Дата публикации: 01.01.2024

Особенности самопрезентации в сети женщин разных поколений в условиях профессиональной самореализации

Аннотация

В современном мире социальные сети играют ключевую роль в формировании личного бренда и профессиональной самопрезентации. Однако существует дефицит исследований, изучающих особенности самопрезентационного поведения, данные которых могли бы способствовать профессиональному росту и профессиональной самореализации женщин старшего поколения. Статья посвящена анализу особенностей самопрезентации в социальных сетях женщин трех поколений: Х, Y и Z. Исследование проведено на основе опроса 108 женщин. Анализ их активности в сети показал, что самая компетентная, с позиции опыта, группа трудоспособного населения, принадлежащая поколению женщин Х, менее всего использует доступный ресурс для продвижения профессиональной и общественной самопрезентации в социальной сети.




Введение в проблему

Достаточно часто в печатных изданиях как научной, так и публицистической направленности можно встретить выражение, в основу которого положена идея о том, что пандемия, вызванная вирусом COVID-19, поставила привычную жизнь людей целого мира на паузу. С одной стороны, нельзя не согласиться с данным утверждением, т. к. действительно карантинные меры поставили перед населением множество неразрешимых вопросов, ограничив локацию. Однако если посмотреть на проблему с иного ракурса, то пандемию коронавируса по праву можно назвать точкой бифуркации всего человечества, которая внесла свои коррективы в качественное развитие коммуникативной сферы жизни, открыв человечеству новые возможности и перспективы [9; 15]. Одной из таких возможностей являются дистанционные общественные и рабочие взаимодействия посредством использования социальных сетей, которые изначально воспринимались как нечто несерьезное, неполноценное [19]. Кроме того, рынок труда значительно изменился в последние годы, анализ профиля личных аккаунтов теснит психологические формы найма, а навыки владения компьютером и элементарными IT-программами являются обязательными пунктами в требованиях к соискателю.

По мнению Е. Г. Ефимова, социальные сети на сегодняшний день представляют собой «доминирующий способ коммуникации социальных групп в интернет-пространстве», они «могут рассматриваться в качестве нового пространства социализации» [2, c. 3]. Исследования доказывают, что самопрезентация в социальных сетях может быть важным аспектом формирования чувства собственной идентичности у людей [16], а интернет можно представить как социальную лабораторию, предоставляющую свободу экспериментировать с различными представлениями о себе [14].

При этом следует признать, что лица, принадлежащие к разным поколениям (X, Y, Z), имеют неодинаковый темп мышления, обладают ригидными или пластичными установками, имеют мировоззрение отличное, а порой и резко противоречащее предшественникам, что, конечно, накладывает свой отпечаток на цели, особенности использования информационных технологий и самопрезентацию в Мировой паутине. Отмечаются и гендерные различия, которые при этом связаны с социально-демографическими переменными, образом жизни или личностью [13].

Самопрезентация в социальных сетях как первостепенная проблема современности отражена социальными психологами Д. Гринвуд, Д. Клумпер, Donath, Turkle, мотивы же виртуализации личности исследовали Е. П. Белинская, А. Е. Жичкина, А. Е. Войскунский, О. Н. Арестова, О. В. Смыслова, К. Янг, Дж. Сулер, Э. Рейд, Б. Бекер и др. Но все же авторами делается вывод, что на сегодняшний день существует дефицит исследований, касаемых поколенческих различий самопрезентационного поведения женщин в сети. К тому же, на фоне массового перехода из офлайн- в онлайн-коммуникации, возникает противоречие соответствия психологических характеристик разных поколений и специфики самопрезентации в социальносетевом пространстве, требующей определенной субъектной активности и публичности.

Список литературы

1. 20. Jones E. Toward a general theory of strategic self-presentation [Electronic resource] / E. Jones, T. Pittman // Psychological Perspectives on the Self. — 1982. — Vol. 1. — URL: <a href="https://www.researchgate.net/publication/248124372_Toward_a_general_theory" target="_blank">https://www.researchgate.net/publication/248124372_Toward_a_general_theory</a>
2. 19. Sharabi L. From first email to first date: Strategies for initiating relationships in online dating / L. Sharabi, T. Dykstra-DeVette // Journal of Social and Personal Relationships. — 2019. — Vol. 36 (11–12). — P. 3389–3407.
3. 18. Schlosser A. E. Self-disclosure versus self-presentation on social media / A. E. Schlosser // Curr. Opin. Psychol. — 2020. — No. 31. — Р. 1–6. — DOI: 10.1016/j.copsyc.2019.06.025
4. 17. Schlenker B. R. Self-presentation / B. R. Schlenker // Handbook of self and identity / eds.: M. R. Leary, J. P. Tangney. — New York : Guilford, 2003. — P. 492–518.
5. 16. Kawamoto T. Online self-presentation and identity development: The moderating effect of neuroticism / T. Kawamoto // Psych. J. — 2021. — Vol. 10 (5). — Р. 816–833. — DOI: 10.1002/pchj.470
6. 15. Hong S. Editorial: Self-presentation during self-quarantine era / S. Hong, H. Lee, B.Kim // Front. Psychol. — 2023. — No. 14. — P. 1194898. — DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1194898
7. 14. Fullwood C. Self-Concept Clarity and Online Self-Presentation in Adolescents / C. Fullwood, B. M. James, C. J. Chen-Wilson // Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw. — 2016. — Vol. 19 (12). — Р. 716–720. — DOI: 10.1089/cyber.2015.0623
8. 13. Focus on Self-Presentation on Social Media across Sociodemographic Variables, Lifestyles, and Personalities: a Cross-Sectional Study / G. J. Hjetland, T. R. Finseras, B. Sivertsen [et al.] // Int. J. Environ. Res. Public Health. — 2022. — Vol. 19 (17)
9. 12. Development of a self-presentation tactics scale / S.-J. Lee, В. М. Quigley, M. S. Nesler [et al.] // Personality and Individual Differences. — 1999. — No. 26. — Р. 701–722.
10. Shafikova G. R. Razvitie nravstvennykh otnoshenii podrostkov v obrazovatel’noi srede shkoly : avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk: 19.00.07 / G. R. Shafikova. — Ufa, 2014. — 46 s.
11. 11. Шафикова Г. Р. Развитие нравственных отношений подростков в образовательной среде школы: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Г. Р. Шафикова. — Уфа, 2014. — 46 с.
12. Utochnennaya teoriya bazovykh individual’nykh tsennostei: primenenie v Rossii / Sh. Shvarts, T. P. Butenko, D, S. Sedova, A. S. Lipatova // NIU VShE. — 2012. — T. 9, № 2. — S. 43–70.
13. 10. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т. П. Бутенко, Д, С. Седова, А. С. Липатова // НИУ ВШЭ. — 2012. — Т. 9, № 2. — С. 43–70.
14. Urusova A. B. Sushchnost’ i ponyatie ekonomicheskogo krizisa i prichiny ikh vozniknoveniya / A. B. Urusova, L. D. Petrenko // Ekonomika i sotsium. — 2022. — № 11-2 (102). — S. 752–756.
15. 9. Урусова А. Б. Сущность и понятие экономического кризиса и причины их возникновения / А. Б. Урусова, Л. Д. Петренко // Экономика и социум. — 2022. — № 11-2 (102). — С. 752–756.
16. Semenchenko A. A. Upravlenie vpechatleniem v obshchestve, samoprezentatsiya / A. A. Semenchenko // Obshchenie v epokhu konvergentsii tekhnologii : sb. nauch. tr. — [B. m.] : [b. i.], 2022. — Vyp. 1. — S. 373–375. — DOI: 10.24412/cl-36917-2022-373-375
17. 8. Семенченко А. А. Управление впечатлением в обществе, самопрезентация / А. А. Семенченко // Общение в эпоху конвергенции технологий : сб. науч. тр. — [Б. м.] : [б. и.], 2022. — Вып. 1. — С. 373–375. — DOI: 10.24412/cl-36917-2022-373-375
18. Prakticheskoe rukovodstvo po sozdaniyu psikhologicheskikh programm / E. N. Kiseleva, O. V. Ermachenkova, E. G. Pudzh [i dr.]. — Moskva : Rusains, 2023. — 224 s.
19. 7. Практическое руководство по созданию психологических программ / Е. Н. Киселева, О. В. Ермаченкова, Э. Г. Пудж [и др.]. — Москва : Русайнс, 2023. — 224 с.
20. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy : uchebnoe posobie / redaktorsostavitel’ D. Ya. Raigorodskii. — Samara : Bakhrakh-M, 2022. — 667 s.
21. 6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / редактор-составитель Д. Я. Райгородский. — Самара : Бахрах-М, 2022. — 667 с.
22. Pikuleva O. A. Sotsial’naya psikhologiya samoprezentatsii lichnosti : avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk: 19.00.05 / O. A. Pikuleva ; [Mesto zashchity: Ros. gos. ped. un-t im. A. I. Gertsena]. — Sankt-Peterburg, 2014. — 425 s.
23. 5. Пикулёва О. А. Социальная психология самопрезентации личности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05 / О. А. Пикулёва ; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена]. — Санкт-Петербург, 2014. — 425 с.
24. Pikuleva O. A. Samoprezentatsiya zhenshchin starshego vozrasta: rossiiskie osobennosti / O. A. Pikuleva // Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. — 2014. — № 1 (70). — S. 69–77.
25. 4. Пикулёва О. А. Самопрезентация женщин старшего возраста: российские особенности / О. А. Пикулёва // Женщина в российском обществе. — 2014. — № 1 (70). — С. 69–77.
26. Klimenko A. A. Samoprezentatsionnaya kompetentnost’: soderzhanie i osnovy formirovaniya : ucheb. posobie / A. A. Klimenko, S. A. Khazova, S. A. Karaseva. — Krasnodar : KubGAU, 2018. — 164 s.
27. 3. Клименко А. А. Самопрезентационная компетентность: содержание и основы формирования : учеб. пособие / А. А. Клименко, С. А. Хазова, С. А. Карасева. — Краснодар : КубГАУ, 2018. — 164 с.
28. Efimov E. G. Formirovanie sotsial’nykh internet-setei kak gruppovogo fenomena virtual’nogo prostranstva : avtoref. dis. ... d-ra sotsiol. nauk: 22.00.04 / E. G. Efimov ; [Mesto zashchity: Volgogr. gos. un-t]. — Volgograd, 2016. — 41 s.
29. 2. Ефимов Е. Г. Формирование социальных интернет-сетей как группового феномена виртуального пространства : автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04 / Е. Г. Ефимов ; [Место защиты: Волгогр. гос. ун-т]. — Волгоград, 2016. — 41 с.
30. Bogomolova E. I. Vzaimosvyaz’ lichnostnykh kharakteristik s osobennostyami aktivnosti pol’zovatelei sotsial’nykh setei interneta : dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.01 / E. I. Bogomolova ; [Mesto zashchity: Kuban. gos. un-t]. — Krasnodar, 2015. — 231 s.
31. 1. Богомолова Е.И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей интернета : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. И. Богомолова; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т]. — Краснодар, 2015. — 231 с.

Остальные статьи