Дата публикации: 01.01.2024

Взаимосвязь экзистенциальной наполненности и личностной идентичности у студенческой молодёжи

Аннотация

В данной статье представлены различные научные подходы к понятию «идентичность личности», раскрыта ее сущность, выделены типы и статусы личностной идентичности. Раскрыто понятие экзистенциальной наполненности личности с указанием ее критериев. В результате эмпирического исследования была подтверждена гипотеза о наличии корреляция между экзистенциальными характеристиками и статусом идентичности студенческой молодёжи, что представляет собой практическую ценность в изучении психологических механизмов формирования смысложизненных ориентаций студенческой молодежи.




Введение

Со второй половины прошлого столетия и до настоящего момента мы наблюдаем серьезные изменения всех сфер жизнедеятельности человечества: экологии, культуры, экономики, образования, науки, демографии. Произошедшие изменения отразились на взаимоотношениях человека и общества, явились причиной утраты идеалов и жизненных ориентиров, смены ценностей, в целом деформации личности. Критичность указанного исторического периода состоит в противопоставлении общества и личности.

Целеполагание современной личности коренным образом отличается от традиционной, ранее существовавшие стандартные формы личностной идентичности разрушены. Идентичность, просто говоря, — это тождественность человека самому себе [14]. Ситуации радикальных социальных трансформаций и социальной нестабильности в России предъявляют к личности молодого человека повышенные требования в плане активности: выбора способов поведения в стремительно изменяющихся обстоятельствах, конструирования персональной системы ценностей и идентификационных структур, а также жизненной траектории.

Ещё одной важной и противоречивой проблемой, характерной для молодежной аудитории, является проблема смысла жизни, которая стоит перед каждым молодым человеком [4]. В современном информационном обществе усугубляющее действие имеет проблема «виртуализации жизни», которая заключается в том, что человек имеет возможность познать различные явления, попробовать на себе различные социальные роли, не отходя от своего монитора [8]. В результате атрофируется желание достигать цели в реальной жизни, человеку кажется, что он уже все видел, жизнь ничем его не удивляет, он предпочитает виртуальный мир реальному.

Современный молодой человек, как и прежде, всегда задает себе один и тот же вопрос: «Кто я такой?» — и постоянно представляет себя в различных ситуациях.

Список литературы

1. Erikson E. H. Identity, youth and crisis / E. H. Erikson. — London : Faber and Faber, 1968. — 336 p.
2. Mead G. H. Mind, self and Society / G. H. Mead. — Chicago : The Univ. of Chicago Press, 1946. — 437 p.
3. Marcia J. E. Identity in adolescence / J. E. Marcia // Handbook of adolescent psychology / ed. by J. Adelson. — New York : John Wiley, 1980. — P. 159–187.
4. Kirchbach G. von. General Introduction to Logotherapy and Existential Analysis / von G. Kirchbach // European Psychotherapy. — 2003. — Vol. 4. — P. 33–46.
5. Goffman E. The neglected situation / E. Goffman // Amer. Anthropol. — 1964. — Vol. 66, No. 5, part 2. — P. 133–136.
6. Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity / E. Goffman. — Englewood Cliffs, NJ : Prentice-Hall, 1963. — 147 p.
7. Frankl V. Zur geistigen Problematik der Psychotherapie / V. Frankl // Zentralblatt der Psychotherapie. — 1938. — Vol. 10. — S. 3–45.
8. Frankl V. Psychotherapie und Existenzialism : Selected Papers on Logotherapie / V. Frankl. — New York : Simon and Schuster, 1967. — 246 p.
9. Frankl V. Grundriß der Existenzanalyse und Logotherapie / V. Frankl // Handbuch der Neurosenlehre und Psychotherapie / V. Frankl, V. Gebsattel, J. H. Schulz (Hrsg.). — München ; Wien : [o. H.], 1959. — Bd. III. — S. 663–736.
10. Frankl V. Das Leiden am sinnlosen Leben / V. Frankl. — Freiburg : Herder, 1983. — 128 p.
11. Erikson E. H. Young man Luther: a study in psychoanalysis and history / E. H. Erikson. — New York : Norton, 1958. — 288 p.
12. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С. 131–143.
13. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л. Б. Шнейдер. — Москва : [б. и.], 2007. — 128 c.
14. Чухин С. Г. Факторы и закономерности формирования идентичности личности / С. Г. Чухин, Е. В. Чухина // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). — 2021. — № 4 (7). — С. 114–131. — DOI: 10.17853/2686-8970-20
15. Поломошнов П. А. Проблема идентичности личности в контексте интегративного подхода / П. А. Поломошнов, А. Ф. Поломошнов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2020. — № 5. — С. 128–136.
16. Нечаев А. В. Где живет идентичность / А. В. Нечаев // Социальные явления. — 2020. — Т. 10, № 1. — С. 3–6.
17. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ — найти согласие с жизнью / А. Лэнгле // Московский психотерапевтический журнал. — 2001. — № 1. — С. 5–23.
18. Лебедева М. В. Идентичность как социально-психологический феномен / М. В. Лебедева // Интернаука. — 2021. — № 9-2 (195). — С. 68–69.
19. Кунц Г. Н. Основные компоненты личностной идентичности / Г. Н. Кунц // Студенческий вестник. — 2021. — № 20-2 (165). — С. 80–81.
20. Кузина Д. В. Идентичность как предмет психологического исследования / Д. В. Кузина, М. О. Акимова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2020. — Т. 26, № 2. — С. 122–126.
21. Кривцова С. В. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер / С. В. Кривцова // Экзистенциальный анализ. — 2009. — № 1. — С. 141–170.
22. Козлова Н. Н. Методология анализа человеческих документов / Н. Н. Козлова // Социологические исследования. — 2004. — № 1. — С. 14–26.

Остальные статьи