Дата публикации: 01.01.2024

Специфика составляющих самосознания студенческой молодежи

Аннотация

Определена специфика составляющих самосознания студенческой молодежи: средний уровень взрослости, принятия собственного Я и согласия с собой; уровень ниже среднего навязывания собственного Я и поиска себя; низкий уровень имитации и подавления собственного Я, психологических профилей бунтующего подростка и ностальгии по отрочеству. Установлены: весьма высокая связь между принятием собственного Я и согласием с собой и взрослостью; согласием с собой и взрослостью; высокая связь между принятием собственного Я и навязыванием собственного Я и поиском себя; согласием с собой и навязыванием собственного Я и поиском себя; взрослостью и навязыванием собственного Я и поиском себя; заметная связь между поиском себя и навязыванием собственного Я.




Введение в проблему

Самосознание студенческой молодежи, понимаемое как сознание студентами самих себя, в отличие от других субъектов профессиональной подготовки и учебно-профессиональной среды вообще [1], как сознание студентами специфики своего взаимодействия с окружающими и собственным внутренним миром [9; 14], выступает необходимым условием разработки и определения стратегии профессионального развития и самоактуализации [5; 12] при раскрытии сознания собственного Я в понимании его как активного и деятельного начала [13], собственной учебно-профессиональной тождественности и собственных качеств и психических свойств [4; 15], а также специфической системы нравственных и социальных самооценок [6; 7].

В рамках профессиональной подготовки студенческой молодежи особое внимание в учебно-профессиональном процессе уделяется составляющим самосознания студентов (когнитивной, поведенческой и эмоционально-оценочной) [10], Я-зеркальному, Я-идеальному, Я-конструктивному и Я-реальному [16], учебно-профессиональному самопознанию как получению информации о себе как будущем специалисте, эмоционально-ценностному отношению к себе как субъекту профессиональной подготовки, саморегуляции [11; 18], что, в свою очередь, способствует: актуализации источника ожиданий от себя и собственных поведенческих проявлений [19], специфике интерпретации собственного приобретенного опыта [17], становлению развитой и творческой личности будущих специалистов, формированию внутренней согласованности [20].

Для составления эффективных психопрофилактических программ необходимы научно обоснованные данные о специфике составляющих самосознания студенческой молодежи, об особенностях их взаимосвязи и структурности самосознания в целом.

Цель — определить специфику составляющих самосознания студенческой молодежи.

Список литературы

1. Полякова О. Б. Особенности профиля профессионального кризиса медицинских работников с профессиональными деформациями в условиях пандемии COVID-19 / О. Б. Полякова, Т. И. Бонкало // Здравоохранение Российской Федерации. — 2022. — Т. 66, № 6. — С. 521–5
2. Rasulov D. Корхои бурӯназдарсй омили мӯхими ташаккӯлёбии хӯдшиносии миллии хонандагон дар раванди омӯзииши фанни таърихи халки точик / D. Rasulov, С. Гулрӯи // Паёми Донишгоҳи давлатии Кӯлоб ба номи Абуабдуллоҳ Рӯдакӣ. — 2021. — No. 1 (25). — P. 72–79
3. Polyakova O. B. The specificity of the vitality of health care workers with professional deformations / O. B. Polyakova, T. I. Bonkalo // Health Care of the Russian Federation. — 2022. — No. 66 (1). — P. 67–75. — DOI: 10.47470/0044-197x-2022-66-1-67-7
4. Feize L. Exploring latinx social work graduate students’ self-awareness by integrating johari window, photo voice and mandala / L. Feize // Social Work Education. — 2023. — No. 42 (8). — P. 1440–1460. — DOI: 10.1080/02615479.2022.2035347
5. Development of students’ constructive self-consciousness experience in psychodrama process / E. N. Shutenko, Ju. P. Derevyanko, M. A. Kanishcheva [et al.] // Perspectives of Science and Education. — 2020. — No. 5 (47). — P. 304-318. — DOI: 10.32744/ps
6. Are you feeling stressed? Looking after the mental health of health students: Resources to raise self-awareness and signpost health students to sources of self help and support / N. Mustafa, J. Mumvuri, P. Walsh [et al.] // Science Talks. — 2023. — No
7. Шершнёва Т. В. Карьерные ориентации в структуре профессионального самосознания студентов / Т. В. Шершнёва // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. — 2020. — № 8. — С. 400–406.
8. Чернов А. Ю. Психологическое содержание когнитивного и эмоционального компонентов морального самосознания студентов / А. Ю. Чернов // Мировые научные исследования и разработки: современные достижения, риски, перспективы : матер. XIV Всерос. науч.-прак
9. Редька А. А. Развитие профессионального самосознания студентов: результаты диагностики и содержание педагогического сопровождения / А. А. Редька // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 202
10. Полякова О. Б. Специфика жизнестойкости работников здравоохранения с профессиональными деформациями / О. Б. Полякова, Т. И. Бонкало // Здравоохранение Российской Федерации. — 2022. — Т. 66, № 1. — С. 67–75. — DOI: 10.46563/0044-197X-2022-66-1-67-75
11. Абдурахманов М. А. Статистическое исследование самосознания студентов / М. А. Абдурахманов, И. И. Хусинов // Бюллетень науки и практики. — 2022. — Т. 8, № 6. — С. 719–724. — DOI: 10.33619/2414-2948/79/82
12. Полякова О. Б. Особенности малоадаптивных форм и видов вины медицинских работников в постковидный период / О. Б. Полякова, Т. И. Бонкало // Здравоохранение Российской Федерации. — 2023. — Т. 67, № 5. — С. 430–435. — DOI: 10.47470/0044-197X-2023-67-5-4
13. Кулжинова Д. Исследование правового самосознания студентов университета / Д. Кулжинова // Инновации в образовании (Казахстан). — 2023. — № 2 (66). — С. 39–41.
14. Карелин А. А. Живете ли вы в согласии с собой? [Электронный ресурс] / А. А. Карелин // Энциклопедия психологических тестов. — Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. — 496 с. — С. 31–32. — URL: <a href="https://psytests.org/fun/izp131-bl.html" target="_blank">https://psytests.org/fun/izp131-bl.html</a> (дата обращения: 02.02.2024).
15. Елубаев С. И. Профессиональное самосознание студентов педагогов-психологов / С. И. Елубаев, С. Б. Айнабек, А. А. Садыкова // Научно-практические исследования. — 2020. — № 2-2 (25). — С. 49–52.
16. Геворгян А. С. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе / А. С. Геворгян, А. А. Мудаева, Э. А. Хоперская // Стратегии развития 143 общества и экономики в новой реальности : сб. тр. V междунар. науч.-практ. конф. Social
17. Варламова Е. Ю. Актуализация национального самосознания студента вуза в процессе языковой подготовки к межкультурной коммуникации / Е. Ю. Варламова // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации : сб. науч. тр.
18. Бонкало Т. И. Специфика профессионального стресса медицинских работников в постковидный период / Т. И. Бонкало, О. Б. Полякова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2023. — № 31 (s2). — С. 1197–1201. — DOI: 10.32687/0869
19. Бартоли Л. Насколько взрослый вы человек? [Электронный ресурс] / Л. Бартоли // Psychologies. — 2007, октябрь. — №20. — С. 84–88. — URL: <a href="https://www.psychologies." target="_blank">https://www.psychologies.</a> ru/tests/test/5/ (дата обращения: 02.02.2024).
20. Андре К. Верны ли вы себе? [Электронный ресурс] / К. Андре // Psychologies. — 2007, апрель. — № 15. — С. 150–154. — URL: <a href="https://www.rulit.me/series/psychologies/" target="_blank">https://www.rulit.me/series/psychologies/</a> psychologies-download-413447.html (дата обращения: 02.02.2024).

Остальные статьи