Дата публикации: 01.01.2024

Анализ ведущих компонентов в структуре профессионального определения старших школьников

Аннотация

В статье рассматриваются значимые факторы, влияющие на профессиональное определение — мотивы выбора профессии и смысложизненные ориентации. Исследована взаимосвязь мотивов профессионального определения и ценностных ориентаций старших школьников. Проведен корреляционный анализ между мотивами и смысложизненными ориентациями с помощью коэффициента корреляции Спирмена.




В условиях постоянного изменения и совершенствования системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач образовательного учреждения стоит создание оптимальных условий профессионального самоопределения личности, способной плодотворно работать в современном обществе и преобразовывать его, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в первую очередь — профессиональной.

Способность принимать ответственные решения, влияющие на будущее, обусловлена такими процессами, как активное личностное развитие, формирование мировоззрения, осознание ценностей и личностной значимости, а также мотивацией выбора будущей профессии. Профессиональное самоопределение старшеклассников определяется не только социальными и личностными мотивами, но также мотивами престижности профессии и материальными мотивами [1; 8; 20]. Мотивы и ценностные ориентации являются не просто значимыми, но ведущими компонентами в структуре профессионального самоопределения школьников, тем самым становясь целью для изучения и дальнейшей профориентационной работы [8; 10; 13].

Начиная с подросткового возраста появляются определенные особенности и феномены, влияющие на личностные и социальные процессы, в том числе на процесс профессионального самоопределения [3; 7; 14]. Для более полного раскрытия специфики этого процесса необходимо рассмотреть его связь с такими ведущими компонентами в структуре профессионального определения, как мотивы и ценностные ориентации.

Важность роли мотивов в профессиональном самоопределении несомненна, но значимыми являются также и ценностные ориентации учащихся, из-за их сильного взаимного влияния. Под ценностными ориентациями авторами понимается комплекс индивидуальных ценностей, обуслoвливающих жизненный путь, формирующих взгляды и стимулирующих действия [5; 17].

Цель исследования — определить ведущие компоненты в структуре профессионального самоопределения старшеклассников.

Список литературы

1. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова. — Москва : [б. и.], 1990. — 192 с.
2. Stribling J. An Examination of Motivational Influences on Professional Choice, Perceived Preparedness, and Retention of Alternatively Certified Teachers of Career, Technical and Agriculture Education in Northern Georgia / J. Stribling ; ed. D. Dissert
3. Plesa R. Motivation of Professional Career Selection / R. Plesa // Annals of the University of Petrasani. — 2019. — Vol. 19, Issue 1. — P. 159–170.
4. Career Choice: Knowledge, Motivation and Perception of the Students of School of Health Information Management OAUTHC / S. A. Omohanye, K. Adepoju, W. Adegbite, T. O. Addah // Global Scientific Journals. — November 2023. — Vol. 11, Issue 11. — P. 981–
5. Shchetinina A. A. Tsennostnye orientatsii lichnosti v psikhologii: teoreticheskii aspekt / A. A. Shchetinina // Molodoi uchenyi. — 2022. — № 2 (397). — S. 184–185.
6. Щетинина А. А. Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект / А. А. Щетинина // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 184–185.
7. Чистякова С. Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / С. Н. Чистякова // Школа и производство. — 2013. — № 1. — С. 9–12.
8. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. — СанктПетербург : Питер, 2001. — 256 с.
9. Пряжникова Е. Ю. Профориентация / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — Москва : Академия, 2006. — 496 с.
10. Поварницына Л. А. Исследование связи ценностных ориентаций с выбором профессии у студентов педвузов / Л. А. Поварницына // Современные проблемы прикладной социологии и психологии в трудовых коллективах. — Ленинград : [б. и.], 1984. — 349 с.
11. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования — Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. — Санкт-Петербург : Речь, 2008. — 392 с.
12. Гладкова О. В. Мотивы и ценности в системе профессионального самоопределения / О. В. Гладкова // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 175–178.
13. Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. — Санкт-Петербург : Питер, 2007. — 667 с.
14. Круглов Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника / Б. С. Круглов // Психологические особенности формирования личности школьника. — Москва : [б. и.], 1983. — 60 с.
15. Костенко А. А. Профессиональное самосознание и самоопределение как основные психологические составляющие профессионального становления / А. А. Костенко, И. О. Гарбузова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. — 2015. — Т. 1, № 3 (4). — С. 1
16. Ильина О. Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения / О. Б. Ильина // Психолого-педагогические исследования. — 2014. — № 3. — С. 255–263.
17. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2003. — 712 с.
18. Григорьева С. И. Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников при выборе профессии / С. И. Григорьева, Д. Ю. Кочетова. – Текст: непосредственный // Современная прикладная психология: теория и практика : сборник статей Международной научно-пр
19. Григорьева А.С. Проблемы формирования уровня профессиональной идентичности у старшеклассников / А. С. Григорьева, Н. А. Бочева, А. В. Бочев // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидак
20. Григорьева А. С. Взаимосвязь личностных особенностей старшеклассников и профессиональной идентичности в процессе самоопределения / А. С. Григорьева // Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики (ко дню психолога): матер. III Всерос.
21. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Т. О. Гордеева // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. — Москва : Смысл, 2012. — С. 47–103.

Остальные статьи