Агрессивное поведение в образовательной среде: анализ результатов эмпирического исследования и пути решения проблемы
Аннотация
Представлены результаты исследования проблемы агрессивного поведения субъектов образовательных отношений. Целевой группой исследования стали молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет. Приняли участие в исследовании 3012 респондентов из 20 регионов Российской Федерации. Онлайн-опрос проводился по адаптированной анкете Р. А. Андриановой. Цель исследования: оценка распространенности различных видов и форм агрессивного поведения в образовательной среде. Задачи исследования: выявить различные виды агрессивного поведения — вербальный, физический, киберагрессия, кибербуллинг; выявить формы проявления агрессивных действий: прямая или косвенная, очно (офлайн) или дистанционно (онлайн); оценить ролевую принадлежность в ситуации агрессивного поведения (агрессор/преследователь, жертва и свидетель/наблюдатель), определить ресурс преодоления агрессивных способов взаимодействия субъектов образовательных отношений. Установлено, что разные виды и формы агрессивного поведения взаимосвязаны и взаимообусловлены как результат сложившихся деструктивных взаимодействий в образовательной организации. Доказано, что агрессивному поведению подростков и молодых людей способствует дефицит воспитательной и превентивной работы педагогов и психологической службы. Обосновано, что комплексная профилактика агрессивного поведения является важным направлением обеспечения безопасной образовательный среды в целом и личной безопасности каждого субъекта образовательных отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2024 |
Страницы | 199-212 |
УДК | 37.013.42 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_1_199 |
Научно-исследовательская работа выполнена при финансовой поддержке ЦИПБ РАН в рамках государственного задания 2024 г.
Актуальность исследования
Профилактика агрессивного поведения в образовательной среде — это система мер, направленных на обеспечение безопасной среды в целом и личной безопасности каждого субъекта.
В современных условиях новых вызовов и угроз возрастает актуальность организации безопасной образовательной среды, нейтрализации рисков агрессивного взаимодействия всех субъектов образовательных отношений, оптимизации воспитательной работы образовательных организаций.
Исследователи проблемы агрессивного поведения в образовательной среде разделяют понятия «агрессия» и «агрессивность» [2; 4; 6]. Агрессия рассматривается как процесс, имеющий свою функцию, маркером которой становится потребность оскорбления и причинения вреда другому человеку. А агрессивность определяется как особая структура психических свойств человека.