Дата публикации: 01.01.2024

Факторы развития жизнестойкости в старшем школьном возрасте в научных трудах зарубежных и отечественных ученых

Аннотация

Целью статьи является освещение результатов исследования факторов, обусловливающих жизнестойкость личности в старшем школьном возрасте. Акцентируется внимание на проблеме современного образовательного процесса, предъявляющего высокие требования к психике учащихся старших классов, и жизнестойкости, как явления, способствующего успешному преодолению трудностей и адаптации к предъявляемым требованиям. Автором использован метод теоретического анализа научных источников, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных (коэффициент корреляции Пирсона). Описываются результаты корреляционного анализа, в которых эмоциональная сфера и ценностные ориентации рассматриваются как факторы жизнестойкости.




Введение в проблему

Обучение в старших классах общеобразовательной школы отличается наличием своих специфических особенностей. Постоянно усложняются требования к психике учеников; внедряются и преобразуются новые образовательные технологии; устанавливаются новые цели образовательного процесса; расширяется диапазон знаний, которые преподаются для усвоения.

Совместно со спецификой образовательной среды в настоящее время выделяются ее сложности, отражающиеся на поведении и эмоциональной сфере учащихся. Среди таких трудностей называются дистанционное обучение, разделение школ и классов на профильные типы, интенсивное межличностное взаимодействие, отсутствие в педагогическом процессе должного внимания к вопросам формирования эмоциональной сферы и ценностно-смысловых ориентаций личности. Особое место среди всех трудностей завершающего школьного периода жизни занимает процесс подготовки к сдаче экзаменов, результат которых во многом способен определить дальнейшие жизненные пути старших школьников [4]. Все особенности и трудности образовательной среды современных школ редко учитывают возрастную специфику личности молодых людей. Внимание современной образовательной среды к личностным особенностям старших школьников, в частности к эмоциональной сфере и ценностно-смысловым ориентациям как ключевым факторам их жизнестойкости, важно для успешного дальнейшего процесса социализации, профессионального становления и личностного развития.

Возрастной период старших школьников приходится на возраст 15– 17 лет [1]. Этап старших классов можно назвать одним из самых важных в процессе полноценного становления личности человека, поскольку учащимися принимается решение о дальнейшем развитии в образовательной и профессиональной сферах. Процесс завершения обучения в основном образовательном учреждении и реализация выбранного пути не может не сопровождаться рядом трудностей, с которыми сталкивается каждый человек, преодолевает их по-своему и накапливает опыт неудач. Преодолению этих трудностей способствуют различные особенности личности, среди которых особое место занимает жизнестойкость.

Автором концепции жизнестойкости является С. Мадди, который в своих трудах акцентирует внимание на важности получаемой человеком информации и накоплении эмоционального опыта при взаимодействии с реальностью. На основании положений философской науки и собственной концепции, С. Мадди предложен термин hardiness, обозначающий устойчивость, выносливость. Жизнестойкость, согласно ученому, – это убеждения и способности человека, с помощью которых оказывается сопротивление негативным результатам стрессовых воздействий окружающего мира и сохраняется активность и внутренний баланс [16].

Список литературы

1. 9. Набойченко Е. С. Связь эмоционального интеллекта и жизнестойкости у старшеклассников / Е. С. Набойченко, К. А. Кухлевская // Вестник Уральского государственного медицинского университета. — 2018. — № 4. — С. 44–48.
2. Naboichenko E. S. Svyaz’ emotsional’nogo intellekta i zhiznestoikosti u starsheklassnikov / E. S. Naboichenko, K. A. Kukhlevskaya // Vestnik Ural’skogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. — 2018. — № 4. — S. 44–48.
3. 10. Одинцова М. А. Стресспреодолевающее поведение старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости / М. А. Одинцова // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2016. — № 2. — С. 191–198.
4. Odintsova M. A. Stresspreodolevayushchee povedenie starsheklassnikov s raznym urovnem zhiznestoikosti / M. A. Odintsova // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. — 2016. — № 2. — S. 191–198.
5. 11. Чаусова О. А. Особенности развития жизнестойкости старшеклассников в условиях современного образования / О. А. Чаусова // Нижегородское образование. — 2011. — № 4. — С. 167–172.
6. Chausova O. A. Osobennosti razvitiya zhiznestoikosti starsheklassnikov v usloviyakh sovremennogo obrazovaniya / O. A. Chausova // Nizhegorodskoe obrazovanie. — 2011. — № 4. — S. 167–172.
7. 12. Чертыков И. Н. Жизнестойкость как психолого-педагогическое понятие / И. Н. Чертыков // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 6. — С. 220–222.
8. Chertykov I. N. Zhiznestoikost’ kak psikhologo-pedagogicheskoe ponyatie / I. N. Chertykov // Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. — 2015. — № 6. — S. 220–222.
9. 13. Юрина О. А. Развитие образа Я как фактор жизнестойкости в образовательной среде у старшеклассников и студентов / О. А. Юрина // Психология телесности: теоретические и практические исследования : сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф. — [Б. м.] : [б.
10. Yurina O. A. Razvitie obraza Ya kak faktor zhiznestoikosti v obrazovatel’noi srede u starsheklassnikov i studentov / O. A. Yurina // Psikhologiya telesnosti: teoreticheskie i prakticheskie issledovaniya : sb. st. II mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — [B. m.
11. 14. Arastaman G. Investigation of High School Students’ Resiliency Perception in Terms of Some Variables / G. Arastaman, A. Balci // Educational Sciences: Theory and Practice. — 2013. — No. 2. — Р. 922–928.
12. 15. Dias P. C. Protective factors and resilience in adolescents: The mediating role of selfregulation / P. C. Dias, I. Cadime // Psicologia educativa. — 2017. — No. 1. — Р. 37–43.
13. 16. Henderson N. Havens of Resilience / N. Henderson // Educational Leadership. — 2013. — No. 1. — P. 22–27.
14. 17. Reis S. M. Understanding resilience in diverse, talented students in an urban high school / S. M. Reis, R. D. Colbert, T. P. Hébert // Roeper review. — 2005. — No. 2. — P. 110–120.
15. 18. Rojas L. F. Factors affecting academic resilience in middle school students: a case study / L. F. Rojas // Gist : Education and Learning Research Journal. — 2015. — No. 11. — P. 63–78.
16. 19. Trait Emotional Intelligence and School Burnout: The Mediating Role of Resilience and Academic Anxiety in High School / C. Fiorilli, E. Farina, I. Buonomo [et al.] // International journal of environmental research and public health. — 2020. — № 9. —
17. 20. Yavuz K. Psychological Resilience in Children and Adolescents: The Power of Self-Recovery / K. Yavuz // Current Approaches in Psychiatry = Psikiyatride Güncel Yaklaşımlar. — 2023. — No. 15. — P. 112–131.
18. Manvelyan N. G. Osobennosti zhiznestoikosti u starsheklassnikov s raznym urovnem suverennosti psikhologicheskogo prostranstva lichnosti / N. G. Manvelyan // Nauka, obrazovanie i innovatsii : sb. st. Mezhdunar. nauch. –prakt. konf. — [B. m.] : [b. i.], 201
19. 8. Манвелян Н. Г. Особенности жизнестойкости у старшеклассников с разным уровнем суверенности психологического пространства личности / Н. Г. Манвелян // Наука, образование и инновации : сб. ст. Междунар. науч. –практ. конф. — [Б. м.] : [б. и.], 2016. — С.
20. Leushina A. V. Metodologicheskie osnovy issledovaniya emotsional’nogo intellekta, kak faktora razvitiya zhiznestoikosti starsheklassnikov / A. V. Leushina // International journal of medicine and psychology. — 2023. — № 2. — S. 150–155.
21. 7. Леушина А. В. Методологические основы исследования эмоционального интеллекта, как фактора развития жизнестойкости старшеклассников / А. В. Леушина // International journal of medicine and psychology. — 2023. — № 2. — С. 150–155.
22. Leont’ev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoi real’nosti / D. A. Leont’ev. — Moskva : NPF «Smysl», 2019. — 858 s.
23. 6. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — Москва : НПФ «Смысл», 2019. — 858 с.
24. Legostaeva E. S. Zhiznestoikost’, samootsenka i motivatsiya kak lichnostnye faktory uspeshnosti obucheniya starsheklassnikov / E. S. Legostaeva, L. V. Okonechnikova, D. S. Denisova // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2019. — № 8. — S. 149–156.
25. 5. Легостаева Е. С. Жизнестойкость, самооценка и мотивация как личностные факторы успешности обучения старшеклассников / Е. С. Легостаева, Л. В. Оконечникова, Д. С. Денисова // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 8. — С. 149–156.
26. Kachimskaya A. Yu. K voprosu o sposobakh formirovaniya psikhologicheskoi gotovnosti obuchayushchikhsya k ekzamenam / A. Yu. Kachimskaya, P. O. Kovtun // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. — 2019. — № 3. — S. 1–14.
27. 4. Качимская А. Ю. К вопросу о способах формирования психологической готовности обучающихся к экзаменам / А. Ю. Качимская, П. О. Ковтун // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — № 3. — С. 1–14.
28. Demina M. V. Zhiznestoikost’ v starshem shkol’nom vozraste / M. V. Demina // Akademicheskaya publitsistika. — 2023. — № 3-2. — S. 203–210.
29. 3. Демина М. В. Жизнестойкость в старшем школьном возрасте / М. В. Демина // Академическая публицистика. — 2023. — № 3-2. — С. 203–210.
30. Darvish O. B. Osobennosti zhiznestoikosti starsheklassnikov i studentov / O. B. Darvish // Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. — 2018. — № 4 (71). — S. 356–358.
31. 2. Дарвиш О. Б. Особенности жизнестойкости старшеклассников и студентов / О. Б. Дарвиш // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 4 (71). — С. 356–358.
32. Gutkina N. I. Kontseptsiya L. I. Bozhovich o stroenii i formirovanii lichnosti (kul’turno-istoricheskii podkhod) / N. I. Gutkina // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2018. — № 2. — S. 116–128.
33. 1. Гуткина Н. И. Концепция Л. И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) / Н. И. Гуткина // Культурно-историческая психология. — 2018. — № 2. — С. 116–128.

Остальные статьи