успешного дальнейшего процесса социализации, профессионального становления и личностного развития.
Возрастной период старших школьников приходится на возраст 15– 17 лет [1]. Этап старших классов можно назвать одним из самых важных в процессе полноценного становления личности человека, поскольку учащимися принимается решение о дальнейшем развитии в образовательной и профессиональной сферах. Процесс завершения обучения в основном образовательном учреждении и реализация выбранного пути не может не сопровождаться рядом трудностей, с которыми сталкивается каждый человек, преодолевает их по-своему и накапливает опыт неудач. Преодолению этих трудностей способствуют различные особенности личности, среди которых особое место занимает жизнестойкость.
Автором концепции жизнестойкости является С. Мадди, который в своих трудах акцентирует внимание на важности получаемой человеком информации и накоплении эмоционального опыта при взаимодействии с реальностью. На основании положений философской науки и собственной концепции, С. Мадди предложен термин hardiness, обозначающий устойчивость, выносливость. Жизнестойкость, согласно ученому, – это убеждения и способности человека, с помощью которых оказывается сопротивление негативным результатам стрессовых воздействий окружающего мира и сохраняется активность и внутренний баланс [16].