Дата публикации: 01.01.2024

Агрессивное поведение в образовательной среде: анализ результатов эмпирического исследования и пути решения проблемы

Аннотация

Представлены результаты исследования проблемы агрессивного поведения субъектов образовательных отношений. Целевой группой исследования стали молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет. Приняли участие в исследовании 3012 респондентов из 20 регионов Российской Федерации. Онлайн-опрос проводился по адаптированной анкете Р. А. Андриановой. Цель исследования: оценка распространенности различных видов и форм агрессивного поведения в образовательной среде. Задачи исследования: выявить различные виды агрессивного поведения — вербальный, физический, киберагрессия, кибербуллинг; выявить формы проявления агрессивных действий: прямая или косвенная, очно (офлайн) или дистанционно (онлайн); оценить ролевую принадлежность в ситуации агрессивного поведения (агрессор/преследователь, жертва и свидетель/наблюдатель), определить ресурс преодоления агрессивных способов взаимодействия субъектов образовательных отношений. Установлено, что разные виды и формы агрессивного поведения взаимосвязаны и взаимообусловлены как результат сложившихся деструктивных взаимодействий в образовательной организации. Доказано, что агрессивному поведению подростков и молодых людей способствует дефицит воспитательной и превентивной работы педагогов и психологической службы. Обосновано, что комплексная профилактика агрессивного поведения является важным направлением обеспечения безопасной образовательный среды в целом и личной безопасности каждого субъекта образовательных отношений.




Научно-исследовательская работа выполнена при финансовой поддержке ЦИПБ РАН в рамках государственного задания 2024 г. 

Актуальность исследования

Профилактика агрессивного поведения в образовательной среде — это система мер, направленных на обеспечение безопасной среды в целом и личной безопасности каждого субъекта.

В современных условиях новых вызовов и угроз возрастает актуальность организации безопасной образовательной среды, нейтрализации рисков агрессивного взаимодействия всех субъектов образовательных отношений, оптимизации воспитательной работы образовательных организаций.

Исследователи проблемы агрессивного поведения в образовательной среде разделяют понятия «агрессия» и «агрессивность» [2; 4; 6]. Агрессия рассматривается как процесс, имеющий свою функцию, маркером которой становится потребность оскорбления и причинения вреда другому человеку. А агрессивность определяется как особая структура психических свойств человека.

Список литературы

1. Социогуманитарные основы противодействия экстремизму в молодежной среде / Р. А. Андрианова, А. П. Вихрян, Ю. А. Зубок [и др.]. — Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2022. — 305 с. — ISBN 978-5-209-11314-0. — EDN: JITGFZ
2. Ttofi M. M. Effectiveness of school-based programs to reduce bullying: a systematic and meta-analytic review / M. M. Ttofi, D. P. Farrington // Journal of Experimental Criminology. — 2011. — Vol. 7, No. 1. — P. 27–56.
3. Olweus D. The Olweus Bullying Prevention Programme: Design and implementation issues and a new national initiative in Norway / D. Olweus // Bullying in schools: How successful can interventions be. — 2004. — P. 13–36.
4. Novikova M. Influence of School Climate on Bullying Prevalence: Russian and International Research Experience / M. Novikova, A. Rean // Educational Studies. Moscow. — 2019. — No. 2. — P. 78–97. — DOI: 10.17323/1814-9545-2019-2-78-97. — EDN: ICBEUY
5. Menesini E. Empowering students against bullying and cyberbullying: Evaluation of an Italian peer-led model / E. Menesini, A. Nocentini, B. E. Palladino // International Journal of Conflict and Violence (IJCV). — 2012. — Vol. 6, No. 2. — P. 313–320.
6. Involving parents in school-based programmes to prevent and reduce bullying: what effect does it have? / N. Axford, D. P. Farrington, S. Clarkson [et al.] // Journal of Children’s Services. — 2015. — Vol. 10, No. 3. — P. 242–251.
7. Farrington D. P. Bullying as a predictor of offending, violence and later life outcomes / D. P. Farrington, M. M. Ttofi // Criminal Behaviour and Mental Health. — 2011. — Vol. 21. — P. 90–98.
8. Development of education for prevention of the aggressive behavior of children / I. V. Wagner, I. I. Frishman, V. P. Golovanov [et al.] // European Proceedings of Educational Sciences EpES, Moscow, december 07–08, 2020 g. — Moscow : European Publisher
9. Шемшурин А. А. Психолого-педагогические условия профилактики агрессивного поведения школьников / А. А. Шемшурин // Журнал педагогических исследований. — 2020. — Т. 5, № 2. — С. 10–12. — EDN: AGCSIA
10. Сысоева Е. Ю. Профилактика вербальной агрессии педагогов / Е. Ю. Сысоева // Психология обучения. — 2019. — № 6. — С. 96–102. — EDN: MYIFKZ
11. Андрианова Р. А. Буллинг и ксенофобия в образовательной среде: проблемное поле и превентивный ресурс / Р. А. Андрианова. — Москва : Саратовский источник, 2023. — 187 с. — ISBN 978-5-6049889-6-1. — EDN: FBEAOT
12. Собкин В. С. Подросток и поведенческие риски: к вопросу о буллинге / В. С. Собкин, Е. А. Калашникова // Практики развития: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада : матер. XXVII науч.-практ. конф., Красноярск, 12–1
13. Реан А. А. Ретроспективное восприятие буллинга студентами: социоэкономические, гендерные и семейные факторы / А. А. Реан, Е. С. Кошелева, М. А. Новикова // Национальный психологический журнал. — 2020. — Т. 2, № 2 (38). — С. 63–74. — DOI: 10.11621/npj.2
14. Реан А. А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга / А. А. Реан, А. А. Ставцев // Вопросы образования. — 2020. — № 3. — С. 37–59. — DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-37-59. — EDN: PDRQPP
15. Проблемы и ресурсы комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной организации / Р. А. Андрианова, А. А. Шемшурин, В. А. Чернов, Е. И. Селиванова // Психолого-педагогические исследования. — 2021. — Т. 13, № 4. — С. 107– 125. — DOI: 10
16. Новикова М. А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом / М. А. Новикова, А. А. Реан, И. А. Коновалов // Вопросы образования. — 2021. — № 3. — С. 62–90. — DOI: 10.17323/1
17. Комплексная профилактика агрессивного поведения в образовательной среде / К. Д. Хломов, А. А. Бочавер, Р. А. Андрианова [и др.] ; Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. — Москва : Институт изучения детства, семьи
18. Ениколопов С. Н. Кибербуллинг в школьной среде: результаты социально-психологического опроса / С. Н. Ениколопов, В. Л. Назаров, М. Е. Зиновьева // Вопросы психологии. — 2022. — Т. 68, № 4. — С. 25–32. — EDN: LBTMCP
19. Волкова Е. Н. Профилактика агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде: направления работы на основе результатов исследования / Е. Н. Волкова // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. — 2021. — № 4. — С.

Остальные статьи