Дата публикации: 01.01.2024

Психологические особенности выбора абитуриентами дистанционных программ обучения в высших учебных заведениях России

Аннотация

Статья посвящена исследованию психологических особенностей выбора абитуриентами высших учебных заведений с дистанционными программами обучения (с применением дистанционных образовательных технологий). Сформулированы выводы, почему люди поступают на дистанционные программы, влияет ли окружение на принятие решений, какие основные мотиваторы задействованы в процессе выбора, на какие ключевые аспекты обращают внимание потребители образовательных услуг. Полученные результаты помогают выявить ключевые элементы, влияющие на абитуриентов относительно формы обучения, и предоставляют основу для дальнейших исследований в области педагогической психологии.




Актуальность

В последние несколько лет наблюдается активный рост сферы edtech (education technologies). За 2023 год сфера выросла приблизительно на 30 % и в денежном эквиваленте, и с точки зрения количества потребителей [21]. Все большее количество вузов используют дистанционные технологии при реализации различных программ обучения: курсов повышения квалификации, программ переподготовки, программ высшего образования (бакалавриата, магистратуры, аспирантуры) [2].

У большинства крупных известных российских вузов, таких как МПГУ, РАНХиГС, МФТИ, СПбПУ, запущены программы высшего образования в онлайн-формате, у НИУ ВШЭ — собственный онлайнкампус [5]. Контрактный набор на такой формат в 2–3 раза превышает показатели традиционных очных программ обучения, что говорит о востребованности среди абитуриентов и повышенном спросе [20].

Дарья Козлова, первый проректор, директор Института международного развития и партнерства Университета ИТМО, считает, что качество образования за последние 5 лет стало более прозрачным [5]. У студентов появилась возможность беспрепятственно присоединяться к лекциям, посещать вебинары из любой точки мира, смотреть записи пропущенных занятий. Благодаря интернету и современным технологиям образование стало доступнее, осталось организовать новые процессы с учетом психологических особенностей потребителей, не потеряв при этом качественной компоненты [2].

Дмитрий Крутов, генеральный директор Skillbox, поддерживает эти слова и делает акцент на том, что мощности edtech-компаний позволяют вузам усилить конкурентные преимущества [5]. Например, коллаборации с вузами позволяют организовать внедрение инновационных подходов относительно прокторинга на экзаменах, создать новые удобные платформы для обучения, провести тренировку студентов на реальных кейсах от партнеров. Также дистанционные программы высшего образования гарантируют дальнейшее трудоустройство по профессии и качественные практики и стажировки от лидеров отрасли [9].

Список литературы

1. 12. Милинский А. Ю. Мотивы выбора абитуриентами непедагогических направлений подготовки педагогических вузов [Электронный ресурс] / А. Ю. Милинский // Ученые записки университета Лесгафта. — 2022. — № 9 (211). — URL: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> ru/article/n/mot
2. Milinskii A. Yu. Motivy vybora abiturientami nepedagogicheskikh napravlenii podgotovki pedagogicheskikh vuzov [Elektronnyi resurs] / A. Yu. Milinskii // Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. — 2022. — № 9 (211). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a>
3. 13. Николаев В. К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности [Электронный ресурс] / В. К. Николаев // Высшее образование в России. — 2022. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/eksport-obrazovaniya-v-vuzah-rossii-vusloviyah-" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/eksport-obrazovaniya-v-vuzah-rossii-vusloviyah-</a>
4. Nikolaev V. K. Eksport obrazovaniya v vuzakh Rossii v usloviyakh novoi real’nosti [Elektronnyi resurs] / V. K. Nikolaev // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2022. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/eksport-obrazovaniya-v-vuzah-rossii-v-usloviya" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/eksport-obrazovaniya-v-vuzah-rossii-v-usloviya</a>
5. 14. Прохорова М. П. Восприятие образовательных инноваций абитуриентами [Электронный ресурс] / М. П. Прохорова, С. В. Булганина // Вестник НВГУ. — 2017. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-obrazovatelnyh-innovatsiyabiturientami" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-obrazovatelnyh-innovatsiyabiturientami</a> (дат
6. Prokhorova M. P. Vospriyatie obrazovatel’nykh innovatsii abiturientami [Elektronnyi resurs] / M. P. Prokhorova, S. V. Bulganina // Vestnik NVGU. — 2017. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-obrazovatelnyh-innovatsiy-abiturientami" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-obrazovatelnyh-innovatsiy-abiturientami</a> (d
7. 15. Савина Н. В. Персонализированное образование в вузе: взгляд студентов [Электронный ресурс] / Н. В. Савина // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 77–4. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/personalizirovannoeobrazovanie-v" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/personalizirovannoeobrazovanie-v</a>
8. Savina N. V. Personalizirovannoe obrazovanie v vuze: vzglyad studentov [Elektronnyi resurs] / N. V. Savina // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2022. —№ 77–4. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/personalizirovannoe-obrazovanie-vv" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/personalizirovannoe-obrazovanie-vv</a>
9. 16. Селезнев В. Н. Исследование мотивации выбора российскими абитуриентами РУДН [Электронный ресурс] / В. Н. Селезнев, Т. В. Киящук // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2004. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> article/n/issledovanie-moti
10. Seleznev V. N. Issledovanie motivatsii vybora rossiiskimi abiturientami RUDN [Elektronnyi resurs] / V. N. Seleznev, T. V. Kiyashchuk // Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika. — 2004. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-m" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-m</a>
11. 17. Хабаров А. А. Как портрет целевой аудитории поможет в составлении маркетинговой стратегии [Электронный ресурс] / А. А. Хабаров // Вестник магистратуры. — 2022. — № 5–4 (128). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/kak-portret-tselevoyauditorii-pomoz" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/kak-portret-tselevoyauditorii-pomoz</a>
12. Khabarov A. A. Kak portret tselevoi auditorii pomozhet v sostavlenii marketingovoi strategii [Elektronnyi resurs] / A. A. Khabarov // Vestnik magistratury. — 2022. — № 5–4 (128). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/kak-portret-tselevoy-auditorii-pomo" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/kak-portret-tselevoy-auditorii-pomo</a>
13. 18. Черкасова И. И. Бренд университета как фактор привлечения абитуриентов [Электронный ресурс] / И. И. Черкасова, В. В. Черкасов, А. В. Черкасов // Образование и наука. — 2023. — № 1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/brend-universiteta-kakfaktor-" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/brend-universiteta-kakfaktor-</a>
14. Cherkasova I. I. Brend universiteta kak faktor privlecheniya abiturientov [Elektronnyi resurs] / I. I. Cherkasova, V. V. Cherkasov, A. V. Cherkasov // Obrazovanie i nauka. — 2023. — № 1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/brend-universiteta-kak-fakt" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/brend-universiteta-kak-fakt</a>
15. 19. Шаронова А. А. Современный абитуриент: детерминанты выбора [Электронный ресурс] / А. А. Шаронова // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. — 2018. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-abiturientdeterminanty-vybora" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-abiturientdeterminanty-vybora</a> (д
16. Sharonova A. A. Sovremennyi abiturient: determinanty vybora [Elektronnyi resurs] / A. A. Sharonova // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11. Pravo. — 2018. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-abiturient-determinanty-vybora" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-abiturient-determinanty-vybora</a> (d
17. 20. Шкаровский С. И. Маркетинговые решения в области online- и offline-обучения в высшей школе [Электронный ресурс] / С. И. Шкаровский, Б. Е. Токарев, Н. Ф. Солдатова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. — 2022. — № 4. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberlen
18. Shkarovskii S. I. Marketingovye resheniya v oblasti online- i offline-obucheniya v vysshei shkole [Elektronnyi resurs] / S. I. Shkarovskii, B. E. Tokarev, N. F. Soldatova // Vestnik YuUrGU. Seriya: Ekonomika i menedzhment. — 2022. — № 4. — URL: <a href="https://cy" target="_blank">https://cy</a>
19. 21. Шнейдер Л. Б. Особенности цифровой грамотности будущих специалистов образовательной сферы и их отношение к использованию цифровых средств и технологий в обучении [Электронный ресурс] / Л. Б. Шнейдер, К. А. Богатырев // Высшее образование сегодня. — 20
20. Shneider L. B. Osobennosti tsifrovoi gramotnosti budushchikh spetsialistov obrazovatel’noi sfery i ikh otnoshenie k ispol’zovaniyu tsifrovykh sredstv i tekhnologii v obuchenii [Elektronnyi resurs] / L. B. Shneider, K. A. Bogatyrev // Vysshee obrazovanie s
21. 1. Абдрахманова Л. В. Основные факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентом [Электронный ресурс] / Л. В. Абдрахманова, Э. И. Никонова // ВЭПС. — 2017. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-faktory-vliyayuschie-na-vybor-vuzaabiturientom" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-faktory-vliyayuschie-na-vybor-vuzaabiturientom</a>
22. Abdrakhmanova L. V. Osnovnye faktory, vliyayushchie na vybor vuza abiturientom [Elektronnyi resurs] / L. V. Abdrakhmanova, E. I. Nikonova // VEPS. — 2017. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-faktory-vliyayuschie-na-vybor-vuzaabiturien" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-faktory-vliyayuschie-na-vybor-vuzaabiturien</a>
23. 2. Андреева А. А. Сравнительный анализ образовательных программ, реализуемых с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и традиционных образовательных программ [Электронный ресурс] / А. А. Андреева, С.В.Кал
24. Andreeva A. A. Sravnitel’nyi analiz obrazovatel’nykh programm, realizuemykh s primeneniem isklyuchitel’no elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel’nykh tekhnologii i traditsionnykh obrazovatel’nykh programm [Elektronnyi resurs] / A.A.Andreeva,
25. 3. Апанасюк Л. А. Оценка эффективности стратегии университета в рамках цифрового дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Л. А. Апанасюк, Ю. В. Артемьева // Концепт. — 2023. — № 9. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/otsenkaeffektivnosti-strate" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/otsenkaeffektivnosti-strate</a>
26. Apanasyuk L. A. Otsenka effektivnosti strategii universiteta v ramkakh tsifrovogo distantsionnogo obucheniya [Elektronnyi resurs] / L. A. Apanasyuk, Yu. V. Artem’eva // Kontsept. — 2023. — № 9. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnost" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnost</a>
27. 4. Безрукова А. А. Информированность о вузе как фактор предпочтений абитуриентов [Электронный ресурс] / А. А. Безрукова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2023. — № 6. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> informirovannos
28. Bezrukova A. A. Informirovannost’ o vuze kak faktor predpochtenii abiturientov [Elektronnyi resurs] / A. A. Bezrukova // Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. — 2023. — № 6. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> informirovan
29. 5. Богатырев К. А. Роль исследований потребностей целевой аудитории при разработке и запуске онлайн-программ обучения [Электронный ресурс] / К. А. Богатырев // Актуальные проблемы психологического знания. — 2023. — № 2. — URL: <a href="https://mpsuinfo.ru/en/artic" target="_blank">https://mpsuinfo.ru/en/artic</a>
30. Bogatyrev K. A. Rol’ issledovanii potrebnostei tselevoi auditorii pri razrabotke i zapuske onlain-programm obucheniya [Elektronnyi resurs] / K. A. Bogatyrev // Aktual’nye problemy psikhologicheskogo znaniya. — 2023. — № 2. — URL: <a href="https://mpsuinfo.ru/en/" target="_blank">https://mpsuinfo.ru/en/</a> a
31. 6. Болдина М. Ю. Образовательные планы абитуриентов российской провинции [Электронный ресурс] / М. Ю. Болдина // Высшее образование в России. — 2022. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-plany-abiturientovrossiyskoy-provintsii" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-plany-abiturientovrossiyskoy-provintsii</a> (д
32. Boldina M. Yu. Obrazovatel’nye plany abiturientov rossiiskoi provintsii [Elektronnyi resurs] / M. Yu. Boldina // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2022. — № 3. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-plany-abiturientov-rossiyskoy-provintsii
33. 7. Гончаров А. И. Особенности продвижения проекта «Цифровая кафедра» в вузе [Электронный ресурс] / А. И. Гончаров // Экономика строительства. — 2023. — № 10. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prodvizheniya-proekta-tsifrovayakafedra-v-vu" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prodvizheniya-proekta-tsifrovayakafedra-v-vu</a>
34. Goncharov A. I. Osobennosti prodvizheniya proekta «Tsifrovaya kafedra» v vuze [Elektronnyi resurs] / A. I. Goncharov // Ekonomika stroitel’stva. — 2023. — № 10. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prodvizheniya-proekta-tsifrovaya-kafedra-" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prodvizheniya-proekta-tsifrovaya-kafedra-</a>
35. 8. Жданов П. А. Сетевой анализ степени интеграции вузов Проекта 5–100 в международное образовательное пространство / П. А. Жданов, Н. А. Полихина, Е. Ю. Сёма // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28, № 11. — C. 155–167. — DOI: <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.3
36. Zhdanov P. A. Setevoi analiz stepeni integratsii vuzov Proekta 5–100 v mezhdunarodnoe obrazovatel’noe prostranstvo / P. A. Zhdanov, N. A. Polikhina, E. Yu. Sema // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2019. — T. 28, № 11. — C. 155–167. — DOI: <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/
37. 9. Захарова И. Г. Сопровождение индивидуальных образовательных траекторий на основе концепции объяснимого искусственного интеллекта [Электронный ресурс] / И. Г. Захарова, М. С. Воробьева, Ю. В. Боганюк // Образование и наука. — 2022. — № 1. — URL: <a href="https:/" target="_blank">https:/</a>
38. Zakharova I.G.Soprovozhdenie individual’nykh obrazovatel’nykh traektorii na osnove kontseptsii ob'yasnimogo iskusstvennogo intellekta [Elektronnyi resurs] / I. G. Zakharova, M. S. Vorob’eva, Yu. V. Boganyuk // Obrazovanie i nauka. — 2022. — № 1. — URL: ht
39. 10. Иудин А. А. Влияние ценностных ориентаций на профессиональный выбор абитуриентов : часть 3 [Электронный ресурс] / А. А. Иудин, И. В. Ситникова, А. С. Тюнтяев // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 202
40. Iudin A. A. Vliyanie tsennostnykh orientatsii na professional’nyi vybor abiturientov : chast’ 3 [Elektronnyi resurs] / A. A. Iudin, I. V. Sitnikova, A. S. Tyuntyaev // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial’nye nauki
41. 11. Мигранова Л. И. Тенденции развития предпочтений абитуриентов в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс] / Л. И. Мигранова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 12–2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> tendentsii-razvitiy
42. Migranova L. I. Tendentsii razvitiya predpochtenii abiturientov v usloviyakh tsifrovoi ekonomiki [Elektronnyi resurs] / L. I. Migranova // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. — 2021. — № 12–2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsiirazviti" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsiirazviti</a>

Остальные статьи