Взаимосвязь экзистенциальной наполненности и личностной идентичности у студенческой молодёжи
Аннотация
В данной статье представлены различные научные подходы к понятию «идентичность личности», раскрыта ее сущность, выделены типы и статусы личностной идентичности. Раскрыто понятие экзистенциальной наполненности личности с указанием ее критериев. В результате эмпирического исследования была подтверждена гипотеза о наличии корреляция между экзистенциальными характеристиками и статусом идентичности студенческой молодёжи, что представляет собой практическую ценность в изучении психологических механизмов формирования смысложизненных ориентаций студенческой молодежи.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2024 |
Страницы | 189-199 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_1_189 |
Введение
Со второй половины прошлого столетия и до настоящего момента мы наблюдаем серьезные изменения всех сфер жизнедеятельности человечества: экологии, культуры, экономики, образования, науки, демографии. Произошедшие изменения отразились на взаимоотношениях человека и общества, явились причиной утраты идеалов и жизненных ориентиров, смены ценностей, в целом деформации личности. Критичность указанного исторического периода состоит в противопоставлении общества и личности.
Целеполагание современной личности коренным образом отличается от традиционной, ранее существовавшие стандартные формы личностной идентичности разрушены. Идентичность, просто говоря, — это тождественность человека самому себе [14]. Ситуации радикальных социальных трансформаций и социальной нестабильности в России предъявляют к личности молодого человека повышенные требования в плане активности: выбора способов поведения в стремительно изменяющихся обстоятельствах, конструирования персональной системы ценностей и идентификационных структур, а также жизненной траектории.
Ещё одной важной и противоречивой проблемой, характерной для молодежной аудитории, является проблема смысла жизни, которая стоит перед каждым молодым человеком [4]. В современном информационном обществе усугубляющее действие имеет проблема «виртуализации жизни», которая заключается в том, что человек имеет возможность познать различные явления, попробовать на себе различные социальные роли, не отходя от своего монитора [8]. В результате атрофируется желание достигать цели в реальной жизни, человеку кажется, что он уже все видел, жизнь ничем его не удивляет, он предпочитает виртуальный мир реальному.
Современный молодой человек, как и прежде, всегда задает себе один и тот же вопрос: «Кто я такой?» — и постоянно представляет себя в различных ситуациях.