Дата публикации: 01.01.2024

Факторы развития жизнестойкости в старшем школьном возрасте в научных трудах зарубежных и отечественных ученых

Аннотация

Целью статьи является освещение результатов исследования факторов, обусловливающих жизнестойкость личности в старшем школьном возрасте. Акцентируется внимание на проблеме современного образовательного процесса, предъявляющего высокие требования к психике учащихся старших классов, и жизнестойкости, как явления, способствующего успешному преодолению трудностей и адаптации к предъявляемым требованиям. Автором использован метод теоретического анализа научных источников, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных (коэффициент корреляции Пирсона). Описываются результаты корреляционного анализа, в которых эмоциональная сфера и ценностные ориентации рассматриваются как факторы жизнестойкости.




Введение в проблему

Обучение в старших классах общеобразовательной школы отличается наличием своих специфических особенностей. Постоянно усложняются требования к психике учеников; внедряются и преобразуются новые образовательные технологии; устанавливаются новые цели образовательного процесса; расширяется диапазон знаний, которые преподаются для усвоения.

Совместно со спецификой образовательной среды в настоящее время выделяются ее сложности, отражающиеся на поведении и эмоциональной сфере учащихся. Среди таких трудностей называются дистанционное обучение, разделение школ и классов на профильные типы, интенсивное межличностное взаимодействие, отсутствие в педагогическом процессе должного внимания к вопросам формирования эмоциональной сферы и ценностно-смысловых ориентаций личности. Особое место среди всех трудностей завершающего школьного периода жизни занимает процесс подготовки к сдаче экзаменов, результат которых во многом способен определить дальнейшие жизненные пути старших школьников [4]. Все особенности и трудности образовательной среды современных школ редко учитывают возрастную специфику личности молодых людей. Внимание современной образовательной среды к личностным особенностям старших школьников, в частности к эмоциональной сфере и ценностно-смысловым ориентациям как ключевым факторам их жизнестойкости, важно для успешного дальнейшего процесса социализации, профессионального становления и личностного развития.

Возрастной период старших школьников приходится на возраст 15– 17 лет [1]. Этап старших классов можно назвать одним из самых важных в процессе полноценного становления личности человека, поскольку учащимися принимается решение о дальнейшем развитии в образовательной и профессиональной сферах. Процесс завершения обучения в основном образовательном учреждении и реализация выбранного пути не может не сопровождаться рядом трудностей, с которыми сталкивается каждый человек, преодолевает их по-своему и накапливает опыт неудач. Преодолению этих трудностей способствуют различные особенности личности, среди которых особое место занимает жизнестойкость.

Автором концепции жизнестойкости является С. Мадди, который в своих трудах акцентирует внимание на важности получаемой человеком информации и накоплении эмоционального опыта при взаимодействии с реальностью. На основании положений философской науки и собственной концепции, С. Мадди предложен термин hardiness, обозначающий устойчивость, выносливость. Жизнестойкость, согласно ученому, – это убеждения и способности человека, с помощью которых оказывается сопротивление негативным результатам стрессовых воздействий окружающего мира и сохраняется активность и внутренний баланс [16].

Список литературы

1. Чаусова О. А. Особенности развития жизнестойкости старшеклассников в условиях современного образования / О. А. Чаусова // Нижегородское образование. — 2011. — № 4. — С. 167–172.
2. Yavuz K. Psychological Resilience in Children and Adolescents: The Power of Self-Recovery / K. Yavuz // Current Approaches in Psychiatry = Psikiyatride Güncel Yaklaşımlar. — 2023. — No. 15. — P. 112–131.
3. Trait Emotional Intelligence and School Burnout: The Mediating Role of Resilience and Academic Anxiety in High School / C. Fiorilli, E. Farina, I. Buonomo [et al.] // International journal of environmental research and public health. — 2020. — № 9. —
4. Rojas L. F. Factors affecting academic resilience in middle school students: a case study / L. F. Rojas // Gist : Education and Learning Research Journal. — 2015. — No. 11. — P. 63–78.
5. Reis S. M. Understanding resilience in diverse, talented students in an urban high school / S. M. Reis, R. D. Colbert, T. P. Hébert // Roeper review. — 2005. — No. 2. — P. 110–120.
6. Henderson N. Havens of Resilience / N. Henderson // Educational Leadership. — 2013. — No. 1. — P. 22–27.
7. Dias P. C. Protective factors and resilience in adolescents: The mediating role of selfregulation / P. C. Dias, I. Cadime // Psicologia educativa. — 2017. — No. 1. — Р. 37–43.
8. Arastaman G. Investigation of High School Students’ Resiliency Perception in Terms of Some Variables / G. Arastaman, A. Balci // Educational Sciences: Theory and Practice. — 2013. — No. 2. — Р. 922–928.
9. Юрина О. А. Развитие образа Я как фактор жизнестойкости в образовательной среде у старшеклассников и студентов / О. А. Юрина // Психология телесности: теоретические и практические исследования : сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф. — [Б. м.] : [б.
10. Чертыков И. Н. Жизнестойкость как психолого-педагогическое понятие / И. Н. Чертыков // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 6. — С. 220–222.
11. Гуткина Н. И. Концепция Л. И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) / Н. И. Гуткина // Культурно-историческая психология. — 2018. — № 2. — С. 116–128.
12. Одинцова М. А. Стресспреодолевающее поведение старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости / М. А. Одинцова // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2016. — № 2. — С. 191–198.
13. Набойченко Е. С. Связь эмоционального интеллекта и жизнестойкости у старшеклассников / Е. С. Набойченко, К. А. Кухлевская // Вестник Уральского государственного медицинского университета. — 2018. — № 4. — С. 44–48.
14. Манвелян Н. Г. Особенности жизнестойкости у старшеклассников с разным уровнем суверенности психологического пространства личности / Н. Г. Манвелян // Наука, образование и инновации : сб. ст. Междунар. науч. –практ. конф. — [Б. м.] : [б. и.], 2016. — С.
15. Леушина А. В. Методологические основы исследования эмоционального интеллекта, как фактора развития жизнестойкости старшеклассников / А. В. Леушина // International journal of medicine and psychology. — 2023. — № 2. — С. 150–155.
16. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — Москва : НПФ «Смысл», 2019. — 858 с.
17. Легостаева Е. С. Жизнестойкость, самооценка и мотивация как личностные факторы успешности обучения старшеклассников / Е. С. Легостаева, Л. В. Оконечникова, Д. С. Денисова // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 8. — С. 149–156.
18. Качимская А. Ю. К вопросу о способах формирования психологической готовности обучающихся к экзаменам / А. Ю. Качимская, П. О. Ковтун // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — № 3. — С. 1–14.
19. Демина М. В. Жизнестойкость в старшем школьном возрасте / М. В. Демина // Академическая публицистика. — 2023. — № 3-2. — С. 203–210.
20. Дарвиш О. Б. Особенности жизнестойкости старшеклассников и студентов / О. Б. Дарвиш // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 4 (71). — С. 356–358.

Остальные статьи