Специфика составляющих самосознания студенческой молодежи
Аннотация
Определена специфика составляющих самосознания студенческой молодежи: средний уровень взрослости, принятия собственного Я и согласия с собой; уровень ниже среднего навязывания собственного Я и поиска себя; низкий уровень имитации и подавления собственного Я, психологических профилей бунтующего подростка и ностальгии по отрочеству. Установлены: весьма высокая связь между принятием собственного Я и согласием с собой и взрослостью; согласием с собой и взрослостью; высокая связь между принятием собственного Я и навязыванием собственного Я и поиском себя; согласием с собой и навязыванием собственного Я и поиском себя; взрослостью и навязыванием собственного Я и поиском себя; заметная связь между поиском себя и навязыванием собственного Я.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2024 |
Страницы | 133-144 |
УДК | 159.923.2 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_1_133 |
Введение в проблему
Самосознание студенческой молодежи, понимаемое как сознание студентами самих себя, в отличие от других субъектов профессиональной подготовки и учебно-профессиональной среды вообще [1], как сознание студентами специфики своего взаимодействия с окружающими и собственным внутренним миром [9; 14], выступает необходимым условием разработки и определения стратегии профессионального развития и самоактуализации [5; 12] при раскрытии сознания собственного Я в понимании его как активного и деятельного начала [13], собственной учебно-профессиональной тождественности и собственных качеств и психических свойств [4; 15], а также специфической системы нравственных и социальных самооценок [6; 7].
В рамках профессиональной подготовки студенческой молодежи особое внимание в учебно-профессиональном процессе уделяется составляющим самосознания студентов (когнитивной, поведенческой и эмоционально-оценочной) [10], Я-зеркальному, Я-идеальному, Я-конструктивному и Я-реальному [16], учебно-профессиональному самопознанию как получению информации о себе как будущем специалисте, эмоционально-ценностному отношению к себе как субъекту профессиональной подготовки, саморегуляции [11; 18], что, в свою очередь, способствует: актуализации источника ожиданий от себя и собственных поведенческих проявлений [19], специфике интерпретации собственного приобретенного опыта [17], становлению развитой и творческой личности будущих специалистов, формированию внутренней согласованности [20].
Для составления эффективных психопрофилактических программ необходимы научно обоснованные данные о специфике составляющих самосознания студенческой молодежи, об особенностях их взаимосвязи и структурности самосознания в целом.
Цель — определить специфику составляющих самосознания студенческой молодежи.