Дата публикации: 01.01.2024

Понятия модели и моделирования в психологии и образовании

Аннотация

В статье проанализированы основные значения понятия модели (фундаментальные теоретические схемы, экспериментальные планы, репрезентации данных средствами математической статистики) в современной науке в целом и в психологии в частности, а также функции моделирования. Показано, что в педагогической психологии и образовательных науках, наряду с перечисленными, понятие модели имеет и другие значения (концепция образования или профессиональной подготовки, образовательная и социальная практика, система психологической помощи и т. д.). Показаны дидактические функции моделей в образовании.




Введение

Понятия модели и моделирования в современной науке и научно обоснованной практике используются очень широко и имеют множество значений. Для анализа современных исследований в области психологии, в том числе психологии образования, а также практик подготовки кадров на различных уровнях образования (среднего профессионального, высшего, последипломного) имеется необходимость систематизации этого разнообразия значений и выделения основных. В данной статье мы проанализируем основные значения понятий модели и моделирования в психологии и современных науках об образовании и научно обоснованных образовательных практиках, а также функции моделей в указанной научной области.

Моделирование занимает значительное место среди теоретических методов науки. Так, например, В. Н. Дружинин выделяет среди теоретических методов 1) дедуктивный метод (от общего к частному); 2) индуктивный метод (от частного к общему); 3) моделирование как конкретизацию метода аналогий, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или более доступный для изучения [5]. В определении модели, которое дает Большая российская энциклопедия, подчеркнуто, что определяемое понятие обозначает, прежде всего, аналог (схему, структуру и т. п.) некоторого фрагмента природной или социальной реальности, создания человеческой культуры и др. — оригинала модели [2]. Многообразие функций моделей в научной деятельности и в образовании показано Дж. Эпштейном [26], который выделяет шестнадцать целей моделирования в науке:

1. Объяснить феномен.

2. Указать направление сбора данных.

Список литературы

1. Каспржак А. Г. Разработка моделей академического бакалавриата и исследовательской магистратуры в рамках реализации программы модернизации педагогического образования: первые итоги / А. Г. Каспржак, С. П. Калашников // Психологическая наука и образован
2. Frigg R. Models in Science [Electronic resource] / R. Frigg, S. Hartmann // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / E. N. Zalta (ed.). — Spring 2020 Edition. — URL: <a href="https://plato.stanford.edu/archives/spr2020/entries/models-science" target="_blank">https://plato.stanford.edu/archives/spr2020/entries/models-science</a> (date of the appl
3. Epstein J. M. Why Model? [Electronic resource] / J. M. Epstein // Journal of Artificial Societies and Social Simulation. — 2008. — Vol. 11, No. 4. — P. 12. — URL: <a href="https://jasss." target="_blank">https://jasss.</a> soc.surrey.ac.uk/11/4/12.html (date of the application: 07.01.2024).
4. Цибизова Т. Ю. Модель организации исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] / Т. Ю. Цибизова // Инженерный журнал: наука и инновации. — 2015. — Вып. 1. — URL: <a href="http://engjournal.ru/" target="_blank">http://engjournal.ru/</a> catalog/pedag
5. Холодова О. Л. О рисках нарушений развития в раннем возрасте и их профилактике [Электронный ресурс] / О. Л. Холодова, М. Ю. Кузьменко, О. А. Арбекова // Современная зарубежная психология. — 2023. — Т. 12, № 4. — С. 37–50. — DOI: 10.17759/ jmfp.2023120
6. Рубцов В. В. Проектирование магистерской программы исследовательского типа с учетом результатов апробации и внедрения профессионального стандарта педагога / В. В. Рубцов, В. А. Гуружапов // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 21, № 2. —
7. Панилов П. А. Когнитивное моделирование автономной системы управления беспилотным летательным аппаратом / П. А. Панилов, Т. Ю. Цибизова, Н. А. Малахов // Динамика сложных систем — XXI век. — 2023. — Т. 17, № 4. — С. 5–11.
8. Носс И. Н. Моделирование в психологическом исследовании / И. Н. Носс, М. Е. Ковалева // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2019. — Т. 12, № 2. — С. 63–70.
9. Нехамкин В. А. Внешние аналоговые модели в социальном познании: причины возникновения, типология, перспективы использования / В. А. Нехамкин // Социум и власть. — 2019. — № 1 (75). — С. 21–30.
10. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
11. Марголис А. А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. — 2015. — Т. 20, № 5. — С. 45–64. — DOI: 10.17759/pse.2015200505
12. Лубовский Д. В. Введение в методологические основы психологии : учебное пособие / Д. В. Лубовский. — Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2007. — 224 с.
13. Корнилова Т. В. Методологические основы психологии : учебник для вузов [Электронный ресурс] / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — Москва : Юрайт, 2023. — С. 490. — URL: <a href="https://urait.ru/bcode/510672" target="_blank">https://urait.ru/bcode/510672</a> (дата обращения: 11.01.2024).
14. Комиссаров И. И. Основные функции моделирования в философии и науке [Электронный ресурс] / И. И. Комиссаров // Гуманитарный вестник. — 2020. — № 2. — URL: <a href="http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2020-2-658" target="_blank">http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2020-2-658</a> (дата обращения: 09.01.2024).
15. Архиереев Н. Л. Стандартная и теоретико-множественная стратегии формализации научной теории / Н. Л. Архиереев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. — 2017. — № 11–12, ноябрь-декабрь. — С. 46–50.
16. Иванова Т. Ю. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики / Т. Ю. Иванова, Е. И. Рассказова, Е. Н. Осин // Организационная психология. — 2012. — Т. 2, № 3. — С. 2–15.
17. Зинченко В. П. Толерантность к неопределённости: новость или психологическая традиция? / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 2007. — № 6. — С. 3–20.
18. Зинченко В. П. Теоретический мир психологии. Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания / В. П. Зинченко // К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. — Москва : РОССПЭН, 2011. — С. 565–584.
19. Зинченко В. П. Методологические вопросы психологии / В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов. — Москва : Издательство Московского Университета, 1983. — 164 с.
20. Зинченко В. П. Проблема объективного метода в психологии / В. П. Зинченко, М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. — 1977. — № 7. — С. 109–125.
21. Ермолаева М. В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : дис. … д-ра психол. наук / М. В. Ермолаева ; Московский психолого-социальный институт. — Москва, 2010. —
22. Ермолаева М. В. Компетенции участников проектной команды / М. В. Ермолаева, Ж. М. Кокуева, Д. В. Лубовский. — Москва : РУСАЙНС, 2020. — С. 220.
23. Ермолаева М. В. Психологические подходы к мотивационным процессам в проектной команде / М. В. Ермолаева, Ж. М. Кокуева // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. — 2019. — № 28. — С. 20–34.
24. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология : учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — Москва : Юрайт, 2023. — 386 с.
25. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва : ИНТОР, 1996. — 544 с.
26. Гуружапов В. А. Проблемы теории учебной деятельности детей младшего школьного возраста : [монография] / В. А. Гуружапов. — Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — 240 с.
27. Бирюков Б. В. Модель [Электронный ресурс] / Б. В. Бирюков // Большая российская энциклопедия. — URL: <a href="https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2221671" target="_blank">https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2221671</a> (дата обращения: 24.01.2024).

Остальные статьи