Анализ ведущих компонентов в структуре профессионального определения старших школьников
Аннотация
В статье рассматриваются значимые факторы, влияющие на профессиональное определение — мотивы выбора профессии и смысложизненные ориентации. Исследована взаимосвязь мотивов профессионального определения и ценностных ориентаций старших школьников. Проведен корреляционный анализ между мотивами и смысложизненными ориентациями с помощью коэффициента корреляции Спирмена.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2024 |
Страницы | 145-152 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_1_145 |
В условиях постоянного изменения и совершенствования системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач образовательного учреждения стоит создание оптимальных условий профессионального самоопределения личности, способной плодотворно работать в современном обществе и преобразовывать его, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в первую очередь — профессиональной.
Способность принимать ответственные решения, влияющие на будущее, обусловлена такими процессами, как активное личностное развитие, формирование мировоззрения, осознание ценностей и личностной значимости, а также мотивацией выбора будущей профессии. Профессиональное самоопределение старшеклассников определяется не только социальными и личностными мотивами, но также мотивами престижности профессии и материальными мотивами [1; 8; 20]. Мотивы и ценностные ориентации являются не просто значимыми, но ведущими компонентами в структуре профессионального самоопределения школьников, тем самым становясь целью для изучения и дальнейшей профориентационной работы [8; 10; 13].
Начиная с подросткового возраста появляются определенные особенности и феномены, влияющие на личностные и социальные процессы, в том числе на процесс профессионального самоопределения [3; 7; 14]. Для более полного раскрытия специфики этого процесса необходимо рассмотреть его связь с такими ведущими компонентами в структуре профессионального определения, как мотивы и ценностные ориентации.
Важность роли мотивов в профессиональном самоопределении несомненна, но значимыми являются также и ценностные ориентации учащихся, из-за их сильного взаимного влияния. Под ценностными ориентациями авторами понимается комплекс индивидуальных ценностей, обуслoвливающих жизненный путь, формирующих взгляды и стимулирующих действия [5; 17].
Цель исследования — определить ведущие компоненты в структуре профессионального самоопределения старшеклассников.