Дата публикации: 01.07.2022

Воспитание и социализация: сотрудничество или соперничество

Аннотация

Надежный успех в формировании российского гражданина может быть достигнут только при условии согласованного функционирования институтов воспитания и социализации. Под этим углом зрения проанализирована практика России последних лет. Показано, что в полном объеме такой согласованности на базе российских национальных ценностей нет, а нередко усилия этих институтов фактически противостоят друг другу. Это приводит к целому ряду проблем и противоречивым результатам воспитания и социализации. Предложен ряд мер по гармонизации этих процессов.




В настоящее время теоретикам и практикам воспитания не приходится бороться за этот термин и соответствующий процесс, доказывать нужность и необходимость воспитания. Но все познается в сравнении, и тогда вспомним, что с начала перестроечных времен, то есть со второй половины 1980-х гг., и достаточно долгое время такая необходимость была. Автор хорошо помнит, что в те времена Академия педагогических наук СССР была активным участником этих событий. Надо было защищать и необходимость воспитания, и соответствующие академические институты, и сохранение полноценного воспитания в школе.

К сожалению, говорить об особых успехах тех лет трудно, и особенно начиная с распада СССР. Казалось бы, и министры тех лет и позже, ответственные за просвещение и образование (независимо от названий министерств), с которыми автор имел честь, а нередко и удовольствие общаться лично (М. А. Прокофьев, Г. А. Ягодин, Е. В. Ткаченко, В. Г. Кинелев, А. Н. Тихонов, В. М. Филиппов), не подвергали сомнению важность воспитания. И конечно, воспитатели, учителя и преподаватели за редким исключением считали воспитание обязательной или даже первой по значимости составной частью образования. Это нашло отражение и в изменении Закона РФ «Об образовании» 1992 г. В варианте 1996 г. перечисление составных частей образования начиналось со слова «воспитание», в то время как изначальный вариант начинался со слова «обучение».

Вместе с тем это теоретически и юридически важное изменение не слишком помогло практике. Это было время, когда команда Б. Н. Ельцина на этажах более высоких, чем собственно образование, целенаправленно и весьма активно подталкиваемая западными «друзьями», стремилась сделать в России все как на «прогрессивном» Западе. Применительно к нашей теме это означало: либо вообще изгнать воспитание из образовательных учреждений, предоставив его семье и обществу, либо свести к минимуму под удобным лозунгом свободы. При этом забывалось, что даже наиболее известный представитель идей свободного воспитания в России Л. Н. Толстой в конце жизни отказался от этих идей и жестко критиковал их.

Забывалось и другое, значительно более современное. То, что постановка в Законе об образовании воспитания на первое место была отражением несомненного факта, что практическое принижение воспитания в образовательной деятельности привело — среди и других причин — к снижению нравственности в стране, росту преступности и других негативных явлений.

Впрочем, о забвении здесь можно говорить лишь условно. На самом деле давление западной идеологии и образа жизни было, как теперь стало совершенно ясно, весьма жестким и мотивировалось далеко не добрыми намерениями и желанием привнести в Россию больше свободы. Целью было поставить нашу страну под внешнее управление. Сделать это сугубо силовыми методами, как показали западникам история и Российской империи, и Советского Союза, было невозможно. Но определенных успехов они ожидали другим способом — изменением системы российских традиционных ценностей и созданием недовольства у значительной части населения, а не только у сравнительно немногочисленной «пятой колонны».

Список литературы

1. 18. Социальная политика : учебник. — М. : Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2003.
2. 17. Пронько Ю. А. Министр скрыл — мы говорим [Электронный ресурс] / Ю. А. Пронько. — Режим доступа: <a href="https://tsargrad.tv/articles/ministr-skryl-my-govorim-pjat-prichin-gibelirossii_602544" target="_blank">https://tsargrad.tv/articles/ministr-skryl-my-govorim-pjat-prichin-gibelirossii_602544</a> (дата обращения: 11.08.2022).
3. 16. Приватизация по-российски / под ред. А. Б. Чубайса. — М. : Вагриус, 1999. — 368 с.
4. 15. Правдина Н. Б. Мой ребенок — будущий миллионер! / Н. Б. Правдина. — М. : АСТ, 2004. — 302 с.
5. 14. Попов С. Н. Думай и богатей по-русски — 2 / С. Н. Попов. — М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 256 с.
6. 13. Ослунд А. «Строительство капитализма»: рыночная трансформация стран бывшего советского блока / А. Ослунд. — М. : Логос, 2003. — 736 с.
7. 12. Никандров Н. Д. Идеология. Текст. Социализация / Н. Д. Никандров // Изв. Рос. акад. образования. — 2021. — № 3. — С. 92–105.
8. 11. Никандров Н. Д. Текст и воспитание / Н. Д. Никандров // Педагогика. — 2018. — № 7. — С. 62–74.
9. 10. Московичи С. Век толп : Исторический трактат о психологии масс / С. Московичи. — М. : Центр психологии и психотерапии, 1996. — 478 с.
10. 9. Лийметс Х. Й. Как воспитывает процесс обучения / Х. Й. Лийметс. — М. : Знание, 1982. — 96 с.
11. 8. Лига М. Б. Качество жизни как основа социальной безопасности / М. Б. Лига. — М. : Гардарики, 2006. — 223 с.
12. 7. Коноваленко М. Курс начинающего богача / М. Коноваленко. — СПб. : Питер, 2002. — 224 с.
13. 6. Детское движение : словарь-справочник / сост. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. — 2-е изд. — М. : Ассоциация исследователей детского движения, 2005. — 543 с.
14. 5. Граждане новой России: кем себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить (1998–2004). — М. : Изд-во Ин-та комплексных социальных исследований РАН, 2005. — 175 с.
15. 4. Гайдар Е. Т. Дни поражений и побед / Е. Т. Гайдар. — М. : Вагриус, 1996. — 367 с.
16. 3. Вагин И. Почему ты еще нищий? / И. Вагин. — СПб. : Питер, 2002. — 256 с.
17. 2. Боровой К. Н. Двенадцать ТОП : Как стать богатым / К. Н. Боровой. — М. : Вагриус, 2004. — 232 с.
18. 1. Баден-Пауэлл Р. Настольная книга скаута / Р. Баден-Пауэлл. — М. : Рус. книга, 2001. — 368 с.

Остальные статьи