Дата публикации: 01.01.2024

Понятия модели и моделирования в психологии и образовании

Аннотация

В статье проанализированы основные значения понятия модели (фундаментальные теоретические схемы, экспериментальные планы, репрезентации данных средствами математической статистики) в современной науке в целом и в психологии в частности, а также функции моделирования. Показано, что в педагогической психологии и образовательных науках, наряду с перечисленными, понятие модели имеет и другие значения (концепция образования или профессиональной подготовки, образовательная и социальная практика, система психологической помощи и т. д.). Показаны дидактические функции моделей в образовании.




Введение

Понятия модели и моделирования в современной науке и научно обоснованной практике используются очень широко и имеют множество значений. Для анализа современных исследований в области психологии, в том числе психологии образования, а также практик подготовки кадров на различных уровнях образования (среднего профессионального, высшего, последипломного) имеется необходимость систематизации этого разнообразия значений и выделения основных. В данной статье мы проанализируем основные значения понятий модели и моделирования в психологии и современных науках об образовании и научно обоснованных образовательных практиках, а также функции моделей в указанной научной области.

Моделирование занимает значительное место среди теоретических методов науки. Так, например, В. Н. Дружинин выделяет среди теоретических методов 1) дедуктивный метод (от общего к частному); 2) индуктивный метод (от частного к общему); 3) моделирование как конкретизацию метода аналогий, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или более доступный для изучения [5]. В определении модели, которое дает Большая российская энциклопедия, подчеркнуто, что определяемое понятие обозначает, прежде всего, аналог (схему, структуру и т. п.) некоторого фрагмента природной или социальной реальности, создания человеческой культуры и др. — оригинала модели [2]. Многообразие функций моделей в научной деятельности и в образовании показано Дж. Эпштейном [26], который выделяет шестнадцать целей моделирования в науке:

1. Объяснить феномен.

2. Указать направление сбора данных.

Список литературы

1. 14. Каспржак А. Г. Разработка моделей академического бакалавриата и исследовательской магистратуры в рамках реализации программы модернизации педагогического образования: первые итоги / А. Г. Каспржак, С. П. Калашников // Психологическая наука и образован
2. Kasprzhak A. G. Razrabotka modelei akademicheskogo bakalavriata i issledovatel’skoi magistratury v ramkakh realizatsii programmy modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya: pervye itogi / A. G. Kasprzhak, S. P. Kalashnikov // Psikhologicheskaya nauka i o
3. 15. Комиссаров И. И. Основные функции моделирования в философии и науке [Электронный ресурс] / И. И. Комиссаров // Гуманитарный вестник. — 2020. — № 2. — URL: <a href="http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2020-2-658" target="_blank">http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2020-2-658</a> (дата обращения: 09.01.2024).
4. Komissarov I. I. Osnovnye funktsii modelirovaniya v filosofii i nauke [Elektronnyi resurs] / I. I. Komissarov // Gumanitarnyi vestnik. — 2020. — № 2. — URL: <a href="http://dx.doi." target="_blank">http://dx.doi.</a> org/10.18698/2306-8477-2020-2-658 (data obrashcheniya: 09.01.2024).
5. 16. Корнилова Т. В. Методологические основы психологии : учебник для вузов [Электронный ресурс] / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — Москва : Юрайт, 2023. — С. 490. — URL: <a href="https://urait.ru/bcode/510672" target="_blank">https://urait.ru/bcode/510672</a> (дата обращения: 11.01.2024).
6. Kornilova T. V. Metodologicheskie osnovy psikhologii : uchebnik dlya vuzov [Elektronnyi resurs] / T. V. Kornilova, S. D. Smirnov. — Moskva : Yurait, 2023. — S. 490. — URL: <a href="https://urait.ru/bcode/510672" target="_blank">https://urait.ru/bcode/510672</a> (data obrashcheniya: 11.01.2024).
7. 17. Лубовский Д. В. Введение в методологические основы психологии : учебное пособие / Д. В. Лубовский. — Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2007. — 224 с.
8. Lubovskii D. V. Vvedenie v metodologicheskie osnovy psikhologii : uchebnoe posobie / D. V. Lubovskii. — Moskva : Moskovskii psikhologo-sotsial’nyi institut ; Voronezh : MODEK, 2007. — 224 s.
9. 18. Марголис А. А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. — 2015. — Т. 20, № 5. — С. 45–64. — DOI: 10.17759/pse.2015200505
10. Margolis A. A. Modeli podgotovki pedagogov v ramkakh programm prikladnogo bakalavriata i pedagogicheskoi magistratury / A. A. Margolis // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2015. — T. 20, № 5. — S. 45–64. — DOI: 10.17759/pse.2015200505
11. 19. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
12. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma / A. K. Markova. — Moskva : Mezhdunarodnyi gumanitarnyi fond «Znanie», 1996. — 312 s.
13. 20. Нехамкин В. А. Внешние аналоговые модели в социальном познании: причины возникновения, типология, перспективы использования / В. А. Нехамкин // Социум и власть. — 2019. — № 1 (75). — С. 21–30.
14. Nekhamkin V. A. Vneshnie analogovye modeli v sotsial’nom poznanii: prichiny vozniknoveniya, tipologiya, perspektivy ispol’zovaniya / V. A. Nekhamkin // Sotsium i vlast’. — 2019. — № 1 (75). — S. 21–30.
15. 21. Носс И. Н. Моделирование в психологическом исследовании / И. Н. Носс, М. Е. Ковалева // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2019. — Т. 12, № 2. — С. 63–70.
16. Noss I. N. Modelirovanie v psikhologicheskom issledovanii / I. N. Noss, M. E. Kovaleva // Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya. — 2019. — T. 12, № 2. — S. 63–70.
17. 22. Панилов П. А. Когнитивное моделирование автономной системы управления беспилотным летательным аппаратом / П. А. Панилов, Т. Ю. Цибизова, Н. А. Малахов // Динамика сложных систем — XXI век. — 2023. — Т. 17, № 4. — С. 5–11.
18. Panilov P. A. Kognitivnoe modelirovanie avtonomnoi sistemy upravleniya bespilotnym letatel’nym apparatom / P. A. Panilov, T. Yu. Tsibizova, N. A. Malakhov // Dinamika slozhnykh sistem — XXI vek. — 2023. — T. 17, № 4. — S. 5–11.
19. 23. Рубцов В. В. Проектирование магистерской программы исследовательского типа с учетом результатов апробации и внедрения профессионального стандарта педагога / В. В. Рубцов, В. А. Гуружапов // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 21, № 2. —
20. Rubtsov V. V. Proektirovanie magisterskoi programmy issledovatel’skogo tipa s uchetom rezul’tatov aprobatsii i vnedreniya professional’nogo standarta pedagoga / V. V. Rubtsov, V. A. Guruzhapov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2016. — T. 21, №
21. 24. Холодова О. Л. О рисках нарушений развития в раннем возрасте и их профилактике [Электронный ресурс] / О. Л. Холодова, М. Ю. Кузьменко, О. А. Арбекова // Современная зарубежная психология. — 2023. — Т. 12, № 4. — С. 37–50. — DOI: 10.17759/ jmfp.2023120
22. Kholodova O. L. O riskakh narushenii razvitiya v rannem vozraste i ikh profilaktike [Elektronnyi resurs] / O. L. Kholodova, M. Yu. Kuz’menko, O. A. Arbekova // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. — 2023. — T. 12, № 4. — S. 37–50. — DOI: 10.17759/ jmfp
23. 25. Цибизова Т. Ю. Модель организации исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] / Т. Ю. Цибизова // Инженерный журнал: наука и инновации. — 2015. — Вып. 1. — URL: <a href="http://engjournal.ru/" target="_blank">http://engjournal.ru/</a> catalog/pedag
24. Tsibizova T. Yu. Model’ organizatsii issledovatel’skoi deyatel’nosti obuchayushchikhsya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / T. Yu. Tsibizova // Inzhenernyi zhurnal: nauka i innovatsii. — 2015. — Vyp. 1. — URL: <a href="http://engjournal.ru/c" target="_blank">http://engjournal.ru/c</a>
25. 26. Epstein J. M. Why Model? [Electronic resource] / J. M. Epstein // Journal of Artificial Societies and Social Simulation. — 2008. — Vol. 11, No. 4. — P. 12. — URL: <a href="https://jasss." target="_blank">https://jasss.</a> soc.surrey.ac.uk/11/4/12.html (date of the application: 07.01.2024).
26. 27. Frigg R. Models in Science [Electronic resource] / R. Frigg, S. Hartmann // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / E. N. Zalta (ed.). — Spring 2020 Edition. — URL: <a href="https://plato.stanford.edu/archives/spr2020/entries/models-science" target="_blank">https://plato.stanford.edu/archives/spr2020/entries/models-science</a> (date of the appl
27. 1. Архиереев Н. Л. Стандартная и теоретико-множественная стратегии формализации научной теории / Н. Л. Архиереев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. — 2017. — № 11–12, ноябрь-декабрь. — С. 46–50.
28. Arkhiereev N. L. Standartnaya i teoretiko-mnozhestvennaya strategii formalizatsii nauchnoi teorii / N. L. Arkhiereev // Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poznanie. — 2017. — № 11–12, noyabr’-dekabr’. — S. 46–50.
29. 2. Бирюков Б. В. Модель [Электронный ресурс] / Б. В. Бирюков // Большая российская энциклопедия. — URL: <a href="https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2221671" target="_blank">https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2221671</a> (дата обращения: 24.01.2024).
30. Biryukov B. V. Model’ [Elektronnyi resurs] / B. V. Biryukov // Bol’shaya rossiiskaya entsiklopediya. — URL: <a href="https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2221671" target="_blank">https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2221671</a> (data obrashcheniya: 24.01.2024).
31. 3. Гуружапов В. А. Проблемы теории учебной деятельности детей младшего школьного возраста : [монография] / В. А. Гуружапов. — Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — 240 с.
32. Guruzhapov V. A. Problemy teorii uchebnoi deyatel’nosti detei mladshego shkol’nogo vozrasta : [monografiya] / V. A. Guruzhapov. — Moskva : FGBOU VO MGPPU, 2017. — 240 s.
33. 4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва : ИНТОР, 1996. — 544 с.
34. Davydov V. V. Teoriya razvivayushchego obucheniya / V. V. Davydov. — Moskva : INTOR, 1996. — 544 s.
35. 5. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология : учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — Москва : Юрайт, 2023. — 386 с.
36. Druzhinin V. N. Eksperimental’naya psikhologiya : uchebnoe posobie dlya vuzov / V. N. Druzhinin. — 2-e izd., dop. — Moskva : Yurait, 2023. — 386 s.
37. 6. Ермолаева М. В. Психологические подходы к мотивационным процессам в проектной команде / М. В. Ермолаева, Ж. М. Кокуева // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. — 2019. — № 28. — С. 20–34.
38. Ermolaeva M. V. Psikhologicheskie podkhody k motivatsionnym protsessam v proektnoi komande / M. V. Ermolaeva, Zh. M. Kokueva // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. — 2019. — № 28. — S. 20–34.
39. 7. Ермолаева М. В. Компетенции участников проектной команды / М. В. Ермолаева, Ж. М. Кокуева, Д. В. Лубовский. — Москва : РУСАЙНС, 2020. — С. 220.
40. Ermolaeva M. V. Kompetentsii uchastnikov proektnoi komandy / M. V. Ermolaeva, Zh. M. Kokueva, D. V. Lubovskii. — Moskva : RUSAINS, 2020. — S. 220.
41. 8. Ермолаева М. В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : дис. … д-ра психол. наук / М. В. Ермолаева ; Московский психолого-социальный институт. — Москва, 2010. —
42. Ermolaeva M. V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie pozhilogo cheloveka: sub»ektnyi podkhod: spetsial’nost’ 19.00.07 «Pedagogicheskaya psikhologiya» : dis. … d-ra psikhol. nauk / M. V. Ermolaeva ; Moskovskii psikhologo-sotsial’nyi institut. — Moskva
43. 9. Зинченко В. П. Проблема объективного метода в психологии / В. П. Зинченко, М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. — 1977. — № 7. — С. 109–125.
44. Zinchenko V. P. Problema ob”ektivnogo metoda v psikhologii / V. P. Zinchenko, M. K. Mamardashvili // Voprosy filosofii. — 1977. — № 7. — S. 109–125.
45. 10. Зинченко В. П. Методологические вопросы психологии / В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов. — Москва : Издательство Московского Университета, 1983. — 164 с.
46. Zinchenko V. P. Metodologicheskie voprosy psikhologii / V. P. Zinchenko, S. D. Smirnov. — Moskva : Izdatel’stvo Moskovskogo Universiteta, 1983. — 164 s.
47. 11. Зинченко В. П. Теоретический мир психологии. Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания / В. П. Зинченко // К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. — Москва : РОССПЭН, 2011. — С. 565–584.
48. Zinchenko V. P. Teoreticheskii mir psikhologii. Stil’ myshleniya: problema istoricheskogo edinstva nauchnogo znaniya / V. P. Zinchenko // K 80-letiyu Vladimira Petrovicha Zinchenko. — Moskva : ROSSPEN, 2011. — S. 565–584.
49. 12. Зинченко В. П. Толерантность к неопределённости: новость или психологическая традиция? / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 2007. — № 6. — С. 3–20.
50. Zinchenko V. P. Tolerantnost’ k neopredelennosti: novost’ ili psikhologicheskaya traditsiya? / V. P. Zinchenko // Voprosy psikhologii. — 2007. — № 6. — S. 3–20.
51. 13. Иванова Т. Ю. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики / Т. Ю. Иванова, Е. И. Рассказова, Е. Н. Осин // Организационная психология. — 2012. — Т. 2, № 3. — С. 2–15.
52. Ivanova T. Yu. Struktura i diagnostika udovletvorennosti trudom: razrabotka i aprobatsiya metodiki / T. Yu. Ivanova, E. I. Rasskazova, E. N. Osin // Organizatsionnaya psikhologiya. — 2012. — T. 2, № 3. — S. 2–15.

Остальные статьи