Психологическое благополучие подростков Севера
Аннотация
В статье представлены результаты исследования психологического благополучия подростков, проживающих в северном регионе и находящихся в новых образовательных условиях «школа ступеней». В исследовании участвовали 82 подростка (15–16 лет). Основной акцент делается на различных аспектах психологического благополучия и самооценке психических состояний. Установлено наличие тесной отрицательной взаимосвязи между психологическим благополучием и психическими состояниями подростков: тревожностью, фрустрацией, ригидностью, агрессией, а также с диспозиционным оптимизмом. Обнаружено, что в классах психолого-педагогического и социально-гуманитарного профилей показатели благополучия выражены ниже, чем в общеобразовательном классе, что может быть мишенью для психолого-педагогического воздействия в целях улучшения адаптации, повышения психоэмоционального состояния и улучшения показателей благополучия.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2024 |
Страницы | 102-117 |
УДК | 159.923+371 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_1_102 |
Введение
Старшая школа играет важную роль в современной системе образования. От ее выпускников зависит эффективность всей системы образования, а также возможности для профессионального образования и успех молодых людей в их профессиональной деятельности. Поэтому старшая школа является ключевым элементом модернизации российского образования. Определенное своеобразие инновационных тенденций прослеживается в образовательной системе северных регионов Российской Федерации. Северные регионы России имеют схожие условия, связанные с особенностями формирования рынка труда (доминирование добывающих отраслей, сезонная организация труда, особенности финансирования бюджетных учреждений), территориальным устройством (отдаленность и труднодоступность населенных пунктов) и народонаселением (демографические параметры, низкая плотность населения, полиэтничность). Эти особенности определяют социально-экономическую специфику региона и актуальность процесса профилизации старшей ступени образования, что отражено в ряде региональных нормативных документов, в том числе в комплексном региональном проекте в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Школа ступеней» (утвержден приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 мая 2016 г. № 662).
Современное среднее общее образование нацелено на развитие когнитивных, личностных и социально-эмоциональных навыков детей в образовательной среде. Удовлетворение ребенка школьной средой, академическую успешность и комфортность в ней отражает его субъективное благополучие. Исследования показывают, что субъективное благополучие связано с различными факторами в будущем, включая доходы, профессиональные достижения, здоровье (включая психическое здоровье) и качество отношений с партнерами и друзьями. Для школьников одним из таких факторов являются их учебные достижения. Однако существует недостаток исследований, которые исследуют связь между учебными достижениями и субъективным благополучием (удовлетворенностью и эмоциональным состоянием) у обучающихся.
Исследования психологов из России и других стран показывают, что уровень субъективного благополучия у детей и подростков зависит от различных факторов. Одним из таких факторов является успеваемость в школе. Дети, которые хорошо учатся, обычно имеют более высокий уровень субъективного благополучия. Также важным предиктором субъективного благополучия является самооценка: подростки, которые имеют позитивное представление о себе, обычно чувствуют себя более счастливыми и довольными [10; 11]. Предикторами субъективного благополучия учащихся являются самоэффективность и тревожность [17], удовлетворенность школьной жизнью [16]. Удовлетворенность школой определяется как когнитивная оценка учащимися своей школьной жизни, предопределяющая общую удовлетворенность жизнью [12]. Удовлетворенность школой считается продуктом школьных условий и поведения в школьной среде. В свою очередь, удовлетворенность школой обусловлена такими переменными, как, например, социальная поддержка, связанная со школой, которая включает поддержку учителей и одноклассников [19]. Школьники, отличающиеся полным психическим здоровьем, которое определяется как сочетание низкой психопатологии и высокого субъективного благополучия, как правило, имеют лучшие академические, социальные и физические результаты [10; 18].
Чжэцзян, Хюбнер и Хиллс установили, что положительное влияние на удовлетворенность жизнью оказывают академические достижения [12; 15].