Психологические факторы благополучия студентов в условиях обучения
Аннотация
Успешность обучения студентов в университете зависит от психологического благополучия студентов, концепция которого недостаточно изучена. Цель работы состояла в изучении взаимосвязи психологических факторов благополучия студентов 1–2-го курса вуза на основе применения тестов: Шкалы психологического благополучия К. Рифф; Теста смысложизненных ориентаций; Теста жизнестойкости; Опросника толерантности к неопределенности. Установлены значимые взаимосвязи показателей тестирования: между личностным благополучием студентов и факторами смысложизненных ориентаций, жизнестойкости, контроля, наличия жизненных целей и осмысленности. Студенты с высоким благополучием проявили большую жизнестойкость и позитивное отношение к окружающим и себе, положительно отнеслись к выполнению сложных задач. Предложен новый подход к рассмотрению психологического благополучия в виде благожелательного отношения в жизни.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2024 |
Страницы | 213-229 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_1_213 |
Введение
Интенсивное развитие общества требует от современного человека высокого уровня личностного и профессионального потенциала, что часто делает достижение личного благополучия сложным. Университетский период жизни студентов можно считать источником стресса, так как в этот период молодые люди сталкиваются с проблемами адаптации к новому формату обучения [11]. Перед ними стоят социальные и возрастные вызовы: сепарация от родителей, начало трудовой деятельности и совмещение её с учебной, построение романтических отношений, стратегическое планирование жизни, осознание своего «образа Я» и «Я-концепции», овладение новыми информационными технологиями, которые быстро появляются и развиваются в современном мире [7; 15; 23; 24].
По результатам мониторинга, инициированного Российской академией образования [9], самыми частыми трудными жизненными ситуациями у студентов в условиях обучения являются: нарушение сна — 75 %, дефицит свободного времени — 77 %, неспособность сохранять эмоциональную устойчивость — 78 %, высокая академическая загруженность — 79 %, тревога по вопросам успеваемости и страх неудачи на экзамене — 81 %. В докладе С. К. Нартовой-Бочаровой на заседании бюро Отделения психологии и возрастной физиологии отмечалось, что на основании результатов исследований выделены наиболее уязвимые группы студентов — это обучающиеся женского пола, студенты бакалавриата и студенты, сменившие для обучения место жительства.
Актуальность исследования психологических факторов, способствующих благополучию студентов, обусловлена необходимостью повышения эффективности высшего образования и создания благоприятной образовательной среды, поскольку понимание психологических аспектов, влияющих на благополучие студентов, позволяет нам адаптировать образовательные программы и методы к образовательным потребностям студентов. Это может привести к более эффективному обучению и развитию учащихся.
Знание того, какие психологические факторы способствуют благополучию студентов, позволяет создавать поддерживающую и стимулирующую образовательную среду, а выявление этих факторов поможет студентам справиться с трудными ситуациями в жизни, что, в свою очередь, снижает риски возникновения проблем с психическим здоровьем студентов.